В настоящей статье даётся характеристика такой системы отбора кадров, как конкурсные процедуры. При этом определяется, что именно такие процедуры являются наиболее оптимальными, они соответствуют конституционному праву на равный доступ к государственной службе.
Отмечается, что правовой основой конкурсных процедур является как нормы федерального закона, так и подзаконных актов. Определяется, что конкурс включает в себя несколько процедур, которые и создают гарантии профессионализма будущего государственного служащего.
Точно также были выявлены проблемы в сфере закрепления конкурсного кадрового отбора.
Ключевые слова: государственная гражданская служба государственный гражданский служащий, конкурс, конкурсная комиссия, профессиональный отбор, эксперт.
This article describes such a system of personnel selection as competitive procedures. At the same time, it is determined that such procedures are the most optimal, they correspond to the constitutional right to equal access to public service.
It is noted that the legal basis of competitive procedures is both the norms of the federal law and by-laws. It is determined that the competition includes several procedures that create guarantees of the professionalism of the future civil servant.
Similarly, problems were identified in the field of securing competitive personnel selection.
Keywords: state civil service state civil servant, competition, competition commission, professional selection, expert.
В настоящее время положения и нормы о доступе граждан к государственной службе носит непосредственно конституционный характер. Так, в частности, нормы пункта 4 статьи 32 Конституции РФ закрепляют положение о том, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе [1]. Вместе с тем, названая конституционная норма нуждается в конкретизации. И способом, фактом такой конкретизации в том числе является институт конкурсного отбора на государственную и муниципальную службу.
При этом сразу следует отметить, что Конституция РФ не закрепляет право на равный доступ к муниципальной службе, что является в известной степени пробелом в законодательстве, ошибкой законодателя.
Как практика России, так и практика зарубежных стран, бесспорно свидетельствует о том, что именно конкурсная система отбора на государственную, и муниципальную службу в больше степени способствует реализации указанных требований и принципов [7]. При этом, значение конкурса весьма значимо, именно об этом говорят и отечественные исследователи.
Так, например, Д. Новичкова, выражает мнение о том, что конкурс имеет очевидное достоинство в том, что он заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, согласно квалификационным требованиям для замещения должности государственной службы [6].
В тоже самое время П. Граждан определяет, что конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы есть ничто иное, как фактор обеспечения конституционного права гражданина на равный доступ к государственной гражданской службы, а также право гражданского служащего гражданского служащего на должностной рост [4].
Также обосновывается точка о том, что конкурсный порядок замещения должности с одной стороны позволяет расширить круг претендентов на названную должность, но с другой стороны минимизирует субъективность и оценке конкретного лица, конкретного претендента на занятие соответствующей должности. При этом, самые основные положения о проведении конкурса закрепляется нормами статьи 22 ФЗ «О государственной гражданской службе» [2]. Закрепляется положение о том, что поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения соответствующих должностей осуществляется именно на основе итогов конкурса. Вместе с тем, сами нормы статьи 22 анализируемого закона определяют в каких именно случаях конкурс не проводится.
Во-первых, в том случае назначение осуществляется на такие должности как «руководитель», «помощник (советник)».
Во-вторых, в том случае, если руководитель назначается и освобождается от должности Президентом РФ или Председателем Правительства РФ.
В-третьих, если имеет место заключение срочного служебного контракта.
В-четвертых, если имеет место назначение на те должности, которые включены в кадровый резерв на государственной гражданской службе.
Есть и некоторые иные случаи отказа от проведения соответствующего конкурса. Также следует отметить, что все же порядок осуществления конкурса на занятие должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти устанавливаются как Положением, установленным Указом Президента РФ, так и актами федеральных органов исполнительной власти [3].
При этом следует отметить, что устанавливается система конкурсных процедур, которые в принципе помогают получить объективное понимание профессиональных качеств работника. Такая процедура, в частности, включает в себя тестирование, анкетирование, групповую дискуссию, разработку проекта управленческого акта, написание реферата и некоторые иные процедуры.
Также отметим тот факт, что само определение конкурса, которое дано в статье 22 ФЗ «О государственной гражданской службы» не совсем точное. В частности, статья 22 определяет, что конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям. Но такое понимание конкурса фактически не позволяет отличить его, например, от аттестации и квалификационного экзамена [8, с.538].
Вместе с тем, следует выделить и определенные проблемы. Так, например, В. Новичкова выделяет следующие такие проблемы [6]. Так, например, пункт 20 названного Положения о конкурсе содержит норму о том, что заседание конкурсной комиссии проводится только при наличии не менее двух кандидатов [3].
То есть в том случае, если заявление для участия в конкурсе подал только один претендент, и подал все документы правильно, то согласно букве закона, ему должно быть отказано в участии в конкурсе.
Вместе с тем, норма статьи 22 ФЗ «О государственной гражданской службе» не говорит о претендентах во множественном числе. То есть фактически по букве закона возможно участие нескольких кандидатов в рамках соответствующего конкурса.
