Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Общая педагогика
03.10.2019
251
Поделиться
Библиографическое описание
Пахомова, М. Г. Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка / М. Г. Пахомова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 1-. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4482/.


Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подробное внимание уделяется процедурам и механизмам оценки, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.

Ключевые слова: речевая деятельность, содержание образования, целеполагание, метапредметные действия, коммуникативная компетенция.

В настоящее время возникает новая система оценки достижения планируемых результатов. Эти особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения, а прежде всего к подходу оценки достижения планируемых результатов. Теперь система оценки рассматривается как «сложная и многофункциональная основа, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников». [1, с. 15]

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не «само по себе освоение системы и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач» [3, с. 34]. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются сами действия, выполняемые учащимися, с предметным содержанием.

Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на «контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами». [2,с.114] В конце обучения проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения опорной системы знаний, необходимой для обучения на следующей ступени общего образования.

Таблица 1

Виды иформы контрольно-оценочных действий учащихся ипедагогов

п/п

Вид деятельности

Время проведения

Содержание

Формы ивиды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития».

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Проверочная работа

Проводится после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности.

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает и диагностирует уровень овладения способами УУД.

3.

Решение проектной задачи

Проводится не менее 4 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей.

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов.

Оценивание многобалльное. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.

5.

Предъявление достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности.

Основа этой формы оценки — перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Модель уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов заложена в Стандарте. В её основе лежит принцип мини-макса. Где максимальный уровень — это уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику и стандартный уровень обязательной общеобразовательной подготовки — т. е. тот уровень, который, должен достичь каждый обучающийся. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном, максимально посильном уровне [3, с. 35]. При этом оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих для всех программ образования принципов: оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения, соответствующие учебным целям. «Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка» [1, с. 17].

Таким образом, предусмотрено овладение учащимися основными коммуникативными умениями в чтении, устной речи и письме. Перечисленные формы контрольно-оценочного компонента предполагают знание языкового материала, равно как и навыки владения им, а также знания социокультурного, в том числе страноведческого характера, являющиеся важным условием для формирования коммуникативных умений.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу- М.: Дрофа, 2017.
  2. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования / — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, — М.: Арти-Глассо, 2015–281 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
речевая деятельность
содержание образования
целеполагание
метапредметные действия
коммуникативная компетенция

Молодой учёный