Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы
Кисель Алексей Юрьевич, магистрант
Современная гуманитарная академия (г. Москва)
На современном этапе развития научно-технического прогресса проблема профессионального отбора и подготовки квалифицированных кадров составляет неотъемлемую часть социально-экономической политики в большинстве передовых стран мира. Это диктуется объективной необходимостью повышения эффективности и надежности использования дорогостоящего оборудования и энергоемкой техники, дальнейшего роста производительности труда и рациональной расстановки кадров, снижения уровня профпатологии, травматизма и аварийности.
Общая профессиональная пригодность кандидатов к обучению или работе на том или ином производстве оценивается по образовательному цензу, медицинским показателям, физической подготовке и др. Профессиональный психологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психологическим качествам соответствуют требованиям конкретных специальностей [1, с. 76].
Сущность профессионального психологического отбора состоит в определении степени пригодности кандидатов к обучению и последующей деятельности на основании научно-обоснованных норм и критериев оценки индивидуально-психологических качеств и социально-психологических свойств личности [2, с. 24].
Известно, что условия жизни, воспитание, трудовая деятельность существенно влияют на формирование и развитие многих качеств личности, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи с этим в процессе психологического отбора дается оценка как достаточно биологически устойчивых функций, так и изменяющихся в процессе жизнедеятельности индивида [3, с. 51].
Важно, что психологические свойства человека могут являться профессионально важными качествами, обусловливающими успешность его профессиональной деятельности. Это, в первую очередь, относится к тем категориям специалистов, деятельность которых сопровождается высоким нервно-психическим напряжением, гиподинамией, нарушением естественного режима сна и бодрствования, повышенными требованиями к анализаторным системам, возможностью возникновения стрессовых ситуаций и т. п.
С практической стороны проблема профессионального психологического отбора сводится к двум основным аспектам: к определению требований, предъявляемых к человеку той или иной деятельностью, и к оценке уровня развития его профессионально важных качеств и способностей, позволяющих успешно осуществлять эту деятельность [4, с. 12].
Возможность проведения профессионального психологического отбора в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми. Поэтому его теоретической базой является дифференциальная психология и психофизиология. Основным принципом и конечной целью профессионального психологического отбора является ранняя диагностика способностей и предоставление каждой личности возможностей для их оптимального проявления, развития и экономически целесообразного использования с учетом сформировавшейся мотивации (склонности) к той или иной деятельности, а также задач, стоящих перед обществом в целом [5, с. 64].
Все упомянутое выше присуще и военному профессиональному психологическому отбору, основное предназначение которого заключается в проведении мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.
В последние годы система профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Республики Беларусь активно совершенствуется. Рост востребованности мероприятий по военному профессиональному психологическому отбору обусловлен переходом к смешанному (по призыву и контракту) способу комплектования войск личным составом, сокращением численности военнослужащих и одновременным повышением требований к их профессионализму, ухудшением качественных характеристик граждан, призываемых на военную службу [6, с. 67].
В сложившихся условиях необходимо более эффективное функционирование системы профессионального психологического отбора и, прежде всего, за счет существенного улучшения подготовки соответствующих специалистов.
Всё вышеуказанное подтверждает актуальность проведенного нами исследования, направленного на определение особенностей профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы в подразделения охраны государственной границы Республики Беларусь. Психологическое и психофизиологическое обследование проводилось в войсковой части № ХХХХ в первой половине дня, что связано с естественным физиологическим циклом активности и физиологической готовности человека, в групповой форме. В обследовании принял участие 75 человек, которые были разделены на три подгруппы — по 25 человек, размещенных по одному человеку за столом.
Непосредственно перед началом обследования проведен опрос обследуемых о самочувствии и состоянии здоровья. Лица, предъявившие жалобы на состояние здоровья или недостаточный отдых после наряда или работ, к обследованию не допускались.
Для снижения влияния процессов утомления на конечный результат обследование вначале проводилось по психофизиологическим, а затем по психологическим тестам.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:1)Предварительная подготовка к проведению психологического и психофизиологического обследования заключалась в определении последовательности применения необходимых методов (методик) обследования, планировании перерывов в работе; 2) Подобраны следующие психодиагностические методики: тестовая батарея «РАЗВЕДЧИК», которая включала в себя: а) методику «Подбор слов»; буквенно-числовую методику оценки подвижности нервных процессов; адаптированный 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелла); б) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина; 3) Проведен профессионально-психологический отбор военнослужащих срочной военной службы на должности по специальности (группе специальностей) в подразделения охраны государственной границы; 4) Проведена обработка данных; 5) Проанализированы результаты проведения профессионально-психологического отбора.
