Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ (на примере муниципальных нормативных правовых актов) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.01.2015

Статья просмотрена: 6438 раз

Библиографическое описание:

Исаев, И. И. Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ (на примере муниципальных нормативных правовых актов) / И. И. Исаев, К. А. Бусалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14983/ (дата обращения: 19.10.2024).

В данной статье анализируется процесс учета и систематизации муниципальных нормативно- правовых актов.

Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

This paper analyzes the process of recording and organizing municipal regulatory acts.

Keywords:Systematization of normative — legal acts, accounting and regulatory legal acts.

 

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства [8 с.19] в определенную систему.

В научной юридической литературе под систематизацией понимается деятельность, направленная на обработку, упорядочение и приведение нормативно-правовых актов в единую согласованную систему. Ее целью является создание соответствующих условий применения права, установления связи между правотворчеством и правореализационной практикой [9 с. 64]. В научной литературе выделяются следующие виды систематизации нормативно-правовых актов:

1)                 инкорпорация;

2)                 консолидация;

3)                 кодификация.

Также многие авторы отмечают, что понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности, а именно: учет нормативных актов, их инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства [4].

Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учет нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений.

Учет нормативных актов — сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.

В проекте ФЗ «О нормативных правовых актах в РФ» под учетом нормативных правовых актов понимается сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковых систем, обеспечивающих получение достоверной информации о нормативных правовых актах. Учет должен обеспечивать получение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений о нормативных правовых актах.

На современном этапе, является актуальной проблема систематизации и учета муниципальных нормативно- правовых актов, принятых в муниципальных образованиях. В этой связи в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации наделены с 1 января 2009 г. полномочиями по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов.

В связи с чем, на федеральном уровне был принято Постановление Правительства РФ «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» от 10 сентября 2008 года № 657», в котором было закреплено создание федерального регистра муниципальных правовых актов, который состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В данном Постановлении был определен федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение и методическое обеспечение регистра — Министерство юстиции РФ. Согласно п. 8 данного Постановления Министерство юстиции РФ Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:

а)     сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

б)     ввод информации в регистр;

в)     гарантированное хранение информации в регистре;

г)     ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;

д)     ведение информационного портала регистра;

е)     предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;

ж)   режим защиты сведений, содержащихся в регистре [3].

Согласно ст. 43.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации [2].

В связи с этим, в субъектах РФ были приняты нормативно- правовые акты, которые бы регулировали отношения по поводу ведения региональных регистров муниципальных нормативно- правовых актов. В настоящее время законы, устанавливающие порядок ведения региональных регистров муниципальных правовых актов, приняты во всех субъектах Российской Федерации.

При этом наблюдается существенное различие в подходах к ведению региональных регистров, в том числе при организации правовой экспертизы муниципальных правовых актов на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству.

Закон Республики Бурятия от 13 октября 2008 г. № 470-IV «Об организации и ведении республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов» действует с 1 января 2009 г.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 ноября 2009 г. № 446 утверждено Положение о порядке формирования республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов. В соответствии с указанным Положением ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов возложено на Государственно-правовой комитет администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия. Постановлением правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2009 г. № 510 утверждено Положение о порядке проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Республике Бурятия. В Республике Мордовия принят Закон республики Мордовия от 30 октября 2008 года № 102- З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», в частности определен орган, осуществляющий ведение реестра — Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции.

Деятельность Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции (далее — Госкомюст) по ведению Регистра осуществляется в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», Законом Республики Мордовия от 30 октября 2008 г. № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», Положением о Государственном комитете Республики Мордовия по делам юстиции, приказом Госкомюста от 4 марта 2009 г. № 21 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия».

Несмотря на то, что определен перечень актов, которые необходимо отправлять в муниципальный регистр субъекта, на практике достаточно часто возникает большое количество вопросов, касающегося того, какие документы следует направлять, в связи с тем, что понятие «муниципальный нормативный правовой акт» в федеральном законодательстве отсутствует. На практике отсутствие четких критериев нормативности дезориентирует работников органов местного самоуправления, что влечет направление правовых актов, не подлежащих включению в регистр. Так, в Республике Бурятия в 2012 г. из 10294 актов, направленных органами местного самоуправления для включения в региональный регистр, 1547 актов не подлежали включению в него.

Хотелось бы подчеркнуть, что зачастую на практике возникают сложности, в связи тем, что отдельными главами муниципальных образований деятельность по взаимодействию с уполномоченным органом по ведению Регистра не всегда отвечает требованиям действующего законодательства, в результате чего грубо нарушаются сроки направления МНПА для включения в Регистр. В результате чего высшие должностные лица муниципальных образований привлекаются к административной ответственности по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергаются административному штрафу [1].

