Экономический уровень страны и ее конкурентноспособность на мировой арене в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала общества накопленного в результате развития науки и образования.
Система образования и науки в РК должна соответсвовать целям и принципам устойчивого развития в частности в вопросе подготовки кадров, способных решать экологические проблемы.
По опыту развитых стран необходимо отметить, что, ВУЗы играют особую роль в системе научных разработок, занятыми не только обучением и подготовкой специалистов, но и фундаментальными и прикладными исследованиями в области естественных, технических и гуманитарных наук.
Форсированное индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан и связанное с ним расширение производственных мощностей, ввод новых предприятий, а также рост объема потребления товаров и услуг населению предполагает образование и накопление больших объемов отходов производства и потребления. [1, с. 3]
Поэтому, в настоящее время приоритетным является изучение вопроса управления отходами учеными и ВУЗами страны с целью выработки региональной политики с учетом эколого-экономической, социально-демографической ситуацией.
От эффективности реализации такой политики будет зависеть реальный переход к устойчивому социально-эколого-экономическому развитию региона.
Сокращение объемов накопления бытовых и промышленных отходов является одной из основных задач ряда стратегических документов, таких как Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 гг., Концепция перехода к устойчивому развитию на 2007-2024 гг., отраслевая Программа «Жасыл даму» на 2010-2014 гг., территориальных стратегических планов и программ по управлению отходами. Несмотря на, обилие программ, у нас до сих пор не налажена система обращения с отходами производства и потребления. [2, с. 2]
По всей стране наблюдается очаги несанкционированных свалок, это можно заметить, выехав за город или населенный пункт. Общественность не осведомлена о новейших методах утилизации, фактических объемах образования твердо-бытовых отходов (далее – ТБО), отсутствует единая база учета данных по образованию, сбору и утилизации отходов производства и потребления.
Поэтому, в стратегических документах Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК в период 2009-2011 годы объемы накопленных отходов производства и потребления колеблется в пределах от 22 млрд. до 43 млрд.тонн.
По последней информации Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК в стране уже накоплено свыше 100 млн. тонн ТБО. Ежегодный его прирост составляет около 5-6 млн.тонн, из которых перерабатывается не более 5 %, а остальные размещаются так называемых полигонах или попросту в свалках.
В действительности полигоны для сбора ТБО не выдерживает никакой критики.
На практике, это выделенный на окраине участок, куда завозятся все твердые отходы потребления, которые ввиду отсутствия их переработки сжигаются, а часть разносится ветром по всей округе.
А то, что, горящие пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, при сгорании выделяют ядовитый газ, вызывающий риск развития онкозаболеваний никого не интересует. И сегодня, кто-то продолжает сжигать содержимое мусоросборников, отравляя окружающую среду ядовитой смесью диоксинов и других его производных.
В процессе длительного хранения ТБО способны превращаться в другие вещества с иными физико-химическими и токсическими свойствами. Это приводит к появлению на свалках новых экологически опасных веществ, представляющую серьезную угрозу природе и здоровью человека. Биогенное воздействие ТБО на окружающую среду создают благоприятные условия для размножения грызунов, насекомых и микроорганизмов, что приводит к разносу бактерий и вирусов на огромные расстояния.
Проведенными исследованиями российских ученых установлено, что вокруг полигонов ТБО формируются зоны динамичных ореолов, поликомпонентного загрязнения поверхностных и подземных вод, с высокими температурами токсичного фильтрата (порядка 40 0 – 50 0С) вытекающего из под свалки. Высокая температура фильтрата обусловлена протеканием экзотермической химической реакции в отходах.
Одновременно отмечается угнетающее воздействие на приземные слои атмосферы, газообразными соединениями, диоксина, фуранов и других составляющих, образующиеся в результате химических реакций в недрах свалки. [3, с. 4]
Как правило, приземные слои воздуха над полигонами ТБО загрязнены пылью, сажей, пестицидами и другими мелкодисперсными твердыми частицами, которые поднимаются вверх создаваемыми воздушными потоками и загрязняют окружающую среду вблизи полигона в радиусе до 3 км. Геологическая среда и в особенности зона аэрации вокруг полигона ТБО испытывают повышенную нагрузку.
