Повышение эффективности имеющегося кадрового потенциала государственной гражданской службы может служить укреплением современной российской государственности, применение этого инструмента поможет реализации задач и функций органов государственной власти.
Одной из основных проблем увеличения эффективности кадровых возможностей государственной гражданской службы является проблема кадрового резерва. За исключением внутренних кадровых ресурсов на государственной гражданской службе необходимо привлечение наиболее компетентных, обладающих необходимыми навыками и умениями, квалифицированных специалистов.
Сегодня важным направлением для повышения качества состава государственных служащих Российской Федерации является рациональное формирование и использование кадрового резерва на гражданской службе, привлечение нового поколения компетентных служащих. Формирование кадрового резерва — это способ государственного аппарата мобильно реагировать на потребность в кадрах и возможности нормальному функционированию органов государственной власти.
Для становления и развития системы формирования кадрового резерва на государственной службе была создана и закреплена нормативно–правовая база: Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58 — ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004г. № 79 — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и так же Указы Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110 «О поведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 1 февраля 2005 года № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», 1 марта 2017 года Президентом Российской Федерации был издан Указ № 96, утверждающий Положение о кадровом резерве федерального государственного органа, создание которого было предусмотрено ст. 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 — ФЗ, с момента его первоначальной редакции.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58–ФЗ выделяет роль формирования кадрового резерва в целях отбора кандидатур для замещения должностей государственной службы.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нормами главы 13 устанавливает порядок формирования кадрового состава гражданской службы.
Статья 64 Федерального закона № 79 — ФЗ закрепляет, что для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
Формируется кадровый резерв в соответствии с поступившими в государственный орган заявлениями от гражданских служащих и (или) граждан. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы по результатам конкурса — это общее правило. Посредством конкурса оценивается соответствие участников конкурса квалификационным требованиям, которые предъявляются к должностям гражданской службы, а также уровень их знаний, навыков и умений. Однако законодательство предусматривает и другие основания для включения гражданских служащих в кадровый резерв [1].
Данный перечень содержит основания включения в кадровый резерв на конкурсной основе, а кроме того — по результатам аттестации, также в результате сокращения должностей гражданской службы, либо же прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Таким образом, посредством конкурса в кадровый резерв могут быть зачислены граждане, не состоящие на государственной службе, а также государственные служащие.
Включение гражданского служащего или же гражданина в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации — правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа — правовым актом государственного органа. После чего в личное дело гражданского служащего и иные документы, которые подтверждают служебную деятельность гражданского служащего, вносятся соответствующей записи.
Этапы формирования, подготовки и реализации кадрового состава на должности в органах государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации определяет система работы с кадровым резервом.
Существующая процедура подготовки и проведения конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы полностью соответствует процедуре конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы. Ранее проведение конкурса для включения в кадровый резерв осуществлялось в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», на данный момент проведение конкурса на включение в кадровый резерв регулируется Положением о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 96.
Согласно пункту 8 статьи 64 Федерального закона о государственной службе в Российской Федерации при замещении вакансий государственной гражданской службы необходимо руководствоваться Положением о кадровом резерве на гражданской службе, утвержденным Президентом Российской Федерации, а также Положением о кадровом резерве субъекта Российской Федерации, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Во всех субъектах Российской Федерации существует нормативно-правовая база, которая обеспечивает возможность формирования и подготовки резерва кадров. Данные нормативно-правовые акты регламентируют общие вопросы формирования резервов, отбора и подготовки лиц, включаемых в кадровый резерв. В ряде субъектов Российской Федерации утверждены Положения об отборе кандидатов для зачисления в кадровый резерв, а также разработаны, утверждены и реализуются программы и планы мероприятий по подготовке и переподготовке управленческих кадров.
Например, в соответствии с Законом Саратовской области от 2 февраля 2005 г. № 15 — ЗСО «О государственной гражданской службе Саратовской области» в целях формирования кадрового резерва органов государственной власти области принято Постановление Губернатора Саратовской области от 30 августа 2005 г. № 216, утверждающее Положение «О кадровом резерве на государственной гражданской службе Саратовской области». Помимо этого, в целях совершенствования регионального управления, формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров области Постановлением Правительства Саратовской области от 8 апреля 2015 г. № 160−П утверждено Положение о резерве управленческих кадров Саратовской области.
На федеральном уровне, как уже было отмечено ранее, формирование кадрового резерва осуществляется в соответствии с Положением о кадровом резерве федерального государственного органа, утверждённого Указом Президента от 1 марта 2017 г. № 96, необходимость принятия данного положения первоначально была определена Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» № 79 ещё в 2004 году.
Положение устанавливает цели, в соответствии с которыми формируется кадровый резерв. В соответствии с указанным Положением на официальных сайтах федерального государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы размещается информация о формировании кадрового резерва и работе с ним. Положение описывает порядок формирования кадрового резерва: указаны лица, которые могут быть включены в резерв, также отмечено, что гражданские служащие (граждане), которые не стали победителями конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы, однако профессиональные и личностные качества которых получили высокую оценку конкурсной комиссии, по рекомендации этой комиссии с их согласия включаются в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность федеральной гражданской службы, на замещение которой проводился конкурс.
Самым важным вопросом в правовом регулировании кадрового резерва являются принципы и критерии отбора кандидатов. Федеральное законодательство содержит лишь самое общее правило, в соответствии с которым, включение гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.
Так же назначение на вакантную должность из кадрового резерва осуществляется по решению представителя нанимателя. Руководитель самостоятельно определяет, кто из группы кандидатов больше соответствует требованиям вакантной должности, и принимает решение о назначении.
Таким образом, данная норма о назначении на вакантную должность из кадрового резерва по решению представителя нанимателя, которая может приниматься без учета результатов конкурса внутри кадрового резерва, в отсутствии методик оценки готовности претендентов на вакантную должность, не соответствует принципу обеспечения равного доступа к государственной службе, а также формирования кадрового резерва на конкурсной основе. Необходимы единые методологические подходы: порядок, методики и коллегиальные процедуры оценки кандидатов перед назначением их на вакантную должность представителем нанимателя [2, с. 116].
Следует отметить, что создание кадрового резерва необходимо для более качественного обеспечения органа власти подготовленными работниками.
Анализ нормативно-правовой базы формирования кадрового резерва показывает, что ее оформление не окончено, существуют пробелы, которые могут порождать различные подходы к формированию кадрового резерва в регионах, что нарушает принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Литература:
- Кирилин А. В., Нечаева Т. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Комментарии.org. URL: http://kommentarii.org/gragd_slugb/page78.html (дата обращения: 14.01.2018).
- Шарин. В. И. Кадровый резерв государственной гражданской службы РФ: положение дел и перспективы // Известия УрГЭУ. — 2015. — № 2 (58). — С. 111–118.