На практике возникают проблемы в связи с тем, что нарушаются сроки предоставления муниципальными органами принятых актов в орган субъекта, уполномоченный на ведение регистра, либо муниципальные нормативно- правовые акты предоставляются не в полном объеме, без надлежащего заверения, часто отсутствуют электронные варианты сведений, направляется значительное количество ненормативных актов [4, с.15].

В заключении хотелось бы отметить, что процесс систематизации и учета нормативно — правовых актов является актуальной на современном этапе и,поэтому, необходимо выстроить эффективное взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти в сфере формирования информации о нормативно- правовых актов для того, чтобы улучшить жизнь граждан на местах.

 

Литература:

 

1.      РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001, № 195-ФЗ // Российская газета, 2001, 31 декабря.

2.      ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 // Российская газета, 2003, 8 октября.

3.      Постановление Правительства РФ О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов: Постановление правительства от 10 сентября 2008 года № 657 // Собрание законодательства РФ, 2008, 22 сентября.

4.      Иванова А. Ю. Проблемы ведения регистра муниципальных нормативных актов в едином информационном пространстве // Информационное право, 2012, № 4, C. 13–19

5.      О. В. Хышиктуев, Д. Ц. Хобраков. Актуальные проблемы ведения регионального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Российская юстиция. -2013. — № 8, с. 9–11

6.      Попов. С. О. Юридическая ответственность муниципалитетов в связи с ведением федерального регистра нормативных правовых актов // Практика муниципального управления, № 2, 2011, С. 88–96

7.      Мозженко И. И. Проблемы регистрации муниципальных нормативных актов // Бизнес в законе. Экономико- юридический журнал. № 1/11, С.17–19.

8.      Худойкина Т. В. Стабильность закона или законодательства? (теоретические и практические аспекты) // Журнал российского права, 2010, № 9, С. 18–28.

9.      Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т. В. Худойкина, А. А. Брыжинский; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Саранск, 2008. 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): акт, Российская Федерация, Мордовия, Бурятия, ведение регистра, местное самоуправление, Регистр, Государственный комитет Республики, общий принцип организации, федеральный регистр.


Ключевые слова

систематизация нормативно-правовых актов, учёт нормативно-правовых актов

Похожие статьи

Классификация правовых нормативных актов В РФ

В статье рассматриваются внешние формы выражения правовых норм, в виде источников административного права, на примере актов государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Многообразие нормативных актов требует должной к...

Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России

В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России. Несмотря на то, что в юридической литературе нет однозначного определения нормативного правового акта, представляется весьма обоснов...

Об особенностях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством

В статье обозначается проблема приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Рассматриваются общетеоретические и практико-прикладные вопросы правотворческой деятельности.

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Актуальные проблемы учета товарно-материальных ценностей

Статья рассматривает проблемы учёта товарно-материальных ценностей. Определяет сложности учёта, связанные с обилием поставщиков, наименований товаров, материальных ценностей. Проведён анализ существующих систем учёта товарно-материальных ценностей. С...

Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации

В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

В настоящей статье автор рассматривает место и роль правовых актов Центрального банка Российской Федерации в иерархии правовых актов. Исследуется вопрос о порядке принятия и опубликования правовых актов Центрального банка РФ

Аналитический обзор нормативно-правовых актов, регулирующих организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих

В статье автор делает акцент на аналитический обзор нормативно-правовой базы государственной службы.

Административно правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации

В статье рассматривается вопрос правого регулирования охраны труда в соответствии с административным законодательством, приводится вариативность определения данного термина, его содержания и признаков. Также исследуется система правового и нормативно...

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Похожие статьи

Классификация правовых нормативных актов В РФ

В статье рассматриваются внешние формы выражения правовых норм, в виде источников административного права, на примере актов государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Многообразие нормативных актов требует должной к...

Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России

В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России. Несмотря на то, что в юридической литературе нет однозначного определения нормативного правового акта, представляется весьма обоснов...

Об особенностях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством

В статье обозначается проблема приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Рассматриваются общетеоретические и практико-прикладные вопросы правотворческой деятельности.

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Актуальные проблемы учета товарно-материальных ценностей

Статья рассматривает проблемы учёта товарно-материальных ценностей. Определяет сложности учёта, связанные с обилием поставщиков, наименований товаров, материальных ценностей. Проведён анализ существующих систем учёта товарно-материальных ценностей. С...

Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации

В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

В настоящей статье автор рассматривает место и роль правовых актов Центрального банка Российской Федерации в иерархии правовых актов. Исследуется вопрос о порядке принятия и опубликования правовых актов Центрального банка РФ

Аналитический обзор нормативно-правовых актов, регулирующих организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих

В статье автор делает акцент на аналитический обзор нормативно-правовой базы государственной службы.

Административно правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации

В статье рассматривается вопрос правого регулирования охраны труда в соответствии с административным законодательством, приводится вариативность определения данного термина, его содержания и признаков. Также исследуется система правового и нормативно...

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Задать вопрос