В развитых странах в перспективе, планируется отказаться от полигонного способа захоронения ТБО.
В настоящее время на территории Республики практически все отходы вывозятся на мусорные свалки для захоронения, при этом, кроме полигона Астаны, ни один полигон ТБО не соответствует санитарным нормам и экологическим стандартам захоронения, предусмотренные СН РК 1.04-15-2002.
Практически все полигоны исчерпали свой срок действия, требуется их рекультивация, сбор свалочного газа в нем не осуществляется.
Сведения о полигонах коммунальных отходов на территории Кызылординской области представленные Департаментом экологии по Кызылординской области Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК приведены в таблице №1.
Таблица №1. Сведения о полигонах коммунальных отходов
по Кызылординской области
Наименование области |
Кол-во населенных пунктов |
Численность населения, тыс. чел. |
Количество полигонов коммунальных отходов, шт. |
Показатель не узаконенных полигонов, % |
Объем отходов, размещенных на полигонах, тыс.тонн |
Утилизация ком. отходов, тыс.тн. |
Наличия решений об отводе земель под полигоны |
Общее накопление отходов на 1 чел., тн. |
Накоплено отходов за 2013 год на 1 чел., тн.
|
|||
Всего |
Узаконенные |
Не узаконенные |
0бщий |
2013г |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Кызылординская |
158 |
721 |
45 |
3 |
142 |
97,9 |
913,2 |
181,4 |
13,3 |
142 |
1,26 |
0,25 |
Как видно из этой таблицы только 2 % полигонов узаконены, в 13 населенных пунктах вообще отсутствуют места для размещения ТБО.
Отсутствуют в Республике мусороперегрузочные (сортировочные) станции, по сортировке отходов и извлечению вторичных материальных ресурсов, а биологически разлагаемая фракция не утилизируется для получения «зеленой» энергии и компоста. Практически, неразвита система раздельного сбора и сортировки отходов у источников образования ТБО.
Факторы негативного воздействия из-за отсутствия системы сбора, транспортировки, переработки и утилизации ТБО приведены в таблице № 2.
Таблица № 2.
|
||||||||||||||
- повышение угрозы - повышение потребности - загрязнение окружаю-
здоровью населения; в первичных ресурсах; щей среды ТБО и про-
- увеличение тарифов - вывод ценных земельных дуктами его распада;
на вывоз ТБО; ресурсов из хозяйствен- - увеличение техногенной
- затруднение доступа ного оборота для создания нагрузки;
к экологически полигонов; - ухудшение эстетическо-
безопасным товарам - повышение энерго и го состояния территории
и услугам ресурсоемкости
региональной экономики
|
По имеющимся информациям из 6325 населенных пунктов в областях и городах Республики услугами предприятий по сбору и вывозу отходов охвачены 1558, что составляет 25 %, а остальным населенным пунктам этот вид услуги не доступен.
В таблице № 3 приведены сведения о сборе и вывозе ТБО, представленные Департаментом экологии МОС и ВР РК, из чего следует, в области только 9 из 158 населенных пунктов пользуются услугами предприятий по сбору и вывозу ТБО, а остальные 149 населенные пункты, что составляет 95 %, этим видом услуги не охвачены.
Таблица № 3. Сведения о сборе и вывозе коммунальных отходов
по Кызылординской области
Наименование области |
Кол-во районов и городов |
Кол-во предприятий, оказывающие услуги по сбору и вывозу ТБО |
Кол-во населенных пунктов |
Кол-во населенных пунктов, охватываемые услугами по сбору и вывозу ТБО |
Объемы вывоза отходов за 2013 год, тыс.тонн |
Кол-во населенных пунктов, в которых не оказываются услуги по сбору и вывозу отходов |
Показатель насел-х пунктов, в которых не оказываются услуги по сбору и вывозу, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Кызылординская |
9 |
18 |
158 |
9 |
181,4 |
149 |
94,3 |
И так из этого следует отметить следующее:
- отсутствие активной государственной поддержки вопроса управления ТБО, включающий в себя: сбор, транспортировка и переработка;
- не эффективная нормативно-правовая база;
- неразвитость инфраструктуры сферы обращения отходами;
- неразвитость пунктов приема отходов населения;
- отсутствие экономических стимулов вовлечения вторичных ресурсов извлекаемых из ТБО.
