Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции
Автор: Король Александр Иванович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 23.05.2016
Статья просмотрена: 935 раз
Библиографическое описание:
Король, А. И. Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции / А. И. Король. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10609/ (дата обращения: 17.12.2024).
Вопросы профессионально-нравственного воспитания людей, проблемы формирования нового человека постоянно находятся в центре внимания современного общества и государства. От успехов нравственного воспитания и профессиональной деятельности каждого члена социума, все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого гражданского общества и правового государства. Современные государственные требования нацелены на то, чтобы качество этой деятельности отвечало возросшему образовательному и культурному уровню и запросам людей, учитывало динамичность социально-экономических процессов и духовной жизни современного гражданского общества, чтобы в должной мере учитывался характер резко обострившейся нравственной борьбы и чувств патриотизма на международной арене.
Формирование нового человека самым тесным образом связано со всем комплексом социальных и государственных проблем, что без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, и нравственной зрелости людей профессиональная деятельность невозможна, как невозможна и без соответствующей материально-технической базы.
Вопросы, связанные с эффективностью и качеством профессионализма имеют первостепенное значение также и для органов внутренних дел, находящихся на одном из острейших участков воспитательной работы, на авангарде противодействия преступности. Отсюда и открывается вся важность профессиональной и нравственной закалки сотрудников органов внутренних дел.
Чувство ответственности за дело охраны правопорядка, высокое состояние служебной дисциплины, уважение к закону и неукоснительное соблюдение правовых норм — это как раз те качества, которыми должны обладать все без исключения сотрудники полиции.
В решении задачи формирования нового человека важнейшую роль играет комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства профессионального и нравственного воспитания с учетом личностных особенностей каждого сотрудника полиции.
Осуществлять комплексный подход в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции — значит строить служебную деятельность на основе учета всех факторов общественной жизни, которые, так или иначе, воздействуют на человека, его мировоззрение, отношение к своим обязанностям и службе, на его нравственные принципы и поступки.
В теории педагогики и практике воспитания из всего многообразия трактовок термина «подход» чаще всего его применяют в качестве основания для обозначения: а) теоретико-методологических позиций при осмыслении педагогических процессов или явлений; б) выделения стороны, аспекта изучения учебно-воспитательных феноменов или всего педагогического процесса; в) обозначения исходных, руководящих позиций при осуществлении исследовательской, моделирующей, проектирующей деятельности, создании объекта учебно-воспитательной практики. Научное обоснование подхода начинается с понимания актуальности (важности и необходимости) его разработки, определения сущности, а так же осознания, объяснения и содержательного наполнения системы понятий. Как правило, новый подход, разрабатываемый в какой-то отрасли знаний, интегрируется в общенаучные подходы, в имеющийся понятийный аппарат и использует для связи с другими подходами уже разработанные термины [3, с. 146].
Комплексный подход как основной принцип организации решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции включает в себя системный, компетентностный, ценностный и личностно-ориентированный компонент. Основная суть комплексного подхода как принципа организации решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции состоит в воплощении в жизнь единства всех элементов воспитания и проявляется в соблюдении системы требований к содержательной, целевой и программной составляющим, реализации воспитательных требований, обеспечивающих системное педагогическое воздействие на сотрудников полиции.
Комплексный подход выполняет и предусматривает следующие базовые функции:
- мировоззренческую, которая способствует непосредственному формированию основных установок, убеждений и взглядов, в решении вопроса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
- регулятивную, которая определяет характер действий всех участников процесса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
- интегративную, которая максимально обеспечивает целостность решений вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
- результативную, которая повышает эффективность самого процесса воспитания.
Комплексный, системный подход требует, прежде всего, воспитания у человека не каких-то отдельных профессиональных и нравственных черт, а всей совокупности тех качеств, из которых складывается внутренний мир цельной в духовно-нравственном отношении личности. Речь идет о формировании научного мировоззрения, патриотического отношения к служебной деятельности, высокой сознательности, интернационализма и других качеств, необходимых человеку, вступающему в гражданское и правовое завтра.
Комплексный подход как условие научной организации профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции предусматривает в обязательном порядке единство организаторских и исполнительских функций. В связи с усложнением задач воспитательной работы, серьезными изменениями в качественном уровне личного состава органов внутренних дел, единство руководства и исполнения должно быть в основе деятельности всех, кто занимается вопросами повышения профессионализма и нравственной подготовки.
Поскольку в профессионально-нравственном воспитании сотрудников полиции крайне важно привести в действие все рычаги комплексного подхода к решению служебных задач, то следует проанализировать, как на деле осуществляются в единстве профессиональное и нравственное воспитание личного состава, вскрыть и использовать имеющиеся резервы.
