В данной статье проведен обзор проведенных мероприятий в Республике Узбекистан по совершенствованию программ охраны материнства и детства. Также освещены результаты внедрения программы по планированию семьи.
Ключевые слова:репродуктивное здоровье, планирование семьи, контрацептивы.
This article conducted a review of activities in the Republic of Uzbekistan to improve programs of protection of motherhood and childhood. Also highlight the results of the implementation of the programme of family planning.
Key words: reproductive health, family planning, contraceptives
Быстрый рост населения мира стал в 60-х годах предметом серьезного беспокойства Организации Объединенных Наций. Население мира с 1960 по 1999 г. увеличилось более чем вдвое, перейдя в октябре 1999 года отметку в 6 миллиардов. Хотя темпы роста пошли на убыль, по прогнозам Организации Объединенных Наций, в 2050 г. на земле будут проживать вероятней всего 9,3 миллиардов, что зависит в определенной степени от эффективности программ планирования семьи [4].
Организация Объединенных Наций осуществляет свою оперативную деятельность во многих развивающихся странах. В результате плодотворного сотрудничества различных подразделений Организации создаются национальные статистические бюро, проводятся переписи населения, составляются прогнозы. Общий рост населения тяжело сказывается на земных ресурсах и окружающей среде, зачастую сводя на нет усилия в области развития.
В настоящее время при поддержке Всемирной организации здравоохранения и министерства здравоохранения Республики Узбекистан внедряется программа по планированию семьи с целью снижения уровня абортов и нежелательной беременности. Немалую роль отводят при этом службам ПМСП (Первичная медико-санитарная помощь), в которых гинекологи совместно с медсестрами ведут патронажную работу по предупреждению нежелательной беременности.
В связи с реализацией и внедрением программы по планированию семьи в Республике Узбекистан за последние годы были приняты несколько нормативных документов, направленных на совершенствования оказания медицинской помощи матерям и детям. В частности, в 2009 и 2010 годах были изданы три Постановления Президента Республики Узбекистан, касающиеся охраны матерей и детей: № ПП-1096 от от 13 апреля 2009 г. «О дополнительных мерах по охране здоровья матери и ребенка, формированию здорового поколения»; № ПП -1144 от 1 июля 2009 г. «О программе мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребенка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009–2013 гг.».; № ПП 1271 от 27 января 2010 года «О Государственной программе «Год гармонично развитого поколения» [1].
В процессе реализации программы по планированию семьи были разработаны пути совершенствования системы охраны репродуктивного здоровья населения. В 1993 году в республике была принята Региональная Программа «Неотложные меры по оздоровлению женщин фертильного возраста», которой была предусмотрена организация ежегодных профилактических осмотров с целью выявления женщин с факторами риска их оздоровление и обеспечение широкого доступа к современным методам контрацепции [6].
В республике были организованы Центры репродуктивного здоровья, основной задачей которых является проведение учебно-методической подготовки специалистов в области репродуктивного здоровья, внедрение международных стандартов предоставления услуг в области охраны репродуктивного здоровья.
Благодаря программам, по поддержке репродуктивного здоровья осуществляемым Правительством Республики Узбекистан общая тенденция в репродуктивном здоровье отмечается как положительная. Например, доля рождения детей у матерей в возрасте до 20 лет составляет всего 4,7 % и является одним из положительных показателей в сравнении с другими восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами. Количество родов среди женщин 20–30 лет (наиболее оптимальный возраст) увеличилось с 69,3 % в 1991 году до 83,3 % в 2009 году.
Большим достижением реализации данных программ, а так же доступность широкого ассортимента контрацептивных средств, повышение знания населения о методах предупреждения нежелательной беременности способствовала тому, что в республике аборты престали быть методом регулирования рождаемости.
Количество абортов по республике уменьшилось с 39,0 в 1991 году до 6,5 в 2009 году. По данным социального мониторинга, проведенным ЮНИСЕФ искусственное прерывание беременности происходит в республике в десять раз меньше чем в Эстонии, в 15 раз меньше чем в России, в шесть раз меньше чем в Казахстане. В структуре материнской смертности последние годы аборты редко встречаются как причина материнской смерти.
На протяжение всего периода программ по формированию здоровой семьи, методы контрацепции предоставляются бесплатно во всех учреждениях первичной медико-санитарной помощи. В целом имеется положительная динамика показателя охвата контрацептивов в стране. Если в 1991 этот показатель составлял 13 %, то к 2009 году этот показатель возрос до 62,7 % [4].
В результате совершенствования системы охраны репродуктивного здоровья населения, расширения сети и улучшению работы центров репродуктивного здоровья женщин, девочек и подростков, оснащению их аудиовизуальными и учебно-наглядными материалами; развитию системы непрерывного обучения, повышения квалификации специалистов и уровня знаний населения в области охраны репродуктивного здоровья; выявлению экстрагенитальных заболеваний у женщин и расширению охвата их контрацептивными средствами уровень рождаемости в республике имеет тенденцию к снижению. Так, если показатель рождаемости в 1991 году составил 34,5 на 1000 населения, то в 2010 году данный показатель составил 22,5 [4].
