В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] граждане Российской Федерации вправе поступить на гражданскую службу при достижении возраста 18 лет.
Назначение гражданина Российской Федерации на гражданскую службу Российской Федерации осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Конкурс нацелен на оценку профессионального уровня заявителей на позиции гражданской государственной службы и их соответствие установленным требованиям квалификации для замещения должности гражданской службы. Требования для замещения должностей государственной гражданской службы установлены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и размещены на официальном сайте [8].
Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.
В случаях, предусмотренных частью 2 и 3 статьи 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Кроме того, существует ряд исключений, при которых возможно не проводить конкурс для кандидатов.
Например, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, а также по решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Как установлено законодательством Российской Федерации, конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы состоит из двух этапов.
На первом этапе нанимателем (государственный орган) размещается информация о проведении конкурса в сети «Интернет» путем размещения объявления о начале приёма документов от кандидатов.
Вторым этапом конкурса является оценка конкурсной комиссией профессиональных качеств кандидатов на основании представленных ими документов, а также путем проведения процедур, не противоречащих Федеральным законам и иным нормативным актам, таким как собеседование, анкетирование, индивидуальное тестирование, и иные испытания, связанные с дальнейшим выполнением должностных обязанностей кандидатом.
Рассмотрев механизм поступления на государственную службу, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день проведение нанимателем конкурса на замещение вакантной должности не только усложняет кандидату дальнейшее его прохождение, но и оттягивает процесс на достаточно длинный период времени.
Вместе с тем, стоит отметить, что на момент окончания гражданином РФ высшего учебного заведения, образовательное учреждение высшего образования проводит государственный экзамен, который в свою очередь носит комплексный, системный характер, и ориентирован на выявление общих профессиональных и специально-профессиональных компетенций у выпускника [9].
Кроме того, государственный экзамен является этапом проведения государственных аттестационных испытаний. Целью государственного экзамена является определение теоретической и практической подготовки выпускника к дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, наличие у кандидата на замещение вакантной должности профильного высшего образования уже подразумевает под собой прохождение определенного конкурса, в том числе, с проверкой его профессиональных знаний. Это говорит о том, что одной из возможностей облегчения поступления кандидата на замещение вакантной должности на государственную гражданскую службу РФ, возможно рассмотреть отмену одного из этапов проводимого конкурса. Такой шаг сделает поступление для кандидатов на государственную гражданскую службу РФ не только проще, но и значительно быстрее.
Проводя анализ возможности отмены приема кандидатов на госслужбу Федерации, мы пришли к выводу конкурсный порядок является основным способом поступления на государственную гражданскую службу и принципом формирования кадрового резерва гражданской службы.
Включение гражданского служащего или гражданина, не являющегося гражданским служащим, в кадровый резерв позволяет назначать резервиста на должность уже без проведения конкурса, что облегчает доступ к государственной службе граждан [9].
Кадровый резерв, как следует из анализа положений Закона № 79-ФЗ, также содержит элементы резерва управленческих кадров, поскольку в него включаются лица, рекомендуемые к назначению на руководящие (управленческие) должности гражданской службы категории «руководители» и «помощники (советники)».
Действующее законодательство в области государственной службы предусматривает своеобразные фильтры, обеспечивающие заполнение наиболее компетентными кандидатами, в том числе из кадрового резерва, вакантных должностей руководителей.
Так, предусматривается льготное назначение кандидатов из числа резервистов на эти должности для этих целей. В этом случае конкурс не проводится, а назначение производится по решению Руководителя или уполномоченного Руководителя. В исключительных случаях в случаях, когда в кадровом резерве нет соответствующей возможности, эти должности заполняются в порядке конкурса при условии обязательного наличия решения руководителя Федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел (в области пожарной безопасности) [8].
В настоящее время в соответствии с пунктом 4 Положения о кадровом резерве Федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 96, каждый Федеральный государственный орган утверждает свой регламент, устанавливающий порядок формирования кадрового резерва для заполнения должностей на Федеральной государственной гражданской службе.
Таким образом, учитываются особенности полномочий каждого государственного органа и его структура. С учетом таких обстоятельств, как прозрачность и определенное единообразие в подходах к проведению конкурсов на вакантные должности гражданской службы, соблюдение необходимых условий для сопоставимости и сопоставимости кандидатов, прошедших конкурсные испытания, позволяет использовать более широкий спектр конкурентных результатов для отбора оптимального кандидата на замещение вакантной должности. Но не стоит упускать тот момент, когда кандидат на замещение вакантной должности достаточно долгое количество времени после окончания вуза не занимался профессиональной деятельностью, т. е. на сегодняшний день утратил полученную ранее квалификацию, а приобретённые ранее знания уже устарели.
Для того чтобы разрешить данную проблему, возможно позаимствовать опыт арбитражных управляющих, для которых Приказом Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2013 г. № 786 «Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих» предусмотрено обязательное ежегодное повышение уровня профессиональной подготовки [8].
Актуальностью подобного заимствования является то, что ежегодное повышение уровня профессиональной подготовки обеспечивает для кандидатов получение знаний, связанных с изменением нормативно-правовых актов РФ, федеральными стандартами профессиональной деятельности государственного гражданского служащего.
Важным фактором, влияющим на качество кадровых резервов, является укрепление статуса резервистов, создание правовых условий для их практического вовлечения в выполнение функций по предлагаемым должностям.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурсные процедуры позволяют оптимально реализовывать права граждан на равный доступ к государственной службе, позволяя отбирать эффективные и профессиональные кадры. Вместе с тем, существуют проблема поступления кандидатов на государственную гражданскую службу по причине жестких требований при участии в конкурсе и многоэтапности процедур отбора кадров. Вместе с тем, необходимо учитывать индивидуальные достижения граждан в научной, творческой деятельности и по месту предыдущей работы для профессиональной оценки уровня кандидата и соответствия квалификационным требованиям. Учет индивидуальных достижений кандидатов позволит сократить или отменить лишние этапы отбора проводимого конкурса. Такой шаг позволит сделать поступление кандидатов на государственную гражданскую службу более оперативным, а также повысить эффективность решения задач, стоящих перед государством.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.06.2021).
- Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 N 119-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.06.2021).
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы» (последняя редакция). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.06.2021).
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (ред. от 10.09.2017) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.06.2021).
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 03.02.2020) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.06.2021).
- Антошина Н. М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы / Н. М. Антошина // Власть. — 2019. — № 5. — С. 8–10.
- Литвинцева Е. А. Особенности формирования кадрового состава государственной гражданской службы / Е. А. Литвинцева // Среднерусский вестник общественных наук. — 2020. — № 4. — С. 66–70.
- Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rk.gov.ru/f(дата обращения 01.06.2021).
- Стрельников В. В. Понятие государственной службы в РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения 01.06.2021).