По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Среди глобальных проблем человечества 21 века осталась проблема здоровья. Но здоровье не как общего понятия, а рассмотрение его различных аспектов. Психологическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы, можно сделать вывод, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.Во всех программных документах в настоящее время большое внимание привлекается к проблеме сохранения, поддержания и укрепления здоровья школьников. А именно степень эмоционального благополучия может быть признана фундаментом психологического здоровья личности. По отношению к младшему школьнику оно может быть определено как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в школе, являющееся основой его возрастных социальных потребностей. На уроках педагогами начальных классов применяются методы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, в числе которых: динамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника; методика сенсорно-координаторских тренажей с помощью зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия; методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма.
Основной формой обучения младших школьников остается урок. Анализ работы педагогов показывает, что с точки зрения сохранения здоровья младших школьников, педагоги в учебном процессе обращают внимание и стараются придерживаться следующих аспектов:
– гигиенические условия в классе;
– число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок);
– средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут);
– число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок);
– использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.;
– умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;
– позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
– физкультминутки норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять;
– включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
– наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.;
– благоприятный психологический климат на уроке;
– преобладающее выражение лица учителя;
– момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
– темп и особенности окончания урока;
– состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Для сохранения здоровья младших школьников в педагогическом процессе и их эмоционального благополучия необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания. Во всех программных документах в настоящее время большое внимание привлекается к проблеме сохранения, поддержания и укрепления здоровья школьников, их эмоциональному благополучию. А именно степень эмоционального благополучия может быть признана фундаментом психологического здоровья личности. По отношению к младшему школьнику оно может быть определено как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в школе, являющееся основой его возрастных социальных потребностей. Показателями эмоционального благополучия выступают: позитивная Я-концепция; общее эмоциональное состояние в школе; удовлетворенность учебной деятельностью; возможность достижения позитивных результатов и переживания собственного успеха; отношение к ситуации проверки знаний и оценки; удовлетворенность отношениями с учителем и взаимоотношениями в школьном коллективе.Соответственно, одной из целей деятельности педагогического коллектива становится создание в рамках ситуации школьного обучения социально-психологических условий для максимального личностного развития и успешного обучения младших школьников. Огромную роль в ее реализации играет целенаправленная деятельность педагогов-психологов и всего педагогического коллектива по обеспечению эмоционального благополучия участников учебно-воспитательного процесса.Основными задачами в рамках данного направления определяются:
– создание психолого-педагогических условий, способствующих формирования эмоциональной, социальной, коммуникативной компетентностей школьников, творческому развитию участников учебно-воспитательного процесса;
– выявление и развитие индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, индивидуального уровня достижений, прогноз его развития;
– профилактика возникновения социальной дезадаптации на всех этапах школьного детства;
– оказание своевременной психологической помощи младшим школьникам и другим участникам образовательного процесса в решении личностных актуальных проблем;
– создание благоприятного социально-психологического климата взаимодействия младших школьников и взрослых в рамках учебно-воспитательного процесса;
– формирование психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей, в повышении их социально-педагогической компетентности;
– консультирование педагогов, родителей по вопросам поддержки ребенка.
Каждое из традиционных направлений работы может иметь содержательный блок, касающийся эмоционального самочувствия в школе.
Самое главное в настоящий момент – это прийти к пониманию всеми участниками процесса обучения и воспитания важности развития эмоциональной компетентности и объединения общих усилий в этом процессе. Без данного компонента невозможно формирование мобильной, гибкой, способной к социальной адаптации и нацеленной на самореализацию личности. Период школьного детства играет определяющую роль в формировании этих умений, а потому должен быть насыщен различными формами работы, развивающими эмоциональный мир ребенка. Приоритет в такой работе и педагога, и психолога должен быть отдан активным формам. Именно проективные, творческие задания, игровые ситуации, занятия с применением элементов социально-психологического тренинга предоставляют их участникам возможности эмоционального раскрепощения, чувство сопричастности общему делу, настроению, дают повод для обмена идеями, мыслями, переживаниями. Нужно также понимать необходимость построения специальной работы с педагогическим коллективом. В напряженном ритме учебной жизни необходимо находить возможность предоставлять варианты групповой деятельности, которые могут сопровождаться эмоциональным выплеском самих педагогов и обучать их технологиям работы по эмоциональному раскрытию и развитию ребенка. Это формирует базовые позиции принятия партнера и участия в его эмоциональном мире. Современный человек для успешного воплощения себя в жизни должен быть компетентным в вопросах эмоционального самочувствия. Эмоциональная компетентность определяет способность выражать собственные эмоции так, чтобы они были поняты другими и, одновременно распознавать, эмоциональные проявления партнера по общению, умение управлять своими эмоциями и общую стрессоустойчивость личности. Без этих навыков невозможен также личностный и профессиональный рост педагогов. А воспитание таких качеств у младших школьников становится необходимым компонентом обучающей и воспитательной функции педагогической деятельности. И учить этому надо не только потому, что «потом это пригодится», а потому что сталкиваться с проблемами, решать непростые ситуации, делать значимые выборы приходится каждому из наших детей здесь, сегодня, сейчас.
Для формирования эмоционального благополучия младших школьников применяю следующие методы работы: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме, инсценирование произведений, просмотр кинофильмов и др. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. Эмоциональное благополучие в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога, и родителей.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 2012.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
3. Божович Л.И. Психология формирования личности. – М., 2011. – 400 с.
4. Болотина Л.А. Психология и педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.
5. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
6. Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2011. – 528 с.
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
8. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. – М.: Эксмо, 2012. – 223 с.
9. Капрара Дж. Психология личности – СПб: Питер, 2003. – 640 с.
10. Киселева Г.Г., Ковалев В.А. Как изучить состояние здоровья школьника? // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 58–61.
11. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 203 с.
12. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников – М: Просвещение, 2009. – 109 с.
13. Мониторинг охраны здоровья школьников / под ред. И.И. Колисник. – Саратов: Научный Центр Развитие образовательных инициатив, 2010. – 400 с.
14. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 688 с.
15. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – 479 с.