Отсутствует укрупнение нормы накопления ТБО на душу населения в стране, поэтому регионы пользуется широким диапазоном показателей годового выхода на одного жителя от 200 до 450 кг/чел в год, что искажает данные в процессе сбора и составления отчетности.
В частности в г. Кызылорда дифференцированные нормы накопления в последний раз были утверждены еще 21 ноября 1999 г. за № 1033, хотя согласно норм они должны пересматриваться каждые 5 лет, а при необходимости через 2 года. Следует отметить, что практически на всех полигонах ТБО в Казахстане отсутствуют весы в зоне приема отходов, а их тоннаж устанавливается путем перевода кубических метров в тонны, а значение объемного веса берется от 200 до 300 кг. Тогда как в странах Европы их объемный вес составляет порядка 100-150 кг.
Анализ морфологического состава отходов по регионам показывает большие расхождения по его составу и его доли. Исходя из усредненного морфологического состава, количество вторичных материальных ресурсов, содержащихся в ТБО, составляет порядка 30 % бумаги и картона, 15-20 % стекла, 5-10 % металлов, 30 % пластмассы, 15-20 % прочие. В промышленно развитых странах тара и упаковка составляет 30 % веса и 50 % объема, и заметную величину составляют крупногабаритные бытовые отходы (мебель, бытовая техника и т.д.).
Сведения о морфологическом составе ТБО г. Кызылорда, взяты по мониторинговым данным ТОО «Ибрайхан и К-ЛТД» и приведены в таблице № 4.
Таблица № 4. Сведения о морфологическом составе ТБО, поступающих на полигон г.Кызылорда за 2013 год(представленные ТОО «Ибрайхан и К-ЛТД»)
Наименование отхода |
Принято на полигон в 2013 году (тыс. тонн) |
Состав, % |
||||||
Бумага, картон |
Полимерные отходы |
Стекло |
Металл |
Биоотходы (древесные и т.п.) |
Пищевые |
Прочие |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ТБО |
42,0 |
22-25 |
35-37 |
15-18 |
2-3 |
3-5 |
8-10 |
2-5 |
Из-за того, что в настоящее время по Республике не налажен раздельный сбор ТБО «у источника» образования отходов, оценить его экономическую эффективность сложно, отсутствуют также рекомендации по преимуществу системы разделения отходов у источника, раздельного вывоза отходов на переработку и продажи восстановленных материалов.
В этой связи, важной составляющей является восстановление и развитие приемных пунктов вторичных ресурсов, что позволяет уменьшить количество ТБО и трудоемкость их сортировки на последующих этапах переработки.
Такой способ сортировки ТБО, является наиболее экономичным и не требует дополнительных затрат на строительство сортировочных пунктов и предприятий.
В условиях когда возникает необходимость экономии всех видов затрат, использование вторичных ресурсов обеспечивает снижение себестоимости при производстве так как, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов обходится как правило, намного дешевле, чем первичные ресурсы.
Данные о нормах накопления отходов на одного жителя в сельской местности вообще отсутствуют.
Из-за отсутствия сведений по норме ТБО сельской местности их долю, эксперты рекомендуют считать около 30 % от общего объема образования ТБО.
Морфологический состав отходов в сельской местности вообще не изучен. Из практики известно, что в нем доминируют органические отходы и меньшая доля пластмассы, упаковочных материалов, бумаги и картона. В сельских районах органическая часть отходов обычно не размещается на полигоне или свалках, как правило, их значительная доля идет на корм животным или компостируются в домашних условиях.
Кроме того, дерево, бумага и другие горючие материалы используются для отопления.
Анализ показывает, что лишь незначительная доля ТБО в среднем 3 - 5 % в Республике в настоящее время подвергается утилизации, остальная часть отходов сжигается или размещается на полигонах без разделения на компоненты, при этом имеющиеся в их составе вторичные материальные ресурсы безвозвратно теряются.
Конечно, по опыту зарубежных стран вопрос утилизации ТБО следует передать в конкурентную среду, но одни рыночные отношения не способны эффективно регулировать процесс обращения с отходами. Нам следует воспользоваться опытом стран ЕС, где вопросы переработки отходов решают в комплексе путем сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования, с учетом специфики региона.
