Государственные гражданские служащие являются одной из главных движущих сил при реализации Конституции Российской Федерации, именно они решают широкий круг внутригосударственных вопросов (от подготовки нормативных правовых актов до решения самых обычных и бытовых проблем граждан). Из этого следует необходимость наличия у гражданского служащего высокого уровня профессиональной подготовки, умений и навыков в работе. Одним из механизмов повышения эффективности государственной службы служит кадровый резерв. Как правовое явление кадровый резерв имеет правовые и организационные основы и строится на определенных нормах.
Институт резерва в системе государственной службы был введен в Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 № 119-ФЗ, который указал, что государственную функцию по формированию резерва из числа государственных служащих с целью выдвижения на более высокие должности должен реализовать специальный федеральный орган по вопросам государственной службы.
В настоящее время используется термин «кадровый резерв», который следует из ч. 6 ст. 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который указывает, что для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58–ФЗ определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 64 Федерального закона о государственной службе в Российской Федерации при замещении вакансий государственной гражданской службы необходимо руководствоваться Положением о кадровом резерве на гражданской службе, утвержденным Президентом Российской Федерации, а также Положением о кадровом резерве субъекта Российской Федерации, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Во всех субъектах Российской Федерации существует нормативно-правовая база, которая обеспечивает возможность формирования и подготовки резерва кадров. В данных нормативных правовых актах указаны общие положения формирования резервов, отбора и подготовки лиц, включаемых в кадровый резерв, также разработаны, утверждены и реализуются программы и планы мероприятий по подготовке и переподготовке кадров.
На официальном сайте Правительства Курганской области можно изучить все принятые и действующие нормативные правовые акты в этой области. Например, Закон Курганской области от 04.05.2005 № 28 «О государственной гражданской службе Курганской области» (с изменениями на 30 июня 2020 года), Закон Курганской области от 26.05.2009 № 3885 «О резерве управленческих кадров Курганской области», Закон Курганской области от 28.09.2010 № 242 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Курганской области», Указ Губернатора Курганской области от 28.09.2005 № 218 «О кадровом резерве на государственной гражданской службе Курганской области», Постановление Правительства Курганской области от 29.01.2008 № 9 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей на должностях государственной гражданской службы Курганской области в Правительстве Курганской области», Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Курганской области одобренный решением Совета по вопросам государственной гражданской службы Курганской области от 12.04.2011 года № 22.
Формирование кадрового резерва на федеральном уровне осуществляется в соответствии с Положением о кадровом резерве федерального государственного органа, утверждённого Указом Президента от 1 марта 2017 г. № 96. Положение устанавливает цели, в соответствии с которыми формируется кадровый резерв, а также описывает порядок формирования кадрового резерва: указаны лица, которые могут быть включены в резерв, также отмечено, что гражданские служащие (граждане), которые не стали победителями конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы, однако профессиональные и личностные качества которых получили высокую оценку конкурсной комиссии, по рекомендации этой комиссии с их согласия включаются в кадровый резерв.
Следующим этапом в развитии системы кадрового резерва стало появление института резерва управленческих кадров. Понятие «резерв управленческих кадров» по содержанию значительно шире, чем «федеральный кадровый резерв» [1, с. 128].
Правовая основа данного института установлена Указом Президента Российской Федерации от 25.08.2008 № 1252 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров». Цель создания данного института состояла в том, чтобы выявить наиболее перспективных специалистов, которые более всего необходимы для данной профессиональной деятельности [2, с. 92].
Основные положения института резерва управленческих кадров изложены в Общей концепции формирования и использования резерва управленческих кадров в Российской Федерации одобренной комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы резерва управленческих кадров (протокол от 29.11.2017 № 5).
Граждане, включенные в указанный резерв, могут замещать исключительно целевые должности, к которым относятся должности, назначения на которые осуществляется преимущественно из резерва управленческих кадров. Следует также отметить внедрение рейтинговых механизмов, определяющих степень соответствия кандидатов и лиц, включенных в резерв управленческих кадров, конкретному уровню резерва управленческих кадров и призванных обеспечить мотивацию личности для повышения уровня профпригодности. Как мы полагаем, проблема резерва управленческих кадров состоит в том, что недостаточно четко выражен, в отличие от кадрового резерва, характер опосредуемых этим институтом отношений.
В целом можно полагать, что институт резерва управленческих кадров является реализацией принципа равного доступа граждан к государственной службе, но действующее законодательство не содержит правовых механизмов реализации Общей концепции, то есть этот момент надо еще прорабатывать на законодательном уровне. Снижает значимость данного института и установленное правило назначения лиц, состоящих в этом виде резерва, только на определенные должности. Такое положение, по сути, создает механизм социального лифта и отрицательно сказывается на принципе прохождения службы.
Полагаем, что необходимо законодательно закрепить резерв управленческих кадров в числе иных кадровых резервов и установить их взаимосвязь и согласованность в правовом положении участников этих формирований.
Таким образом, проанализировав нормативную правовую базу формирования кадрового резерва, мы видим, что ее оформление не окончено, существуют пробелы, которые могут порождать различные коллизии, что нарушает принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Литература:
- Ковтков, Д. И. Правовые проблемы формирования резерва кадров на государственной гражданской службе / Д. И. Ковтков. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2019. — № 11. — С. 121–130.
- Свирина, Л. Н. К вопросу о развитии института федерального резерва управленческих кадров для государственной службы / Л. Н. Свирина. — Текст: непосредственный // Вестник Института экономики РАН. — 2018. — № 3. — С. 91–101. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-instituta-federalnogo-rezerva-upravlencheskih-kadrov-dlya-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 23.12.2020).