Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства
Автор: Саъдуллаев Дилмурод Сафохонович
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 10.11.2015
Статья просмотрена: 1723 раза
Библиографическое описание:
Саъдуллаев, Д. С. Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства / Д. С. Саъдуллаев. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8797/ (дата обращения: 17.12.2024).
Негосударственные некоммерческие организации играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится также их вклад в решение общенациональных и региональных экологических проблем и задач, связанных с охраной природой. Именно поэтому сегодня наиболее актуальным становятся вопросы обеспечения дальнейшего развития ННО, усиления их роли в обеспечении прозрачности и эффективности проводимых реформ, создания необходимой правовой основы участия ННО в реализации программ социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и охраны здоровья населения.
Необходимо также отметить, что по инициативе Президента Ислама Каримова в нашей стране создаются широкие возможности для свободной деятельности негосударственных некоммерческих организаций. В результате все больше активизируется участие ННО в социальной жизни общества, в частности, в охране окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделяется обеспечению чистоты окружающей среды, охране здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, усилению общественного контроля в процессе решения имеющихся экологических проблем.
Таким образом, в Республике Узбекистан создана достаточная правовая база для развития общественных экологических институтов, гарантированы их права и заинтересованное взаимодействие с государственным органами [1]. В частности, приняты законы «Об общественных фондах», «О благотворительности», «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», «О средствах массовой информации», ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства страны.
Важным фактором укрепления и развития независимых ННО и других институтов гражданского общества стал Закон Республики Узбекистан «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». Он установил целостную систему правовых, экономических, организационно-технических мер поддержки многообразной деятельности ННО, развития социального партнерства между ними и органами государственной власти и управления.
Принятые в последние годы такие законы как «Об экологическом контроле» (27.12.2013 г.), «О социальном партнерстве» (25.09.2014 г.), «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» (05.05.2014 г.) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (26.08.2015 г.) служат активизации участия органов самоуправления граждан, других институтов гражданского общества и широкой общественности в охране окружающей среды.
В этой связи важное роль играет принятие Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» от 27 декабря 2013 года, направленного на дальнейшую активизацию участия общественности, ННО в осуществлении экологического контроля, мониторинга ситуации в регионах страны в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения. В частности данным Законом определены: роль и место ННО в осуществлении экологического контроля, мониторинге окружающей среды и охране здоровья населения; механизм координации контрольной деятельности; полномочия экологических ННО, служб ведомственного и производственного экологического контроля; порядок осуществления ими своих функций в этой сфере и др. Также впервые в нашей стране внедрен институт общественных экологических инспекторов.
Среди негосударственных некоммерческих организаций в сфере охране окружающей природной среды важное практическое значение имеет создание Экологического движения Узбекистана 2 августа 2008 года и принятие Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах» от 25.12.2008 года. Согласно вышеуказанному Закону Экологическому движению Узбекистана отведено 15 депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, что позволяет ему оказывать непосредственное, эффективное воздействие на совершенствование законодательства в области охраны природы и здоровья населения, его неукоснительное исполнение в центре и на местах.
Вместе с тем мы согласны с тем, что участия институтов гражданского общества в правоприменение экологического законодательства послужит эффективной основой предупреждения правонарушений в сфере экологии, обеспечит повышение экологической и правовой культуры население посредством активного участия в их деятельности по обеспечению охраны окружающей природной среды [3].
Особое значение в развитии отечественных ННО и укреплении их сотрудничества с органами государственного управления имеет Закон «О социальном партнерстве» от 25 сентября 2014 года, который определил четкие границы и организационно-правовые механизмы взаимоотношений негосударственных некоммерческих организаций с государственными структурами [2]. Закон послужил установлению эффективных связей взаимодействия государственных органов, природоохранных ведомств, органов самоуправления граждан и экологических общественных организаций в деле охраны окружающей среды. В рамках реализации закона при представительных органах регионов формируются общественные комиссии по социальному партнерству, деятельность которых послужит выработке перспективных социально и общественно значимых программ. Примечательно, что в Узбекистане созданы необходимые условия для эффективного использования принципа социального партнерства в сфере охраны природы. Ее дальнейшее усиление и повышение эффективности продолжает быть важной задачей государства и всего общества.
Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко — как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений [4]. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс [5]. Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнерство — это определенные взаимоотношения между людьми. Главной же целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов [6].
Необходимость возникновения и развития социального партнерства в сфере охраны природы обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты — государственные органы и негосударственные некоммерческие организации не могут эффективно реализовать задач по успешной охране окружающей природный среды, обеспечение экологической безопасности и др. друг без друга, без взаимодействия.
Ни государственные органы, ни институты гражданское общество не смогут: одни — обеспечить исполнение норм экологических законов, а другие — реализовать право на благоприятной природной среде, если не объединятся, взаимодействует. При этом субъектов соединяет общий интерес. Но одновременно их роли и функции — разные. Это ведет к существенным различиям в их положении и личных интересах, которые могут, как показано выше, разрастись до масштабов серьезных противоречий. Здесь-то и возникает осознание необходимости обеспечения оптимально возможного сбалансирования интересов субъектов, т. е. выхода на путь социального партнерства. По этому главная цель социального партнерства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира. Исходя из этого можно назвать пять основных принципов партнерства в экологической сфере: взаимное признание интересов сторон (партнера) как важных и правомерных; паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений; социальную справедливость при регулировании интересов и действий; поиск и нахождение компромисса, достижение социального согласия; взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений и др.
Главный результат социального партнерства — социальное согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач. Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять. Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т. е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т. е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения. Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Наконец, пятым элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров.
Так, в зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства. Первая модель сформировалась на севере Европы — в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в сфере охраны природы и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень конкретных государственных органов.
Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением договоров в основном на уровне соответствующих государственных органов. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки.
Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия, Голландия, Швейцария и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными. Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях.
В заключении хотелось бы отметить, что актуальной задачей на сегодняшний день остается активизация участия граждан, прежде всего через общественные структуры. В перспективе на основе социального партнерства целесообразно разработать и реализовать проекты, направленные на охрану природы, так как для этого в нашей стране созданы необходимые условия.
Литература:
- Икрамов Р. А. Правовые основы участия общественных институтов в обеспечении экологических прав человека в Республике Узбекистан // Вестник Пермского университета. — Перм, 2010. — № 2(8). — С.37.
- Хамраев У. Р. Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 109.
- Сафаров Д. И., Рузиев З. Р. Тенденции совершенствования законодательных основ экологических полномочий институтов гражданского общества: опыт Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 877.
- Гордон Л. А., Клопов Э., Шаблинский Э. и др. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России — от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству. — М.: Спец. приложение к бюллетеню «Конституционный вестник», 1993.
- Ветров А. Соперничество или партнерство? (Внешнеэкономическая экспансия капитала). — М.: Мысль, 1990. — 270 с.
- Лутохина Э. А. Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2003. — № 1.