В настоящий момент в Республике отсутствует предприятия по термической или биологической переработке отходов, поэтому производство «зеленой» энергии из ТБО не налажено.
Первый пилотный проект по строительству завода механико-биологической обработки отходов в текущем году предусмотрен в г. Актау, он станет первым предприятием, вырабатывающим «зеленую» энергию из ТБО с использованием технологии анаэробного разложения органической фракции отходов.
А пока, захоронение отходов на полигонах является основным методом постоянного размещения отходов. Большинство твердых бытовых отходов не сортируют для повторного использования и переработки, а сваливают их в местах захоронения отходов.
Так как, полигонный метод обезвреживания ТБО технологически не сложен, хотя, требует больших земельных площадей, значительных капиталовложений, эксплуатационных и транспортных затрат.
Объекты размещения отходов во многих регионах Казахстана, как правило, не соответствуют требованиям Экологического кодекса. Зачастую их трудно назвать полигонами ТБО, так из более 4525 мест размещения отходов (полигоны) в Республике 93 % не узаконены, и, по сути, представляют собой несанкционированные свалки мусора.
Даже в случаях, когда полигоны ТБО являются узаконенными, подавляющее их большинство не являются инженерными сооружениями, которые можно отнести к классу «санитарных полигонов».
Сбор и вывоз мусора налажен только в крупных городах. Для малых городов, а также для сельской местности этот вид услуги практически недоступен или низкого качества.
Отсутствие специализированных площадок для сортировки твердых бытовых отходов и удаленность полигонов приводят к росту несанкционированных свалок.
Только в г. Кызылорда в течение 2013 г. было образовано порядка 72,0 тыс.тонн ТБО, а на полигон доставлено всего 42,0 тыс. тонн, что составляет 70 % от общего объема образования отходов, а остальные были размещены в несанкционированных местах.
Поэтому для многих городов страны стало традицией ежегодно проводить весной 2-х месячник по уборке несанкционированных свалок и благоустройству территорий.
Подводя итоги, в эксплуатации существующих полигонов ТБО следует отметить:
· отсутствие у них синтетического или глиняного противофильтрационного экрана;
· размещение коммунальных отходов вместе с промышленными, медицинскими и иными опасными видами отходов;
· отсутствие системы для сбора свалочных газов.
Особая проблема – бесконтрольное обращение с опасными бытовыми отходами. Из-за отсутствия нормативно-правовой базы и централизованной системы сбора и нейтрализации опасных бытовых отходов, практически никто не несет ответственности за их утилизацию. Эти отходы по сведениям ученых составляющих 1 % от общей массы ТБО поступают на захоронение в существующие полигоны либо свалки. Особую опасность представляют токсичные отходы, темп образования которых с каждым годом растет.
Для улучшения ситуации с развитием переработки отходов необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в области обращения отходами, где необходимо закрепить механизм ответственности производителей и импортеров за сбор и безопасную переработку после использования продукции. [4, с. 4]
Необходим механизм взимания платежей от производителей за сбор и переработку отдельных видов тары, упаковки и т.д. по завершению «жизненного цикла» (тара из под хим.реагентов, пестицидов, гербицидов и т.д.), то есть, не разлагаемых, так как, в странах ЕС запрещено упаковка продуктов питания в бионеразлагающихся пластиковых пакетах, это будет весьма актуально для страны, которая будет вступать во всемирную торговую организацию, на его конкурентоспособность продукции на рынке.
По вопросу управления опасным бытовым отходам, необходимо отметить об отсутствии:
· системы учета опасных бытовых отходов;
· предприятий по переработке опасных бытовых отходов, за исключением ртутьсодержащих бытовых отходов;
· объектов захоронения опасных бытовых отходов;
· нормативно-правовой базы в сфере учета, сбора, переработки, уничтожения и захоронения;
· ответственности производителей и поставщиков за утилизацию отработанных опасных бытовых отходов.
Такая же ситуация сложилась с учетом сбора строительных и крупногабаритных отходов, которые по оценке экспертов составляют порядка 5 % от общей массы ТБО, собираемых у населения, предприятий и организаций.