В рамках данного исследования были использованы определенные психодиагностические методы, определившие особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной службы на должность по специальности «Разведчик» в подразделения охраны государственной границы. Применение данных методов позволило выявить личностные особенности военнослужащих и выработать конкретные рекомендации относительно профессиональной пригодности каждого кандидата на должность.
Так, по результатам психофизиологического обследования, кандидаты разделились на три категории профессиональной пригодности:
1-я категория профессиональной пригодности — 19 человек (25,33 %) рекомендуются в 1-ю очередь (далее Р-1). Лица, отнесенные к данной категории, полностью соответствуют требованиям воинской специальности. Такие кандидаты способны успешно овладеть специальностью в установленные сроки и в дальнейшем успешно выполнять служебные обязанности, в том числе, и в экстремальных условиях профессиональной деятельности;
2-я категория профессиональной пригодности — 53 человека (70,67 %) рекомендуются во 2-ю очередь (далее Р-2). Лица, отнесенные к данной группе, минимально соответствуют требованиям, предъявляемым воинской специальностью. Прогноз успешности профессиональной деятельности — неопределенный. Для таких лиц возможна корректировка программ обучения. Отнесенные к данной группе профессиональной пригодности лица допускаются к обучению и непосредственной деятельности в ПОГГ только в случае дефицита людских ресурсов;
3-я категория профессиональной пригодности — 3 человека (4 %) не рекомендуются (далее НР). Уровень развития профессионально значимых свойств и качеств не соответствует требованиям, предъявляемым воинской специальностью. Данная категория кандидатов не может назначаться на должности. Вопрос использования их в подразделениях обеспечения определяется индивидуально после всестороннего рассмотрения на заседании мандатной комиссии соединения (части).
Обследования при помощи многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» позволило зафиксировать следующие результаты.
Так, анализ полученных результатов показал, что 4 человека (5,3 %) относятся к группе с низкой адаптацией. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).
48 человек (64 %) относятся к группе с удовлетворительной адаптацией. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
23 человека (30,7 %) составляют группу с высокой и нормальной адаптацией. Лица этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Результаты по основным шкалам методики «Адаптивность» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по основным шкалам методики «Адаптивность»
Наименование шкалы |
Уровень развития качеств,% |
||
Ниже среднего (1–3 стэна) |
Среднее (4–6 стэна) |
Выше среднего (7–10 стэнов) |
|
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) |
2,6 |
70,7 |
26,7 |
Коммуникативные способности (КС) |
12,0 |
70,7 |
17,3 |
Моральная нормативность (МН) |
2,6 |
70,7 |
26,7 |
Как видим из представленных выше данных, низкий уровень поведенческой регуляции выявлен у 2-х человек (2,6 %) обследуемых военнослужащих. Этим военнослужащим свойственна определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. 20 человек (26,7 %) военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие действительности. У 53-х человек (70,7 %) эти показатели находятся на среднем уровне.
Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность обнаружен у 9 человек (12 %) обследованных военнослужащих. 13 человек (17,3 %) имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, могут легко устанавливать контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтны. У 53-х человек (70,7 %) обследуемых военнослужащих коммуникативные способности находятся на среднем уровне.
Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. 2 человека (2,6 %) обследуемых военнослужащих. Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения 20 человек (26,67) военнослужащих. 53 человек (70,7 %) имеют средние показатели по шкале «моральная нормативность»
По результатам проведенного, психологического и психофизиологического обследования вырабатываются рекомендации относительно профессиональной пригодности каждого кандидата на должность по специальности «Разведчик».
Неудовлетворительное заключение по одному из направлений профессиональных испытаний определяет итоговое отрицательное заключение в отношении обследуемого.
Итоговое заключение по результатам психофизиологического обследования группы военнослужащих срочной службы численностью семидесяти пяти человек представлено в таблице 2.
