Система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 21.10.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, А. И. Система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации / А. И. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118425/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает систему административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации как совокупность нормативных актов, институтов и процедур, направленных на регулирование деятельности органов исполнительной власти на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В основе данной системы лежат положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, подзаконных актов и административных процедур.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, государственное управление, органы исполнительной власти, структурно-системная организация.

In the article, the author examines the system of administrative and legal regulation of executive bodies of the Russian Federation as a set of normative acts, institutions and procedures aimed at regulating the activities of executive bodies at various levels: federal, regional and municipal. This system is based on the provisions of the Constitution of the Russian Federation, federal laws, by-laws and administrative procedures.

Keywords: administrative and legal regulation, public administration, executive authorities, structural and systemic organization.

В науке административного права не изучены в той степени вопросы, которые касаются административно-правового регулирования, для того, чтобы можно было бы сформировать корректное и полное понимание указанного механизма. В основу этого легли следующие предпосылки. В связи с тем, что административное право, если её рассматривать как отрасль российского права имеет довольно широкий предмет. Исследования ученых направлены на оценку и определение перспектив развития отдельных его институтов, что имеет весомое значение, так как они позволяют выработать рекомендации по улучшению правового регулирования и практической организации функционирования многочисленных отраслей и сфер государственного управления [2, 202].

Философия даёт своё определение понятию система. Так, ее сущность определяется совокупностью устойчивых связей того или иного объекта, способствующих сохранению его основных свойств, несмотря на внутренние и внешние изменения [1, 647].

Анализ системы административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации необходимо начать с общих закономерностей, которые характерны для любой системы права. К. В. Шундиков выделяет следующие признаки: обладание собственным специфическим предметом; ориентированность на реализацию особых правовых целей; способность оказывать характерное лишь для данного механизма специально-юридическое воздействие права, обусловленное применением определенных методов и средств; воплощение исключительно в особой форме, предусмотренной в нормативно-правовых актах; направленность на конкретные значимые для общества результаты.

К целям административно- правового регулирования можно отнести: формирование предпосылок для эффективного функционирования субъектов государственного управления как необходимого условия реализации потребностей общества, государства и граждан; достижение такого уровня организации государственного о управления, при котором обеспечивался бы политический режим, основанный на демократических началах; создание гарантий осуществления индивидуальными и коллективными субъектами административного права закрепленных за ними прав, свобод и законных интересов в сфере реализации исполнительной власти; поддержание на должном уровне механизма защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц от незаконных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц [3, 129].

Предмет административно-правового регулирования в широком смысле представляет собой государственное управление, в узком смысле — деятельность органов исполнительной власти и некоторых иных публично-властных субъектов, организующих исполнение и непосредственно исполняющих законы и принятые в целях обеспечения их реализации подзаконные нормативные правовые акты. В связи с этим любые правоотношения, его образующие, носят организационный характер.

Основными элементами системы административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, административные процедуры, органы, осуществляющие контроль и надзор.

При анализе элементов системы административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации были выявлены следующие положения.

Основополагающим принципом Конституции Российской Федерации является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что создает правовую основу для функционирования органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации [4]. Конституция определяет, что субъекты Российской Федерации обладают полномочиями в рамках своей компетенции, которые включают право на создание собственных органов исполнительной власти, что позволяет учитывать местные особенности и потребности.

Конституция Российской Федерации служит основой для принятия федеральных законов, которые регулируют деятельность органов исполнительной власти. Например, федеральные законы могут устанавливать общие принципы организации и функционирования таких органов.

Например, законодатель чётко регламентирует такие процедуры как административный надзор и административный арест в федеральных законах: от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста». Законодатель досконально не определяет каждый шаг субъектов. Бытовые и иные организационно-технические вопросы решают органы исполнительной власти Российской Федерации.

Однако неправильное толкование нормативно-правовых актов субъектами органов исполнительной власти Российской Федерации может привести к нарушениям прав и законных интересов граждан. Например, когда остановка транспортного средства и пешехода, проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния, осмотр транспортного средства и груза, их задержание регулируются Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», не имея на то законодательного обоснования, то возникает вполне резонный вопрос о соблюдении ст. 55 Конституции РФ [5, 110].

