Учет нормативных правовых актов — важнейший инструмент, включающий сбор, хранение, регистрацию, расположение в определенном порядке и поддержание в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Систематизация правовых актов невозможна без предварительного квалифицированного юридического учета. Юридический учет позволяет повысить эффективность использования и реализации норм права как физическими и юридическими лицами, так и государственными органами.
Ключевые слова: нормативный правовой акт, учет нормативных правовых актов, систематизация, официальный учет, неофициальный учет, картотека, журнал, информационно-поисковая система.
Keys words: normative legal act, accounting of normative legal acts, systematization, official accounting, unofficial accounting, card file, journal, information and search system.
Главным источником права в РФ является нормативный правовой акт. Как отмечал Матузов Н. И.: «Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение» [3]. Все действующие нормативно-правовые акты образуют сложную иерархическую систему. В настоящее время в РФ существует и действует большое количество разнообразных нормативных правовых актов: в частности, законы, подзаконные акты, международные договоры, внутригосударственные договоры. Некоторые из них, регулируют одни и те же правоотношения, противоречат друг другу, некоторые, несмотря на прекращение действия, все же применяются на практике. Устранение указанных проблем, приведение всех существующих и действующих нормативных правовых актов в соответствие, в единую согласованную систему, осуществляется посредством систематизации и учета нормативных правовых актов.
Действующее законодательство не содержит понятия «учет нормативно-правовых актов». Однако, в юридической доктрине можно выделить две основные точки зрения по данному вопросу. Представители первой точки зрения относят учет к особому виду систематизации. Так, В. Н. Карташов считал, что учет — «это разновидность правовой систематизации, связанной с нахождением соответствующих правовых актов, их регистрацией и расположением в определенном порядке (системе) по конкретным основаниям (дате издания, предметному признаку и т. п.) в журналах, карточках и т. п.» [2].
Представители второй точки зрения рассматривают учет как особый процесс, не являющийся видом систематизации, но непосредственно с ней связанный. По этому поводу И. И. Исаев и К. А. Бусалова писали: «Учёт нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учёт нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений» [1].
На наш взгляд, юридический учет — одна из разновидностей систематизации правовых актов, которая включает сбор, хранение, регистрацию, расположение в определенном порядке и поддержание в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Систематизация правовых актов невозможна без предварительного квалифицированного юридического учета.
Значение деятельности по учету правовых актов проявляется в следующем:
1) Юридический учет способствует эффективной реализации права как физическими и юридическими лицами, так и государственными органами: быстрый поиск действующих актов обеспечивает возможность непосредственного ознакомления с содержанием документа и его применение для реализации своего права.
2) Без юридического учета невозможна правотворческая деятельность. Принятые правовые акты не должны противоречить друг другу, вновь принятые должны соответствовать уже действующим. Для этого законодатель должен иметь возможность найти действующие правовые акты, ознакомится с их содержание, изучить возможные противоречия и возникающие коллизии.
3) Юридический учет обеспечивает осуществление правоприменительной деятельности в рамках действующего законодательства, способствует защите прав и интересов субъектов права.
4) Важно отметить, что учет правовых актов играет важную роль в правовом воспитании и подготовке квалифицированных специалистов в области права, является важнейшей частью процесса обучения юристов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основном юридический учет выполняет информационную функцию.
Объекты юридического учета — нормативно-правовые акты во всем их многообразии. Важно отметить, что субъектами учета могут быть как государственные органы, так и любые юридические и физические лица.
На наш взгляд, в зависимости от определенных критериев можно выделить следующие основные виды учета правовых актов:
1) В зависимости от субъекта учета:
– официальный учет — учет, осуществляемый уполномоченным государственным органом. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации [4].
– неофициальный учет — учет, который ведут различные юридические и физические лица.
2) В зависимости от юридической силы документа: учет законов, учет подзаконных актов и т. д.
3) В зависимости от отраслевой принадлежности: учет правовых актов, регулирующих семейные, земельные правоотношения и т. п.
4) В зависимости от органа, принявшего правовой акт: учет правовых актов, принятых Федеральным собранием, Президентом РФ и т. п.
Вопрос необходимости учета нормативно-правовых актов возникал и активно обсуждался еще в советские времена. Государство сделала попытку осуществить юридический учет и сделать его наиболее эффективным и полезным. Так, в 1977 году Министерством юстиции СССР было утверждено Положение о государственном учёте правовых актов СССР и союзных республик.