Эффективность проведенных реформ в нашей стране так же была оценена мировыми экспертами здравоохранения. Так в мировом рейтинге 161 государства, составленном в текущем году Международной организацией «Спасем детей», Узбекистан занял 9-е место среди стран, где лучше всего заботятся о здоровье подрастающего поколения.
Генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен в своей речи отметила, что в Узбекистане уделяется огромное внимание сфере здравоохранения, а защита здоровья матери и ребенка определена в качестве приоритетного направления, что является самой верной стратегией не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и будущего [8].
Директор Европейского регионального бюро ВОЗ Жужанна Якаб отметила также, что в Узбекистане по инициативе Президента Ислама Каримова проведена очень большая работа в этом направлении, достигнутые результаты служат примером для других государств мира.
Сегодня многие страны Европейского региона разрабатывают свои стратегии реформ в этой области с учетом национальной модели охраны здоровья матери и ребенка, созданной в Узбекистане [8].
Цель исследования Изучить деятельность среднего медицинского персонала и определить его роль в программе по созданию здоровой семьи в условиях ПМСП г.Ташкента с последующей разработкой практических рекомендаций совершенствования патронажной службы.
Материалы и методы исследования: Материалом исследования послужили законодательно правовые акты, принятые в Республике Узбекистан по программе охраны материнства и детства, результаты интервью проводимых среди женщин фертильного возраста на предмет знаний в области контрацепции, а так же определения основного источника информации по современным видам контрацепции и определение используемого ими в данный период контрацептива. Основным материалом исследования явились результаты анкетирования, проводимые среди сотрудников среднего медицинского персонала, а так же врачей акушеров-гинекологов служб ПМСП для определения роли акушерок и ключевых компетенций в области внедрения программы по планированию семьи, охране репродуктивного здоровья женщин. Основной момент в процессе анкетирования делался на определение знаний среднего медицинского персонала работающего в службах первичного звена, методах профилактики от не желательной беременности. Основными методами исследования в процессе написания диссертации был выбран метод анкетирования, проводимый у среднего медицинского персонала службы ПМСП. Анкетирование проводилось с помощью вопросника, в который входили 19 вопросов. Проводился так же опрос у женщин, посещавших медицинское учреждения для определения их уровня знаний в области контрацепции и определения вида контрацепции которому они отдавали предпочтение в прошлом и которому отдают предпочтение в настоящем. Полученный материал обработан статистически.
Результаты исследования. В процессе опроса проведенного среди женщин фертильного возраста посещавших ПМСП приняло участие 152 женщины. В ходе опроса женщин фертильного возраста посещавших учреждение ПМСП было выявлено, что уровень знания о методах контрацепции был высоким. Среди всех женщин в возрасте 15–49 лет, 91 % знали хотя бы один метод. Среди замужних в настоящий момент женщин, 99 % сообщили по крайней мере, об одном методе.
Наиболее широко известным методом является внутриматочная спираль (98 % женщин, замужних в настоящий момент). Гормональные таблетки, инъекции и презервативы были следующими наиболее широко известными методами (85 %, 78 % и 68 % среди женщин, состоявших в браке в настоящий момент).
32 % опрошенных отметили, что в выборе контрацепции полагались на советы близких, подруг, 48 % отметили, что просвещение в области контрацепции получают в ходе консультации у личного гинеколога, у которого наблюдаются (не по месту жительства), 9 % отметили, что источником информации о существующих методах контрацепции являлись популярные интернет сайты. Лишь 9 % отметили, что необходимую информацию получили в поликлинике по месту жительства у врача акушера гинеколога 8 %, у медсестры (акушерки) лишь 1 % опрошенных.
В процессе исследования было также опрошено 46 акушерок учреждений ПМСП города Ташкента, 98 % из них отметили, что основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться в процессе проведения патронажа среди ЖФВ (Женщины фертильного возраста), это нехватка времени, 38 % отметили нежелание со стороны женщин, недоверие 15 % и недостаточное количество информации отметили 8 % опрошенных медсестер.
Выводы. Результаты проводимого исследования показали, что основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться медсестрам в ведении патронажа среди женщин фертильного возраста, в первую очередь являлось нехватка времени, нежелание и недоверие со стороны женщин. Характеристики данных полученных в ходе патронажа женщин фертильного возраста были не полными.
Литература:
1. Собрание законодательства Республики Узбекистан № 39(487), 2011 г.
2. «Анализ репродуктивного и контрацептивного поведения молодежи», — Ивановская Государственная Медицинская Академия, 2005 г.
3. «Руководство по менеджменту охраны здоровья матери и ребенка», -Д. А. Асадов, К. Т. Ядгарова, П. Р. Менликулов, Н. Д. Ходжаева, Ташкент 2009г.c.15
4. «Человеческое развитие и здоровье», — Н. В. Агзамова, Г. Б. Мамедова, В. Ф. Сиразетдинова, С. А. Убайдуллаева, Ташкент 2011г., с116, 120, 123.
5. «Планирование семьи», — Алтайский Государственный Университет, 2005 г.
6. «Совершенствование службы охраны материнства, детства и репродуктивного здоровья в Республике Узбекистан», А. И. Камилов, 2011г.
7. «Результаты самостоятельной оценки служб общественного здравоохранения Республики Узбекистан», Технический отчет, Ташкент 2011г. с.24–25
8. Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Узбекистан www.minzdrav.uz