Эффективность организации безопасности в учебном заведении по предотвращению террористических актов, а также подготовка учащихся к действиям в условиях террористических актов возможна в случае создания специальной системы безопасности школы, с одной стороны, и обучения школьников конкретным действиям по предотвращению террористических актов и правилам поведения во время них с помощью методов развития критического мышления с другой стороны.
Ключевые слова:террористический акт, система безопасности, критическое мышление, инновационные методы обучения
В 2012 году было совершено 8500 терактов по всему миру. Они унесли жизни почти 15,5 тысячи человек. Исследователи отмечают, что большинство терактов совершается в странах с преимущественно мусульманским населением, однако и в России проблема терроризма не теряет своей остроты. Актуальным, на наш взгляд, представляется определение проблем безопасности по предотвращению террористических актов в учебном заведении, разработка и применение оптимальной структуры, а также форм и методов по изучению темы «Терроризм», позволяющих повысить эффективность антитеррористической подготовки школьников во время учебной деятельности на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
В своей работе мы предприняли попытку доказать, что эффективность организации безопасности в учебном заведении по предотвращению террористических актов, а также подготовка учащихся к действиям в условиях террористических актов возможна в случае:
- создания специальной системы безопасности школы и разработки Паспорта безопасности учебного заведения, с одной стороны, и
- обучения школьников конкретным действиям по предотвращению террористических актов и правилам поведения во время них с помощью методов развития критического мышления с другой стороны.
Термин «терроризм» происходит от латинского «террор» — страх, ужас. Терроризм осуществляется как борьба подпольная, насильственная, целенаправленная, управляемая, идеологизированная [1]. В свою очередь террористический акт выполняет функции устрашения какой-либо категории лиц либо пропагандирует идеи террористов.
В России терроризм начал активно развиваться в конце 19 века. При этом сначала активно развивался революционный терроризм, в последствие уступивший место терроризму националистскому.
В современной России терроризм носит в основном политический характер. Основными территориями терактов стали Чеченская республика, центральные и южные районы РФ. Трагедия на мюзикле Норд-ост на Дубровке в Москве, теракт на праздновании Дня Победы в Каспийске, серия взрывов в метро в разные годы, захват заложников в Буденовске — это далеко не полный перечень самых громких терактов последних лет. Однако, наверное, самым страшным террористическим актом считается захват школы в Беслане в 2004 году, когда погибли более 330 человек, ранены около пятисот. Среди многих предпосылок к совершению этого теракта стала абсолютная неготовность школы противостоять натиску боевиков, отсутствие на ее территории системы безопасности как таковой. И в этом смысле школа № 1 в Беслане мало отличается от любой другой российской школы. Нами были выделены следующие характерные недостатки обеспечения антитеррористической защиты образовательных учреждений:
- отсутствует пропускной контроль на территорию школ;
- отсутствует видео-наблюдение;
- отсутствуют «тревожные» кнопки;
- отсутствуют системы обнаружения опасных предметов (оружия, взрывчатых веществ);
- отсутствует система подготовки учеников и преподавательского состава к действиям по предотвращению террористического акта и во время его совершения
Именно поэтому мы предлагаем для каждой школы разработать комплексную систему физической защиты как одного из двух основных элементов подготовки к антитеррористической деятельности. Характеристика функций такой системы представлена на рис. 1
Рис. 1. Функции системы физической защиты учебного заведения
Для этого в первую очередь необходимо определить основные характеристики объекта, его расположение, характеристику местности, количество обучающихся и сотрудников школы. Затем необходимо провести тщательный анализ потенциальных опасностей и угроз на объекте, оценить риск их возникновения. В зависимости от результатов такого анализа следует описать существующие меры защиты и определить основные проблемы в системе безопасности учреждения и как итог — внедрить недостающие элементы. Так, например, в большинстве школ города Железногорска Красноярского края отсутствуют датчики обнаружения проникновения, металлоискатели, системы видеонаблюдения. Профессионализм работников охраны, задействованных в школах, также нуждается в повышении. Нельзя также забывать о постоянном мониторинге обстановке, проведении учений в условиях, близких к реальным, корректировке в случае необходимости используемых антитеррористических средств. Все эти сведения и должны составить содержание Паспорта безопасности школы.