Таблица 2
Итоговое заключение
Итоговый результат |
Количество респондентов |
|
в абсолютных числах |
в% |
|
Р-1- рекомендуются в 1-ю очередь |
19 |
25,3 |
Р-2 — рекомендуются во 2-ю очередь |
52 |
69,3 |
НР — не рекомендуются |
4 |
5,4 |
В ходе социально-психологического изучения группы обследуемых военнослужащих был проведен анализ учебной деятельности, который показал, что 7 человек (9,3 %) имеют высшее образование, 42 человека (56 %) среднее специальное образование, 25 человек (33,3 %) среднее образование, 1 человек (1,3 %) базовое образование.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы «Statistika 6.0» и Mikrosoft Excel, включая корреляционный анализ. Для установления достоверной статистической связи применялся метод ранговой корреляции Спирмена, поскольку он позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями признаков.
Так, было получено, что между изученными нами в ходе эмпирического исследования показателями существуют следующие взаимосвязи:
между образованием и общим развитием (методика подбор слов) (R=0,26; р ≤0,05), что означает, чем выше образование обследуемых военнослужащих, тем выше их уровень общего развития;
между уровнем общего развития и коммуникативными способностями (R=0,24; р ≤0,05), показывающим, что военнослужащие имеющие более высокий уровень общего развития имеют более высокие коммуникативные способности;
между образованием обследуемого и уровнем его интеллектуального развития (R=0,44; р ≤0,001), это показывает, что от полученного военнослужащим до призыва на военную службу образования зависит его уровень интеллектуального развития — чем выше полученное образование, тем выше уровень интеллектуального развития;
военнослужащие имеющие высокий уровень интеллектуальных способностей имеют более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов (R=0,23; р ≤0,05), то есть более высокую скорость переработки информации, процесса принятия и исполнения решений;
военнослужащие имеющие более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие (R=0,32; р ≤0,001);
высокая нервно-психическая устойчивость обеспечивается высокими показателями интеллектуального развития (R=0,25; р ≤0,01), общего развития (R=0,40; р ≤0,001), уровнем образования (R=0,27; р ≤0,01), и высоким уровнем моральной нормативности (R=0,55; р ≤0,001);
высокие показатели моральной нормативности зависят от уровня общего развития (R=0,51; р ≤0,001), интеллектуальных способностей (R=0,39; р ≤0,001), полученного обследуемым образования (R=0,37; р ≤0,001) — высокие результаты, полученные военнослужащим по данным шкалам обеспечивают более высокие показатели моральной нормативности;
низкие показатели социабельности (групповой зависимости) обеспечиваются высокими показателями уровня образования (R=-0,32; р ≤0,001), интеллектуальных способностей (R=-0,46; р ≤0,001), моральной нормативности (R=-0,40; р ≤0,001);
военнослужащие получившие более высокий результат при формировании итогового заключения имеют более высокий уровень общего развития (R=0,64; р ≤0,001), интеллектуальных способностей (R=0,74; р ≤0,001), полученного обследуемым образования (R=0,51; р ≤0,001), моральной нормативности (R=0,58; р ≤0,001), уровень функциональной подвижности нервных процессов (R=0,57; р ≤0,001), коммуникативных способностей (R=0,35; р ≤0,001), нервно-психическую устойчивость (R=0,43; р ≤0,001).
Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что существует взаимосвязь между личностными особенностями военнослужащих срочной службы, необходимых для прохождения службы на должности по специальности «Разведчик» подразделения охраны государственной границы.
Таким образом, проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволило сформулировать основные выводы:
- Профессиональный психологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психологическим качествам соответствуют требованиям конкретных специальностей, возможность проведения, которого в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми.
- Под военным профессиональным психологическим отбором следует понимать систему мероприятий, направленных на разработку рекомендаций по качественному комплектованию воинских должностей на основе выявления и вероятностной оценки у граждан, призываемых на военную службу, поступающих на нее добровольно, и военнослужащих профессионально важных качеств, определяющих успешное овладение военно-учетными специальностями и выполнение должностных обязанностей.
- Основными задачами профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы на должности по специальности (группе специальностей) в подразделения охраны государственной границы являются: социально-психологическое обследование граждан и военнослужащих, поступающих на военную службу; улучшение качества комплектования соединений, частей и подразделений охраны государственной границы личным составом, повышение качества исполнения профессиональных обязанностей и снижение количества военнослужащих, увольняемых по профессиональной непригодности; комплектование воинских коллективов с учетом психологической совместимости военнослужащих.