Контроль и надзор осуществляются через институты прокуратуры и контрольных органов. Органы прокуратуры не вмешиваются в сферу муниципального контроля, взаимодействуют с контрольно-надзорными государственными ведомствами (органами), не затрагивая вопросы реализации контрольных полномочий.

Примерами осуществления полномочий контрольных органов могут быть следующие: органы Росздравнадзора осуществляют лицензионный контроль за фармацевтической деятельностью; федеральный государственный контроль за обращением медицинских изделий; качества и безопасности медицинской деятельности, в т. ч. психиатрической помощи; лицензионный контроль за деятельностью по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий; контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Органы прокуратуры могут осуществлять надзор за исполнением законов при реализации контрольных полномочий вышеперечисленными органами исполнительной власти, но на суть контрольной деятельности это может повлиять малым образом [6, 8].

Формы административно-правового регулирования рассчитаны на усиление результативности деятельности органов государственного управления и их должностных лиц. Они реализуются повышения системной и структурной организации данных органов, рационализацию выполняемых ими функций и полномочий, организацию их взаимодействия.

Одной из форм административно-правового регулирования является режимное регулирование, в основе которого лежит принятие комплекса законодательных и подзаконных актов, вводящих систему правил, определяющих на постоянной или временной основе нестандартные параметры деятельности тех или иных участников социальных связей с государственно-управленческим содержанием [7, 182].

Таким образом, система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации представляет собой сложный многоплановый механизм. Он реализуется посредством взаимодействия элементов системы в соответствии с поставленными целями с учётом прав и законных интересов граждан.

Литература:

  1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 3. С. 647.
  2. Рукавишников С. М. Структура механизма административно-правового регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. С. 201–208.
  3. Рукавишников С. М. Понятие и особенности механизма административно-правового регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 125–132.
  4. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
  5. Осинцев Д. В., Соболев О. В. Источники административного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т.16. № 4. С. 109–115.
  6. Осинцев Д. В. Административный контроль и прокурорский надзор: пределы правоприменения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 4. С. 5–10.
  7. Лакаев О. А. К вопросу об особенностях административно-правовых режимов // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 4. С. 181–185.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, административно-правовое регулирование, административно-правовое регулирование органов, государственное управление, орган, административный арест, административный надзор, законный интерес граждан, транспортное средство.


Похожие статьи

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Проблема реализации принципа разделения властей в России

В статье раскрывается проблема реализации принципа разделения власти в России, исходя из анализа нормативно-правовой основы: Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и законов Российской Федерации, ре...

Оценка эффективности государственного и муниципального управления

В статье обозначена нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления, важность исследования которой обуславливается современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Принцип разделения властей как основа организации государственной власти

Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет современный облик политической системы российского о...

Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ

Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

В статье автор пытается рассмотреть особенности правового регулирования службы в уголовно-исполнительной системе. Нормативные основы правового статуса службы в органах исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусмат...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Организация работы органов местного самоуправления в Российской Федерации: принципы и особенности

В статье особое внимание уделено исследованию принципов и особенностей организации работы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе. Актуальность выбранной темы заключается в том, что она имеет прямое отношение к гос...

Похожие статьи

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Проблема реализации принципа разделения властей в России

В статье раскрывается проблема реализации принципа разделения власти в России, исходя из анализа нормативно-правовой основы: Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и законов Российской Федерации, ре...

Оценка эффективности государственного и муниципального управления

В статье обозначена нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления, важность исследования которой обуславливается современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Принцип разделения властей как основа организации государственной власти

Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет современный облик политической системы российского о...

Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ

Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

В статье автор пытается рассмотреть особенности правового регулирования службы в уголовно-исполнительной системе. Нормативные основы правового статуса службы в органах исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусмат...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Организация работы органов местного самоуправления в Российской Федерации: принципы и особенности

В статье особое внимание уделено исследованию принципов и особенностей организации работы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе. Актуальность выбранной темы заключается в том, что она имеет прямое отношение к гос...

Задать вопрос