Вторым, но не менее важным элементом системы подготовки школы к действиям в условиях террористической опасности является подготовка самих учащихся. Сегодня образовательным стандартом предусмотрен в качестве одного из основных школьных предметов — предмет ОБЖ. В его рамках следует выделить раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни». В процессе изучения материала этого раздела школьникам предлагается изучить основные опасности криминального характера, основы самообороны, правила поведения в местах большого скопления людей, а также меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта и правила поведения при похищении или захвате в качестве заложника.
Теоретически преподавателям ОБЖ предоставлена возможность использовать любые самые современные методы обучения школьников. Однако на практике в основном используются объяснительно-иллюстративные методы, в рамках которых запоминание требует значительного заучивания. Иными словами эффективность этих методов невелика, ведь навыки поведения должны быть подкреплены практическим опытом и сохраниться у школьника надолго. Именно поэтому мы предлагаем использовать методы развития критического мышления у школьников. Такое мышление представляет собой естественный способ взаимодействия человека с окружающим его миром. Оно развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и представляет собой систему суждений, используемую для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов, и позволяющую выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. [3]
На первой стадии развития критического мышления обучающиеся анализируют имеющиеся у них знания по теме, формируют вопросы, ответы на которые хотят получить в процессе обучения. Вторая стадия предполагает предоставление учителем новой информации. При этом применяются методы активного слушания или чтения. Это позволяет сохранить интерес школьников к проблеме, облегчает усваивание и запоминание новой информации. На завершающей третьей стадии обучающиеся возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения в свои ответы на вопросы, выполняют творческие задания. Таким образом, запоминание нового материала происходит почти автоматически, а полученные знания благодаря использованию описанных на рис.2 приемам становятся частью личного опыта школьников.
С целью практического доказательства этого вывода мы провели эксперимент среди учащихся 9-х классов школы № 90 г. Железногорска. Для определения эффективности использования методов развития критического мышления мы разделили учащихся на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Ученики 9А класса составили контрольную группу, а ученики 9Б — экспериментальную.
Рис. 2. Базовые приемы для развития критического мышления в процессе обучения
Примерно за 1 неделю до проведения занятия по теме «Терроризм» мы провели контрольный тест и оценили его результаты. И в контрольной и в экспериментальной группе средний количество правильных ответов не превышало тройки, результат был неудовлетворительным. Далее мы провели занятие по предложенной тематике в обеих группах. При этом содержание занятий было одинаковым, разнились только методы их проведения. В 9а — применялись объяснительно-иллюстративные методы обучения, а в 9б –методы развития критического мышления.
Через три недели после занятия без предварительной подготовки ученики обоих классов выполнили контрольный тест, вопросы которого повторяли тест первый. Мы оценили его результаты по той же ранее использованной шкале. Среднее количество правильных ответов у учащихся контрольной группы хоть и стало выше, но результат остался неудовлетворительным. Показатели экспериментальной группы оказались намного выше: в среднем 6–7 правильных ответов из 7 возможных!
То есть по пятибалльной шкале средняя оценка уровня знаний учеников 9а классов по теме проведенного нами занятия изменилась с отметки «неудовлетворительно» до «отлично».
Это доказывает эффективность использованных нами методов развития критического мышления у школьников. Кроме того эти методы способствовали развитию базовых способностей учащихся: способности к анализу, аргументированной речи, способности работать в группе и других.
Таким образом, мы доказали, что наибольшая эффективность организации безопасности в учебном заведении по предотвращению террористических актов возможна при соблюдении следующих условий:
- организации системы безопасности школы и разработке Паспорта безопасности учебного заведения
- выработке у школьников практических навыков по предотвращению террористических актов и правилам поведения во время них за счет использования методов развития критического мышления на уроках ОБЖ.
Литература:
1. Большой юридический словарь/Под ред. А.Борисова.-М.: «Книжный мир», 2012. 848с.
2. По данным РИА новости: Ход расследования теракта в Беслане в сентябре 2004 года. Справка (http://ria.ru/spravka/20100901/269814063.html)
3. Мерзлякова Т. Ю. Критическое мышление. Что это? // Всероссийский фестиваль педагогических идей. (http://festival.1september.ru/articles/415219/)