При этом, С. Иванова, например, как раз и обращает внимание на то, что в соответствующем Федеральном законе ничего не говорится о претендентах во множественном числе, и как следствие делается вывод о том, что конкурсная комиссия вполне имеет право оценить возможности даже единственного участника конкурса [5].
Также делается отсылка к некоей правовой аналогии, то есть обращается внимание на тот факт, что, например, по Положению о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении конкурсный отбор признается состоявшимся, если подано одно заявление, при условии получения претендентом более 50 % голосов членов Ученого совета.
Вместе с тем обратим внимание на следующую проблему: законодательно не урегулирован вопрос о возможности повторного участия в конкурсе кандидата, который не был допущен к участию в конкурсе, не получившего не положительного заключения конкурсной комиссии, не зачисленного в кадровый резерв. Как отмечается, нельзя лишать гражданина возможности повторного участия в конкурсе на общих основаниях в случае объявления очередного конкурса на вакантную должность гражданской службы.
Есть и иные проблемы, в частности, Е. Пермякова полагает, что проблемой является вопрос о переносе заседания комиссии конкурса на иное время, по ходатайству самого претендента на должность в случае, если кандидат по уважительной причине не может участвовать в заседании [7]. В Законе не урегулирован вопрос, описанный выше. Это является пробелом, так как данный вопрос связан не только с рядом прав претендента на должность, но и с правом представителя нанимателя. На мой взгляд, решение этого вопроса может быть инициировано на уровне субъектов Российской Федерации, так как эта проблема связана с двумя сторонами. В такой ситуации необходимо дать исчерпывающий перечень причин переноса заседаний, положение о комиссии и механизм реализации переноса заседания.
Ещё одной немаловажной проблемой можно выделить вопрос о проведении повторного конкурса на должность. Согласно Положению, если по результатам конкурса не были выявлены проходящие кандидаты, то предстатель нанимателя может принять решение о повторном конкурсном отборе.
Однако в положении не указано, что в зависимости от какого типа должность гражданской службы можно проводить конкурс. Если предположить, что речь идёт о вакантной должности гражданской службы, которая подлежит замещению только по результатам конкурсной комиссии, то представитель обязан проводить конкурс повторно.
Если же это должность, по которой может не проводиться повторный конкурс по решению нанимателя, то в этом случае конкурс может быть объявлен вследствие необходимости. Таким образом, для решения данной проблемы достаточно внести пояснение о том, кто инициирует повторный конкурс.
Доктринально определяются и определенные проблемы, неясности в сфере формирования конкурсных комиссий. В частности, признаётся необходимым изменить условия формирование состава конкурсной комиссии. Исследователи полагают необходимым введение принципов и способов формирования таких комиссий, чтобы не было конфликтов интересов. И не только конфликтов интересов в узком смысле, но и исключение личной заинтересованности, друзей, родственников, чтобы исключить ситуацию лоббирования назначения родственников.
То есть объективно необходимо урегулировать потенциальный конфликт интересов, а также заинтересованность на уровне конкурсной комиссии.
Точно также следует верным, правильным распространить обязанность по уведомлению представителя нанимателя о наличии заинтересованности не только членов комиссии, но и независимых экспертов.
Также ставится вопрос и том, чтобы создать реальные гарантии независимости экспертов. Но на практике такие эксперты для работы в конкурсной комиссии приглашаются непосредственно государственным органом, в котором будет проходить конкурс, ввиду отсутствия в ряде субъектов органа по управлению государственной службой. Здесь возможна ситуация, когда государственным органом будут привлекаться эксперты, готовые содействовать заранее принятому решению в связи с устоявшимися «налаженными отношениями» [8].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно конкурсные процедуры при отборе на государственную, муниципальную службу являются наиболее оптимальными как с точки зрения реализации конституционного права на равный доступ к государственной службе, так и с точки зрения отбора лучших кадров с очки зрения профессионализма.
При этом, следует обратить внимание, что существуют определённые проблемы в сфере закрепления норм о конкурсе. В частности, ошибочным является отказ от проведения конкурса если подана только одна заявка. Кроме того, следует создать и реальные механизмы, которые гарантируют независимость экспертов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 04.02. 2014 № 1 — ФКЗ с учетом поправок от 01.07.2020) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 27.11.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля
- Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (ред. от 30.12. 2020) //СПС Гарант.
- Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. — М: «Юрайт», 2016.
- Иванова С. А. Некоторые проблемы правового регулирования конкурса на замещение должности гражданской службы в Российской Федерации и их решение //Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу — 2013 — № 4.
- Новичкова, Д. Ю. Конкурсный подбор кадров на государственную гражданскую службу: проблемы и пути решения / Д. Ю. Новичкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409).
- Пермякова, Д. М. Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы: проблемы и пути решения / Д. М. Пермякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333).
- Тимофеева В. В. Поступление на государственную гражданскую службу по конкурсу//Вопросы юридической службы -2022 –№ 18.