- 4.Существуют личностные особенности военнослужащих срочной службы, необходимые для прохождения службы на должности по специальности «Разведчик» в подразделении охраны государственной границы, а именно: личностные качества, позволяющие успешно овладеть конкретной специальностью в установленные сроки и в дальнейшем успешно выполнять служебные обязанности, в том числе, и в экстремальных условиях профессиональной деятельности: высокий уровень общего развития; высокая скорость функциональной подвижности нервных процессов; хорошая общая умственная способность; самодостаточность (независимость); хорошие коммуникативные способности; высокая моральная нормативность; нервно-психическая устойчивость; устойчивый личностный адаптивный потенциал.
- Существует взаимосвязь между личностными особенностями военнослужащих срочной службы, необходимых для прохождения службы на должности по специальности «Разведчик» подразделения охраны государственной границы, а именно:
между образованием и общим развитием, что означает, чем выше образование обследуемых военнослужащих, тем выше их уровень общего развития;
между уровнем общего развития и коммуникативными способностями, показывающим, что военнослужащие имеющие более высокий уровень общего развития имеют более высокие коммуникативные способности;
между образованием обследуемого и уровнем его интеллектуального развития, это показывает, что от полученного военнослужащим до призыва на военную службу образования зависит его уровень интеллектуального развития — чем выше полученное образование, тем выше уровень интеллектуального развития;
военнослужащие имеющие высокий уровень интеллектуальных способностей имеют более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов, то есть более высокую скорость переработки информации, процесса принятия и исполнения решений;
военнослужащие имеющие более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие;
высокая нервно-психическая устойчивость обеспечивается высокими показателями интеллектуального развития, общего развития, уровнем образования, и высоким уровнем моральной нормативности;
высокие показатели моральной нормативности зависят от уровня общего развития, интеллектуальных способностей, полученного обследуемым образования — высокие результаты, полученные военнослужащим по данным шкалам обеспечивают более высокие показатели моральной нормативности;
низкие показатели социабельности (групповой зависимости) обеспечиваются высокими показателями уровня образования, интеллектуальных способностей, моральной нормативности.
- При формировании итогового заключения обследуемые военнослужащие, получившие более высокий результат по всем применяемым методикам и отнесенные к 1-ой категории профессиональной пригодности (Р-1- рекомендованы в первую очередь), имеют более высокий уровень общего развития, интеллектуальных способностей, полученного образования, моральной нормативности, уровень функциональной подвижности нервных процессов, коммуникативных способностей, нервно-психическую устойчивость.
У военнослужащих, отнесенных ко 2-й категории профессиональной пригодности и рекомендованных во вторую (Р-2) очередь на должности по специальности «Разведчик» в подразделении охраны государственной границы, данные показатели находятся на среднем уровне.
Не рекомендованы (НР) для прохождения службы в должности по специальности «Разведчик» обследуемые военнослужащие срочной службы, имеющие низкие результаты по данным показателям.
Проведенное нами эмпирическое исследование доказывает, что проведение психофизиологического отбора является одним из средств повышения эффективности профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы, и направленно на выявление лиц, которые по своим способностям, индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям конкретных специальностей, то есть наиболее пригодны к обучению и последующему успешному выполнению поставленных задач.
Таким образом, выдвинутая в нашем исследовании гипотеза о том, что проведение психофизиологического отбора является одним из средств повышения эффективности профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы в подразделениях охраны государственной границы Республики Беларусь и направленно на выявление лиц, которые по своим способностям, индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям конкретных специальностей, то есть наиболее пригодны к обучению и последующему успешному выполнению поставленных задач, нашла свое эмпирическое подтверждение.
Литература:
- Толочек, В. А. Современная психология труда: учеб. пособие / В. А. Толочек. — СПб.: Питер, 2006. — 450с. — ISBN 978–5-388–00047–7
- Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих: учебно-методическое пособие / Министерство обороны РФ. — М.: ВПА, 2002. — 32 с.
- Карташова, Л. В. Поведение в организации: учебник / Л. В. Карташева, Т. О. Саламанидина, Т. В. Никонова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 193 с. — ISBN 5–16–000186–7
- Новиков, В. С. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих: учеб пособие / В. С. Новиков, А. А. Боченков. — Спб: Феникс, 2007. — 188 с.
- Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология: учеб. для вузов / Л. Джуэлл. — СПб.: Питер, 2001. — 143 с. — ISBN 0–534–34971–4
- Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. — СПб.: Медицина, 2004. — 225 с. — ISBN: 978–5-373–01750–3