Социально-экономическая и политическая жизнь в России в начале третьего тысячелетия обострила проблемы политического, экономического и социального характера. Наиболее сложной и серьезной является проблема здоровья нации – проблема сохранения и укрепления здоровья человека, воспитание самосохранительного поведения детей и взрослых, формирование отношения общества и государства к здоровью человека как к ценности. В научной среде, а также в выступлениях государственных и общественных деятелей, все чаще звучит мысль о том, что богатство государства составляют человек, личность, индивидуальность, а не только природные ресурсы и материально-культурные ценности страны. Человек, способный приумножать богатство и ценности своей семьи и государства в целом, должен быть, в первую очередь, здоровым. Здоровье, как состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия человека и общества, определяет и обеспечивает жизненную ситуацию «гармонии человека с самим собой и внешним миром», гармонию общества и мира в целом.
В отечественной науке считается традиционным медицинский подход к решению данной проблемы, поэтому, говоря о здоровье, чаще всего, подразумевают физическое здоровье и проблемы физического развития детей, подростков и молодежи, в том числе, детей дошкольного возраста. Дошкольное детство, первые шесть, семь лет жизни – очень короткий отрезок в жизни человека, но эти годы имеют первостепенное значение для полноценного развития личности человека. Именно в этот период закладываются основы физического, психического и духовного здоровья человека, в том числе, и эмоционального здоровья, как неотъемлемой части единого целого. Тем более, что научные исследования в области медицины и психологии доказывают взаимосвязь и взаимозависимость сложных, как позитивных, так и негативных изменений в физиологической, психической и социальной сфере личности человека, как биопсихосоциального существа. «Всякое изменение в нашей физической организации всегда сопровождается чувствами», поэтому «любое телесное заболевание имеет психическую первопричину. Начинать укрепление иммунитета надо с наведения порядка в эмоциональной сфере – психологической предпосылке недуга» [1]. Таким образом, важность и актуальность сохранения эмоционального здоровья дошкольников обусловлена его доминирующим влиянием на здоровье и развитие личности в целом.
Проблемная группа Волгоградского государственного педагогического университета «Актуальные проблемы социальной и психолого-педагогической работы с детьми, подростками и молодежью в условиях современной России» объединяет исследователей – преподавателей вузов и специалистов-практиков, изучающих проблемы в области социальной педагогики, социальной работы и социальной психологии. Основной целью исследований является разработка, апробация и внедрение инновационных социально-педагогических технологий в практику работы с различными половозрастными и социальными группами населения на базе учреждений образования и социальной сферы. В данной статье представлен исследовательский материал по проблеме формирования и сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста: теоретико-методологические основы.
Анализ научного знания по данной проблеме показал, что в последние годы проблема сохранения здоровья стала предметом исследования не только медиков, но и психологов, педагогов, социологов, философов. В философских работах раскрывается роль здоровья, значение сохранения здоровья человека для стабильного и поступательного развития страны. Философский аспект ценностных отношений к окружающему миру, включая здоровье человека, раскрывается в работах Анисимова С. Ф., Буевой Л. П., Ерасова Б. С., Зиновьева А. А., Леонтьева Д. А., Митрошенкова О. А., Фромма Э. и др.
В исследовательских работах, посвященных решению проблемы воспитания здорового образа жизни и формирования ценностного отношения человека к своему здоровью в детско-подростковой и молодежной среде, выделяются медико-социальные аспекты и психолого-педагогические основы. Психологический подход к решению проблемы сохранения здоровья основан на теории отношений и представлен в работах И. В. Дубровиной, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др. В последние годы появились фундаментальные работы в области социальной медицины, социальной, специальной и клинической психологии, в которых раскрываются социокультурные и социально-психологические особенности проблемы здоровья как целостного системного феномена (исследования О. С. Васильевой, И. В. Вершининой, Н. Г. Гараняна, О. Г. Григорьевой, И. С. Ларионовой, Г. С. Никифорова, И. М. Новиковой, Ф. Р. Филатова, А. Б. Холмогоровой и многих других). В педагогических исследованиях рассматриваются закономерности процесса становления и развития ценностного отношения к здоровью (работы Е. В. Бондаревской, И. М. Борзенко, И. К.Журавлева, Г. К. Зайцева, В. В. Краевского, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, Т. В. Якиманской). Вопросы влияния семьи на формирование, поддержание и укрепление здоровья всех ее членов представлены в научных социопсихологических исследованиях А. И. Антонова, Е. Б. Бреевой, В. М. Нилова. Роль и влияние семьи на формирование представлений о ЗОЖ и формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста отражено в исследовании Н. Г. Быковой, Л. Г. Касьяновой и др.