В соответствии с указанным положением учет осуществлялся в трех основных формах:
1) Ведение картотек: в карточки установленной формы органом, принявшим данный документ, вносилась информация о правовом акте, после чего заполненная карточка направлялась в Научный центр правовой информации при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР, который и осуществлял непосредственный учет принятых актов.
2) Ведение журналов, содержащих реквизиты правового акта.
3) Поиск правовых актов с помощью существующих на тот момент ЭВМ.
Учет, согласно указанного положения, включал в себя централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о таких актах.
Научно-технический прогресс, развитие технологий, позволило автоматизировать процесс юридического учета, сделать его доступным широкому кругу лиц.
Некоторые из вышеупомянутых видов учета действуют в настоящее время, некоторые были существенно изменены.
Так, по нашему мнению, в настоящее время существуют следующие виды учета:
1) Учет путем ведения картотек. Это наиболее простой способов учета. На карточках содержится основная информация о нормативном правовом акте: наименование документа, наименование издавшего его органа, дата принятия документа и т. п. Карточки расположены в определенном порядке, как правило, в алфавитном порядке, либо по дате принятия документа.
2) Ведение журналов. Данный способ является наименее информативным и не содержит текст самого акта. В журналах отражены реквизиты акта: наименование, орган, его принявший, дата принятия, номер документа.
3) Ведение сброшюрованных папок. Применяется, в основном, для ведения неофициального учета либо юристами, либо гражданами для личного пользования.
4) Учет в информационно-поисковых системах, таких как «Гарант», «Консультант Плюс». Данный вид учета является наиболее эффективным, быстрым и удобным. Его используют субъекты как официального, так и неофициального учета. Важно отметить, что данные базы очень объемны и содержат практически все правовые акты. Поиск осуществляется в пределах нескольких секунд. С текстом документа можно ознакомиться непосредственно, можно распечатать документ.
Юридический учет в призме использования современных технологий, это не просто сбор, хранение и обработка правовых актов, но и ведение классификаторов, словарей и справочников, ведение информационного портала, а также обеспечение возможности ознакомления с содержанием правовых актов и информацией о них.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о наличии следующих основных проблем в сфере учета правовых актов:
1) Отсутствие уполномоченного органа (либо организации), деятельность которой заключалась в проведении учета все действующих нормативно-правовых актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований.
На наш взгляд, создание такого специализированного органа обеспечит всесторонний и полный учет существующих и действующих нормативно-правовых актов.
2) Отсутствие правового регулирования юридического учета.
Разработка четкого порядка учета нормативных правовых актов, способов учета, позволит сделать процесс учета эффективным и понятным. На наш взгляд, должен быть принят закон, регламентирующий порядок проведения учета нормативно-правовых актов.
Наиболее эффективным, по нашему мнению, является создание Единого государственного реестра действующих нормативных правовых актов РФ как акта систематизации законодательства в форме учета. Государственный реестр при определенной периодичности переиздания или его ведения в электронном виде может обеспечить практическую реализацию данного вида систематизации законодательства и обеспечить систему единого государственного учета нормативно — правового материала в стране.
3) Недостаточная информатизация процесса юридического учета.
XXI век — век информационных технологий. Полная информатизация и компьютеризация юридического учета позволит облегчить не только процесс учета, но и процесс поиска информации. Экономия времени и быстрота поиска нужного документа — главные преимущества данного направления развития учета нормативно-правовых актов в РФ.
4) Отсутствие должного внимания к вопросу изучения юридического учета. На юридических факультетах вопрос учета нормативно-правовых актов, как правило, является составляющей частью вопроса систематизации, однако, в большинстве случае, он либо подлежит поверхностному изучению, либо вообще не подлежит рассмотрению. Самостоятельное изучение вопроса юридического учета на юридических факультетах позволит понять значимость данного инструмента, а также позволит в дальнейшем обеспечить его развитие и продуктивное применение.
В заключение хотелось бы отметить, что учет нормативно-правовых актов — это важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию норм права, и служащий в целях систематизации действующего законодательства.
Литература:
- Исаев И. И., Бусалова К. А. Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ // Молодой ученый. — 2015. — № 2.
- Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Часть 5. Правосистематизирующая практика. — Ярославль, 1999.
- Макаренко Т. Н., Сарапкина Е. Н. Актуальные вопросы систематизации правовых актов // Правовая информатика. — 2014. — № 2.
- Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» // Российская газета. № 198. 19.09.2008.