Направления и виды систематизации права | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория государства и права

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (6) июль 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 2462 раза

Библиографическое описание:

Кирилкин, К. К. Направления и виды систематизации права / К. К. Кирилкин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 4 (6). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/98/3391/ (дата обращения: 16.12.2024).



В процессе систематизации можно выделить нисходящее и восходящее направление. При нисходящем направлении систематизация законодательства проходит путь от общего к конкретному, например, принимаются Основы законодательства, затем отраслевые кодексы и, далее, специализированные кодексы. При восходящем направлении систематизация законодательства проходит путь от конкретного к общему, например, вначале отдельные законы учитываются, затем инкорпорируются, далее принимается ряд консолидированных актов, за которыми идет принятие кодификационных актов, завершается развитие принятием Свода законов.

В науке определение субъекта систематизации позволило выделить такие ее виды, как официальная, официозная и неофициальная. Официальная систематизация имеет место в том случае, если ее результат принят или санкционирован правотворческим органом. Официозная систематизация имеет место в случае, когда работа систематизирующим органом проводится по поручению правотворческого органа, но не получает санкции последнего. Субъектами неофициальной систематизации являются издательства, научные и учебные учреждения, а также частные лица.

Выбор определенного способа расположения нормативного материала при систематизации нормативных правовых актов позволяет выделить такие ее виды как хронологическая, предметная и алфавитная.

Хронологическая систематизация основана на расположении систематизируемого нормативного материала в зависимости от даты его принятия. Предметная систематизация основана на расположении систематизируемого нормативного материала по предметному признаку (отраслям и институтам права, сфере деятельности), а алфавитная по алфавиту.

Систематизация нормативных правовых актов предполагает использование широкого спектра приемов и способов юридической техники, различное сочетание которых позволяет вести речь о нескольких видах этой деятельности по совершенствованию законодательства. Относительно количества видов систематизации в теории права также нет на сегодняшний момент единой точки зрения. Классификацию видов систематизации нормативных правовых актов возможно провести по различным основаниям.

Среди множества точек зрения относительно количества видов систематизации верной необходимо признать позицию группы авторов, классифицирующих систематизацию с выделением в качестве ее видов инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Кроме того, следует отметить, что А. Ф. Шебанов [6, с. 152] и Д. А. Керимов [3, с. 90] рассматривают консолидацию как наивысшую разновидность инкорпорации, не выделяя ее в самостоятельный вид систематизации законодательства. С этой точкой зрения мы не можем согласиться, поскольку среди задач, которые призвана решать консолидация, практическими всеми исследователями определяется изменение содержания форм права. Вместе с тем, Ряд исследователей относит кодификацию к правотворческой, а не систематизационной деятельности. На наш взгляд, подобный подход сильно искажая предмет и методы кодификации, сужает сферу ее функций. Здесь, прежде всего, хотелось подчеркнуть, что никто из отечественных исследователей не отрицает, что в ходе кодификации нормы, их элементы не только создаются вновь. Полагаем, что, следует согласиться с Мнением В. Н. Карташова, полагающему, что кодификационная деятельность имеет смешанный характер, входя в сферу как систематизационной, так и правотворческой практики [1, с. 442].

Наряду с инкорпорацией, консолидацией и кодификацией отдельные исследователи уверенно выделяют в качестве вида систематизации учет нормативных правовых актов (А. С. Пиголкин [5, с. 31–32], Т. В. Кашанина [2, с. 332]). Согласно классической характеристике учета, данный вид соответствует способу систематизации, при котором производится инвентаризация, отбор и обобщение нормативных правовых актов субъектом правотворческой или правоприменительной деятельности в соответствии с предметом их деятельности.

К разновидностям учета относят: 1) фиксацию реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет); 2) картотечный учет; 3) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов. Кроме того, в последние десятилетия все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. В Российской Федерации такого рода автоматизированные системы созданы в аппарате Государственной Думы, Совета Федерации. Президента РФ, Правительства РФ, в Министерстве юстиции РФ и в ряде других федеральных органов. Создан и активно разворачивает свою деятельность также и ряд коммерческих автоматизированных информационно-поисковых систем законодательства («Консультант-Плюс». «Гарант», «Кодекс», «Техэксперт», «Референт» и др.).