Систематизация научных знаний, результаты социологического исследования, изучение и обобщение эмпирических фактов, дает основание утверждать об актуальности сохранения и развития эмоционального здоровья детей дошкольного возраста и, в то же время, о недостаточной изученности данного вопроса, в частности, в педагогической науке. В то же время, мы убедились, что без изучения научных знаний в области социальной медицины, психотерапии и социальной психологии, нельзя выстроить оптимальную и, в то же время, эффективную психолого-педагогическую систему воспитательной работы по сохранению и развитию эмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Одной из основополагающих теоретических идей стало утверждение ученых о том, что наиболее патогенной зоной в современной культуре становится эмоциональная сфера [2]. Исследователи приводят доказательства, что основной причиной личностных проблем человека, его физического недомогания и депрессивных состояний часто является «вытеснение негативных чувств» из сознания человека. Надо научить человека не только осознавать страдание и принимать негативные чувства, но и «разрешать себе выражать их» [3]. Данные утверждения, на первый взгляд, нам показались парадоксальными, ведь «все мы родом из детства» и каждого из нас учили сдержанности в проявлении эмоций, особенно так называемых «негативных». Поэтому возникла необходимость изучить методологические подходы и теоретические основы проблемы сохранения здоровья, используя междисциплинарные научные знания.
Проблема «здоровья» сложна и многоаспектна. В настоящее время здоровье приобретает значение глобального социокультурного явления и рассматривается как сложный многомерный системный феномен, отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия, характеристику человеческого существования, форму его жизни.
Анализ научной литературы показывает, что сущность понятия «здоровье» определяется по-разному, с позиций различных научных подходов и в настоящее время насчитывается около «80-ти дефиниций этого понятия» (И. С. Ларионова). Понятие «здоровье» означает «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов» (Всемирная Организация Здравоохранения). Аналогичное комплексное определение понятия «здоровье» представлено в «Толковом словаре психологических и психоаналитических терминов»: «Относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации». В исследовательской работе О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова здоровье определяется как «сложный, многомерный социокультурный феномен, отражающий наиболее значимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты бытия человека в мире». Анализ концепций и моделей здоровья человека, позволил ученым определить, что западные исследователи, «представляющие Health Psychology — специальную психологическую дисциплину, сфокусированную на проблемах здоровья (М. Мюррей, В. Эванс и др.), также определяют понятие «здоровье» как благополучие в самом широком смысле — wellbeing». «Wellbeing — это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт — результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития» [4].
В структуре такого сложного феномена, как здоровье, исследователи выделяют «физическое (биологическое), витальное, духовное (психическое) и социальное» здоровье как ценность на микро и макроуровнях. Здоровье как ценность по физическим параметрам представляет собой значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его успешной жизнедеятельности. Витальные характеристики здоровья раскрывают значение его биопсихосоциальных показателей на уровне индивида, без включенности человека в систему общественных отношений. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным и успешным членом общества. Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности. Мы в своем исследовании выделяем эмоциональное здоровье, как элемент психического здоровья и, следовательно, часть единого целого – феномена здоровья ребенка.
Систематизация междисциплинарных научных знаний в области медицины, психологии, психотерапии, социальной экологии и социальной педагогики по решению проблемы сохранения здоровья позволяет выделить взаимосвязи, взаимовлияние и взаимодополнение каждого из элементов и частей целостного феномена – здоровья. В психологии эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих отношения человека. Эти отношения человека к миру и людям могут быть в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, но, в целом, эти отношения – процесс и результат практической деятельности человека. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции, которые включены во все психические процессы и состояния человека. Следовательно, психические и эмоциональные процессы взаимосвязаны между собой и «взаимосвязь психического и эмоционального» проявляется в состоянии здоровья человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. В свою очередь, эмоциональное и духовное здоровье связано с физическим здоровьем – также как психика имеет сильное воздействие на организм человека, так его физическое состояние влияет на то, что он чувствует и думает. На психическое самочувствие человека, его эмоциональное состояние оказывают сильное воздействие различные социальные связи, отношения и контакты. Возникающее в эмоциональном контакте чувство близости и доверия позволяет человеку полнее открываться и глубже понимать и осознавать себя. В непосредственном общении, в разговоре с другим человеком, с помощью диалога формируется рефлексия, способность оценивать себя и других людей. Психологи и педагоги утверждают, что без эмоционального доверительного контакта и общения с ребенком невозможна истинная передача нравственных ценностей. Таким образом, эмоциональное здоровье – это неотъемлемая часть психического здоровья, что, в свою очередь, определяет единое целое, то есть неразрывную связь физического, духовного и психического здоровья человека.