Можно с уверенностью сказать, что в целом профессиональное воспитание личности достигло у нас той стадии, когда на первый план выдвигается задача повышения его эффективности. А это значит, что надо снова и снова задумываться над самим процессом усвоения знаний. Оно должно достигать такого объема и такой глубины, которые соответствовали бы требованиям жизни в развитом обществе и правовом государстве. Нельзя довольствоваться полу знанием, механическим усвоением истин и формул, не превращающиеся в стойкие убеждения.
Важность профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции определяется тем, что сама жизнь, служба предъявляют к сотрудникам органов внутренних дел все более высокие требования. Ведь по роду своей деятельности они активно участвуют в борьбе за нового человека, в распространении правовых взглядов и гражданских позиций, всегда находятся на остром участке педагогической, воспитательной работы, требующей профессиональной зрелости, высокой культуры, способности правильно оценивать социальные явления и всегда действовать в полном соответствии с требованиями социума и предписаниями законов.
В системе комплексного подхода все большее значение приобретает выработка у сотрудников органов внутренних дел правильной правовой ориентации, формирование, с одной стороны, знаний основ законодательства и требований правовых норм, а с другой — глубокого уважения к закону, стремления всегда поступать в соответствии с его требованиями. Особенно важна эта работа в связи с новыми изменениями и дополнениями, внесенными в действующее законодательство. Соответствующая перестройка деятельности лекториев правовых знаний позволит сотрудникам яснее представлять себе политическую, социальную значимость нового законодательства. Необходимо улучшать пропаганду правовых знаний, не ограничиваясь рамками служебной подготовки. Нужно регулярно проводить по этой тематике правовое информирование, лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации, вечера вопросов и ответов, викторины, конкурсы и т. д. Следует строить пропаганду нового законодательства по четко разработанным планам, предусматривающим систематическое расширение и углубление правовых знаний сотрудников полиции, повышение их профессионального мастерства.
Мнение будто людей воспитывают только специально проводимые мероприятия, ошибочно. Оно приводит к искусственному разделению функций управления и воспитания. Известно, что один из могущественных факторов воспитания людей — их основная повседневная практическая деятельность. Будучи направленной на претворение в жизнь усвоенных знаний, умений и навыков, она играет колоссальную роль в формировании профессионального мировоззрения сотрудников полиции.
Таким образом, воспитывать профессионального созидателя нового общества, человека благородных идеалов, высоких нравственных качеств — значит строить всю работу по формированию у людей нравственного и правового сознания в неразрывном единстве с социальной практикой, с их деятельностью на благо личности, семьи, общества и государства. Лишь при этом условии профессионально-нравственное воспитание из готовых заученных формул, советов, предписаний, программ и технологий превращается в то живое, что объединяет нашу непосредственную служебную деятельность.
Основными категориями комплексного подхода к организации воспитательного процесса и решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции выступят: комплексность воспитательного процесса, индивидуально-личностный характер развития сотрудника полиции, интегрированный характер задач, методов, форм и средств, технологий воспитания, взаимодействие всех участников воспитательного процесса, многомерность личности сотрудника полиции как субъекта воспитательного воздействия, дружески-наставнический характер взаимоотношений, единство действий всех субъектов воспитательного процесса, отвечающих за его эффективность, реализации воспитательного потенциала всех сфер жизнедеятельности сотрудника полиции.
Вместе с тем все сказанное лишь один из этапов работы по совершенствованию профессионально-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации, в свете требований современного общества и государства. Важно закрепить все положительное, ценное, что уже оправдало себя на практике, развивать все новое, совершенствовать педагогический процесс на основе комплексного подхода к постановке всего дела воспитания.
Литература:
- Ананьин Г. Е. Развитие системного подхода в теории воспитания: монография / под ред. Л. В. Байбородовой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — 198 с.
- Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под. общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.
- Гребенюк С. В., Шарухин А. П. Комплексный подход как принцип организации процесса воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Выпуск № 1 (65). — 2015. — С. 145–149.
- Заутарова Э. В. О повышении нравственно-эстетической культуры сотрудников правоохранительных органов. Научно-практический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах». Выпуск № 1 (32). — 2008. — С. 29.
- Педагогика: учебник / под. общ. ред. А. А. Кочина. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. — 292 с.
- Старченко Т. Е. Философско-методологические основы комплексного подхода к формированию нового человека: диссертация доктора философских наук: 09.00.01. — Л., 1983. — 326 с.