Самостоятельным видом систематизации большинством авторов признается инкорпорация. Согласно устоявшемуся мнению инкорпорация соответствует способу систематизации, при котором происходит объединение нормативных правовых актов по каким-либо признакам в сборники. При применении инкорпорации новый нормативный правовой акт не принимается, а систематизируемые нормативные правовые акты остаются без изменений.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную (осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа [органов], который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание), официозную (полуофициальную) (правотворческий орган поручает издание собраний и сборников законодательства, но официально не утверждает и не одобряет его) и неофициальную (осуществляется субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе).

Следующим видом систематизации в отечественной теории права является консолидация. Принимая дефиницию Т. В. Кашаниной, определим консолидацию, как «объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт» [2, с. 325]. При этом «в проекте консолидированного акта могут воспроизводиться нормативные предписания по определенному вопросу из акты различной юридической силы» [4, с. 98]. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.

Наиболее приоритетным и политически значимым видом систематизации нормативных правовых актов принято считать кодификацию. В научной среде устоялось мнение о том, что кодификация является наиболее совершенной, прогрессивной и эффективной формой систематизации действующего законодательства.

Определение существенных отличий кодификации от прочих видов систематизации позволяет назвать следующие ее неотъемлемые признаки: субъектом кодификации может выступать только нормотворческий орган соответствующего уровня; все обработанные нормативные правовые акты заменяются одним новым; применяется внешняя и внутренняя обработка нормативного материала с возможностью кардинального изменения правовой материи путем создания новых норм права, отменой или модификацией действующих. Наличие существенных признаков кодификации позволяет сформулировать следующую дефиницию.

Кодификацию следует понимать как вид систематизации законодательства, в процессе которого нормотворческий орган все выбранные внешне и внутренне обработанные нормативные правовые акты заменяет одним новым с одновременной возможностью кардинального изменения правовой материи путем изменения норм права.

Необходимо подчеркнуть, что кодификация законодательства не представляет собой однообразной деятельности. В зависимости от комбинаций ряда существенных факторов, кодификация может быть классифицирована по различным основаниям на следующие типы: в зависимости от обрабатываемого нормативного материала на вертикальную и горизонтальную; в зависимости от объема обрабатываемого нормативного материала различают всеобщую, отраслевую и специальную (комплексную) кодификацию.

Итак, сравнительный анализ признаков и сущности системы права и системы законодательства, являющих собой результат систематизационной практики различного уровня и характера, позволяет определить, что систематизация права — это прежде всего доктринальная юридическая деятельность, а систематизация законодательства является наиболее реальным ее воплощением. В этой связи систематизация права представляется нам как особый вид юридической деятельности, в своей реализации проявляющийся как постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В систематизации нормативных правовых актов традиционно различают правотворческий и информационно-правовой аспекты.

Учитывая указанные нами суждения о системе права и системе законодательства, а также о значении систематизации, полагаем, что целью систематизации законодательства является приведение нормативных правовых актов, через их упорядочение, в согласованную систему, актуально и наиболее объективно отражающую систему права.

Вышеперечисленные положения о направлениях систематизации права показывают, что классификация видов и форм систематизации нормативных правовых актов в зависимости от используемого в юридической практике способа не имеет однозначной структуры (разными авторами выделяются и различные виды систематизации, и различное их количество) и нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании с целью выявления наличия самостоятельности отдельных видов систематизации и признания их таковыми. Вместе с тем, занимая ведущее место среди видов систематизации законодательства, официальная инкорпорация, а также консолидация и кодификация способны в кратчайшие сроки решить основные задачи правовой систематизации и достигнуть ее основной цели.

Литература:

  1. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т.I /В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т.– Ярославль: ЯрГУ, 2005.С. 442.
  2. Кашанина, Т. В. Юридическая техника. — М., 2007. — С. 332.
  3. Керимов, Д. А. Законодательная техника. — М., 1998. — С. 90.
  4. Михайлов, О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. — М., 2003. — С. 98.
  5. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. — СПб., 2003.-С. 31–32.
  6. Шебанов, А. Ф. Систематизация законодательства — важное условие совершенствования советского права // Право и коммунизм. — М., 1965. — С. 152.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, правотворческий орган, вид систематизации, кодификация, систематизация законодательства, кардинальное изменение, нормативный материал, обрабатываемый нормативный материал, правовая материя, систематизируемый нормативный материал.
Задать вопрос