В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления, проблемы нормотворчества
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России, форму осуществления народовластия. Однако реализация любой формы власти возможна только через принятие компетентными органами и исполнение всем обществом в целом нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения.
Под муниципальным (местным) нормотворчеством понимается осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления процессуальном порядке деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения [1, с. 55].
Основная задача любого нормотворческого органа заключается в обязанности издавать качественные, своевременные, а главное — эффективные нормативно-правовые акты (законы).
Понятие муниципального правового акта содержится в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Но наряду с законным понятием, вопросу правовой природы муниципальных правовых актов посвящены статьи Л. А. Быковой, В. Г. Коняхина, В. Ю. Самовича [3, с. 22–27; 4, с.9–12]. В указанных статьях авторы приводят разные точки зрения учёных в отношении понятия муниципального правового акта, его сущности, признаков и места в общей системе российского права.
В юридической литературе вопросам природы, специфики, эффективности, качества, проблемам и перспективам муниципального нормотворчества посвящены работы таких ученых как А. С. Авитисов, А. Н. Артамонов, Л. А. Быкова, А. А. Джагарян, О. Л. Казанцева, В. Г. Коняхин, Д. А. Савченко, Е. С. Шугрина и многие другие. Я думаю, что вопросам нормотворчества органов местного самоуправления будут посвящены еще сотни работ учёных, поскольку существуют разные точки зрения в этой области, а муниципальное право продолжает развиваться и усовершенствоваться.
Среди проблем нормотворчества органов местного самоуправления, на которые обращают внимание многие ученые (в частности, О. Л. Казанцева), можно выделить следующие [5, с. 69–75]: несоответствие нормативно-правовых актов действующему законодательству; не соблюдение правил юридической техники; превышение органами местного самоуправления своих полномочий; нарушение бюджетного законодательства о налогах и сборах; несоблюдение порядка принятия или формы нормативного правового акта (издание акта в иной форме, чем предусматривает Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») и другие. Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Самая основная, на мой взгляд, проблема — это низкий уровень подготовки сотрудников администрации, которые занимаются разработкой проектов муниципальных правовых актов, особенно в сельских поселениях. Безусловно, это связано с недостаточным финансированием муниципальных образований, в частности, сельских поселений. Конечно, специалист органа местного самоуправления должен не только в совершенстве знать действующее законодательство, но и отслеживать все нововведения в них. Таким образом, специалист органа местного самоуправления должен обладать высокой степенью именно юридической квалификации. Но в реальности это не так. Поэтому при издании нормативно-правовых муниципальных актов зачастую не соблюдаются правила юридической техники: наблюдаются опечатки, орфографические, грамматические ошибки; нарушение нумерации статей, строк; встречаются дублирование норм. Поэтому принятие такого муниципального акта приводит к непониманию его смыла, не соответствию действующему законодательству и включению в него коррупциогенного фактора. Поэтому на фоне данной проблемы можно решить вопрос о повышении уровня квалификации сотрудников органов местного самоуправления. Например, наладить сотрудничество с органами юстиции, прокуратуры, органами государственной власти субъектов РФ и проводить совместные семинары, практикумы и совещания по проблемным вопросам нормотворчества органов местного самоуправления. Но на практике пока мы видим иное: принятие нормативно-правового акта, направление его в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной и законодательной экспертизы и, как результат, вынесение надзорными органами предписаний, протестов и требований.
Муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ. Нормативное регулирование в этой сфере осуществляется законами субъектов РФ.
Министерство юстиции РФ анализирует работу по ведению регистра муниципальных правовых актов и готовит обзоры практики его ведения. Несоблюдение правотворческой техники при подготовке и принятии таких актов приводит к тому, что они не включаются в вышеуказанный регистр. Решению данной проблемы поможет информатизация этого процесса.
Считаю, что необходимо создать единую информационную автоматизированную систему, которая позволит иметь полное представление о муниципальном нормотворчестве. Например, Иванова А. Ю. в своей статье «Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления и возможности современных информационных технологий» упоминает про разработку и внедрение такой системы, как «АРМ Муниципал» [6].
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время есть необходимость нацелить органы местного самоуправления на законное и целесообразное решение вопросов в области нормотворческой деятельности.
Литература:
- Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 54.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822. //Консультант Плюс. Дата обращения: 17.03.2017 г..
- Быкова Л. А. Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 22–27.
- Коняхин В. Г. Самович В. Ю. К вопросу о правовой природе актов представительных органов муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 2. С. 9–12.
- Казанцева О. Л. Проблемы правотворческой деятельности муниципальных образований в Российской Федерации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия право. 2013. Т.9, вып.2 С. 69–75.
- Иванова А. Ю. Проблемы нормотворчесва органов местного самоуправления и возможности современных информационных технологий //Журнал «Правовая информатика», выпуск № 2/2012.