Как известно, процесс развития личности человека зависит от условий и влияния внутренних и внешних факторов. Взаимосвязь внутренних (наследственность и неповторимое, индивидуальное, собственное «Я») и внешних (специально организованный целенаправленный воспитательный процесс и ближайшее окружение, жизненная среда) факторов обеспечивает поступательное гармоничное развитие личности человека, как индивида и неповторимой индивидуальности. Отсюда, семья, как ближайшее окружение и жизненная среда, является социальным институтом первичной социализации ребенка. Поэтому, в семье должны, в первую очередь, решаться цели воспитания эмоционального мировосприятия дошкольника, сохранения и развития его физического и психического здоровья, а также формирования стереотипов поведения в обществе и умений общаться с другими людьми. Тем более, что в настоящее время в России, в том числе, в Волгоградском регионе, многие дети не посещают дошкольные учреждения из-за отсутствия мест, и, следовательно, лишены позитивного воздействия специально организованного целенаправленного воспитательного процесса. К сожалению, как показывают данные социологических исследований, а также эмпирические факты, социально-культурные катаклизмы, происходящие в нашей стране, оказали негативное влияние на современную семью. Многие семьи не только не выполняют своих основных функций, но и являются причиной физических и психических заболеваний детей, их страданий, а, иногда, увечий и смерти. Стрессы, связанные с изменением качества жизни и падением уровня финансово-материального благополучия семей в моногородах и провинции, негативным образом влияют на психику, как взрослых, так и детей, подростков и молодежи. Безработица, изменение социального статуса родителей и других взрослых членов семьи, приводят к потере прежних нравственных ориентиров, к нестабильности и социальной напряженности в обществе. С другой стороны, отсутствие жизненной перспективы, новых идеалов являются причиной возникновения и развития социальных девиаций и внутрисемейных конфликтов.
Исследователи проблем современной семьи отмечают негативное изменение таких «семейных устоев, как физическая безопасность личности, эмоционально-положительный домашний фон, беспристрастное, гуманное отношение к подрастающему поколению». В свою очередь, кризис семейных традиций является причиной снижения количества заключаемых браков, нежелательной беременности, в том числе, несовершеннолетних, что приводит к широкому распространению абортов, потере здоровья девочек и женщин, к лишению возможности их будущего счастливого материнства. Увеличение числа разводов, неполных семей, семей с неродными родителями и внебрачных рождений детей приводит к развитию самых страшных негативных явлений в современных семьях – к насилию над детьми. Особенность Российской ситуации состоит в том, что на обсуждение проблем насилия над детьми дошкольного возраста, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени было, своего рода, табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным «копаться в грязном белье». Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Лишь теперь общество начинает осознавать масштабы проблемы. Случаи жестокого обращения, сексуального насилия и пренебрежения детьми встречаются все чаще и являются ведущей причиной детского травматизма и детской смертности. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом. «По сей день, невзирая на растущее стремление к гуманизации, люди не только не перестали убивать друг друга, но делают это все с большим размахом и изощренностью» – пишет Л. П. Буева [5].
В таких условиях ребенок не может нормально развиваться и с раннего детства «закладываются» основы для развития психических заболеваний, соматических болезней, что приводит к возникновению и развитию разного рода девиаций. Исследователи А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян, изучая процессы взаимосвязи и взаимовлияния эмоций, культуры человека и общества и психического здоровья, отмечают, что в современной культуре существуют специфические психологические факторы, особые ценности и установки, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии. «Культ рационального отношения к жизни, негативная установка по отношению к эмоциям, как явлению внутренней жизни человека, находят выражение в современном эталоне непрошибаемого и лишенного эмоций супермена. Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания, а расплата за это – невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации». Эмоциональную жизнь современного человека определяют две разнонаправленные тенденции. Возрастание частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок из-за: стремительного изменения социальной и физической среды, повышения темпов жизни и ее стоимости, разрушения традиционных семейных структур, социальных и экологических катаклизмов. На это человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека. Эта тенденция связана с культом рационального подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом силы и мужественности [2].
Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста стала чрезвычайно актуальной в России. Решение этой проблемы зависит от множества практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правого, медицинского и образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями ученых, исследователей и специалистов-практиков. Будущее страны зависит от подрастающего поколения, чтобы нация не вырождалась, а страна процветала, необходимо сохранить здоровье детей. Это цель, которая понятна и близка каждому образованному и воспитанному человеку.
Литература:
- Ребенок в современном обществе: материалы всероссийской научно-практической конференции / Г. Г. Филиппова, И. Ю. Добряков, М. Е. Ланцбург, Е. И. Захарова. – М.: Социальные науки, 2007. – 128 с.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. HR-Portal. http://www.hr-portal/ru/article/kultura-emotsii-i-psikhicheskoe-zdorove.
- Asper K. The abandoned child within // Fromm International Publishing Corporation. – N.Y., 1987.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с.
- Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 12 – 17.