Здесь, также не налажена система раздельного сбора этих отходов, отсутствует централизованный пункт приема таких отходов у населения, как и не существует специализированных предприятий по их переработке.
В то же время, рост уровня благосостояния населения и развитие экономики в Республике предполагает нарастание динамики образования ТБО.
По прогнозам специалистов ожидается рост объемов образуемых отходов по всем категориям ТБО, в том числе опасным бытовым отходам.
По оценке экспертов, занимающиеся проблемами отходов прогнозируется образование значительного количества полезных компонентов в составе образуемых ТБО, что делает выгодным проведение комплексных мероприятий для их сортировки и реализации на рынке вторичного сырья. [7, с. 4]
В связи с чем, необходимо ускорить совершенствование природоохранного законодательства и разработку технологий применительно современному состоянию системы обращения с твердыми бытовыми отходами в городских и сельских населенных пунктах Республики. Такой интегрированный подход позволит повысить эффективность услуг по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
А это означает необходимость качественного изменения в сфере управления ТБО, предусматривающее:
· модернизацию системы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов;
· повсеместное внедрение раздельного сбора отходов у источника образования;
· развитие системы сбора, транспортировки и обезвреживания опасных бытовых отходов, образующихся у населения;
· строительство полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих современным требованиям к санитарным полигонам со сложной инфраструктуры по приему, сортировки, переработки и захоронения твердых бытовых отходов;
· ликвидацию социальных последствий и экологического ущерба, возникшего в результате многолетнего размещения отходов на неконтролируемых свалках.
Как считают ученые и специалисты, занимающиеся проблемами отходов, все эти качественные изменения возможны при условии, когда в каждой области Республики будут разработаны программы по модернизации сектора управления ТБО, включающую в себя:
· обновление парка контейнеров и мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО, недопущения загрязнения прилегающей территории, поддержание эстетичного вида контейнерных площадок;
· внедрение раздельного сбора всех категорий ТБО;
· внедрение стандартов услуг по всей цепочке: сбора, транспортировке, переработке и захоронению отходов;
· профессиональная подготовка в ВУЗах и колледжах технических специалистов, отвечающих за организацию сбора и удаления отходов;
· разработку образовательных и информационных программ для населения по вопросам обращения с отходами.
Немаловажную роль в управлении ТБО играет информирование широкой общественности на местном уровне, предусматривающие в себя такие мероприятия как:
· обсуждение отрицательного влияния неправильного обращения с отходами и популяризация успешного практического опыта в области обращения с отходами;
· демонстрация преимуществ раздельного сбора и использования вторичных материальных ресурсов;
· выпуск брошюр о вторичном использовании материальных ресурсов для распространения в школах, среди широкой общественности.
Также, положительный результат даст:
- организация ознакомительных визитов на полигоны для школьников и студентов;
- конкурсы рисунков, фотографий среди школьников на тему отходов;
-проведение интерактивных семинаров для школьников, студентов и негосударственных организаций.
Таким образом, в современных условиях управление отходами производства и потребления становится важным механизмом решения социально-эколого-экономических проблем, острота которых нарастает более высокими темпами, чем результативность мер, предпринимаемых для их решения.
В связи с этим, сфера обращения с отходами должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть региональной социально-экономической системы, создающая предпосылки повышения эколого-экономической сбалансированности регионального развития, и в этом вопросе не маловажная роль отводится представителям науки и образования.
Литература:
1. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы. Одобрен Указом Президента Республики Казахстан от 03 декабря 2003 г. № 1241
2. Отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2010 г. № 924
3. Ногаев Ш. Сыр өңіріндегі өзекті экологиялық проблемалар // Қазақстан Республикасы өнеркәсібі мен аграрлық секторының даму перспективасы: ғылым, инновация, әлеуметтік-экономикалық аспектілер» атты республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары (26 наурыз 2010 жыл). - Қызылорда: Тұмар, 2010.
4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, Утилизация, Переработка. - М-ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 336 с.
5. Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 2011г. №1370.
6. Полигоны для твердых бытовых отходов. СН РК 1.04-15-2002
7. Технологический регламент получения биогаза с полигонов твердых бытовых отходов. – Москва: Академия коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова, 1990.
8. Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов №3.01.016.97. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 марта 2005г. №137.