В старшем дошкольном возрасте, по мнению И. П. Бархатовой, воспитание культуры поведения у детей на занятиях является важной составляющей процесса воспитания культуры поведения в целом [1].
Воспитание культуры поведения на занятиях у детей старшего дошкольного возраста обуславливает необходимость оценки уровня ее развития и особенностей.
Исследование мы проводили на базе МБДОУ «Детский сад № 25» г. Иркутска. В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста — контрольная и экспериментальная. Количество детей в каждой группе — 27 человек.
Целью констатирующего этапа исследования выступало изучение особенностей и уровня развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
Задачами исследования являлись:
- Определить критерии и уровни развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
- Подобрать и апробировать методики для выявления особенностей развития культуры поведения старших дошкольников на занятиях.
- Выявить особенности и уровень развития культуры поведения на занятиях.
- Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
В соответствии с задачами исследования мы выделили критерии диагностики культуры поведения на занятиях у старших дошкольников: умение сотрудничать, умение последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи, проявление норм культурного поведения.
Методики исследования:
- Методики «Рукавички» (Г. А. Цукерман) [3].
Цель: выявить уровень сформированности умения сотрудничать у детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
- Методика оценка навыков деятельности (В. В. Кисова) [2].
Цель: изучить уровень сформированности умения последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи.
- Методика «Диагностика типа поведения ребенка» (М. Г. Голубева) [3].
Цель: выявить особенности проявления норм культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман к высокому уровню развития уровня сотрудничать со сверстниками мы отнесли 26 % (7) детей в экспериментальной группе и 30 % (8) детей в контрольной группе. Данные дети были определены в группу с высоким уровнем развития умения сотрудничать со сверстниками потому, что в процессе совместного рисования они договорились о том, каким узором будут раскрашивать рукавички, в процессе рисования следили за действиями друг друга, корректировали их в процессе выполнения, если у кого-то из детей появлялась идея нового узора или внесение каких-либо других изменений. Во время взаимодействия у детей отмечался положительный эмоциональный фон, активный интерес к совместному сотрудничеству.
К среднему уровню развития умения сотрудничать со сверстниками в совместной деятельности мы отнесли 37 % (10) детей в экспериментальной группе и такое же количество — 37 % (10) в контрольной группе.
К среднему уровню мы отнесли этих дошкольников потому, что в процессе совместного рисования эти дошкольники, стремясь договариваться друг с другом, в то же время иногда проявлялись стремление настоять на своем, не всегда учитывали интересы сверстника, проявляли стремление критиковать позицию сверстника, но в целом общий эмоциональный фон взаимодействия между детьми являлся положительным.
К низкому уровню развития умения сотрудничать со сверстниками мы отнесли в экспериментальной группе 37 % (10) детей и в контрольной группе 33 % (9) детей.
Данные дошкольники были включены в группу с низким уровнем развития умения сотрудничать со сверстниками в связи с тем, что в их поведении наблюдалось нежелание обсуждать со сверстником совместных действий, стремление настоять на собственном выборе узора, нежелание ориентироваться на действия сверстника, в результате чего узоры рукавичек получались разными и взаимодействия между детьми не происходило. Эмоциональный фон взаимодействия в паре детей с низким уровнем развития умения сотрудничать носил противоречивый характер. Они были склонны проявлять раздражительность, иногда негативизм и конфликтность.
Обобщая результаты по данной методике, мы модем выделить следующие особенности развития умения сотрудничать со сверстниками у старших дошкольников.
Мы установили, что дошкольники не всегда ориентируются на сверстника, не всегда стремятся учитывать его мнение, испытывают некоторые трудности в том, чтобы достичь общего решения, иногда проявляют негативизм, упрямство, раздражительность, что препятствует развитию сотрудничества.
Далее мы проанализировали уровень развития умения последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи у старших дошкольников по методике В. В. Кисовой. Данный критерий позволяет сделать вывод о том, насколько дошкольники умеют контролировать свои действия, подчинять их определенным культурным нормам поведения и учитывать требования взрослого.
К высокому уровню развития умения последовательно осуществлять деятельность в соответствии с задачей мы отнесли 23 % (6) детей в экспериментальной группе и 30 % (8) детей в контрольной группе.
Дошкольники, определенные в группу с высоким уровнем развития умения последовательно осуществлять деятельность в процессе выполнения все серии заданий характеризовались тем, что они принимали учебную цель, поставленную взрослым, сосредотачивали на ней внимание, проявляли заинтересованность в деятельности. У них отмечалось обращение к взрослому за помощью в случае необходимости с использованием вежливых форм обращения, они последовательно выполняли работу, самостоятельно выявляли ошибки и исправляли их. По мере нарастания утомления проявляли выдержку и терпение, в процессе выполнения задания у них самооценка деятельности являлась адекватной и обоснованной, носила относительно независимый от мнения взрослого характер.
Кроме того, эти дошкольники проявляли себя как организованные, активные и инициативные и самостоятельные дети.
К среднему уровню развития умения последовательно осуществлять деятельность на занятии мы отнесли 40 % (11) детей в экспериментальной группе и такое же количество детей — 40 % (11) в контрольной группе.
В данную группу дошкольники были включены потому, что при выполнении серии учебных заданий они принимали учебную цель, проявляли заинтересованность, но в деятельности у них отмечалось сочетание внешнего и внутреннего мотива. Они не всегда самостоятельно составляли план работы, иногда отвлекались, спрашивая что-то у сверстников, тем самым отвлекая и сверстников.
Выполняя задание, они допускали единичные ошибки, стремились самостоятельно исправить неточности. Ориентировались на помощь взрослого, обращались за ней чаще, чем дошкольники первой подгруппы.
Кроме того, стремясь получить подтверждение правильности выполнения задания, эти дети иногда слишком громко что-то высказывали или комментировали действия сверстника.
К низкому уровню развития умения последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи мы отнесли 37 % (10) детей в экспериментальной группе и 30 % (8) детей в контрольной группе.
К данному уровню дети старшего дошкольного возраста были отнесены потому, что в процессе выполнения серии учебных заданий они проявили неполное принятие учебной задачи, неустойчивый интерес к содержанию деятельности, часто отвлекались, были неорганизованными, часто обращались за помощью к взрослому, проявляли нетерпение. В ситуации затруднения проявляли нежелание дальше выполнять задание, не следовали плану выполнения действий и недостаточно контролировать свои действия, при допускании ошибок не замечали их и не исправляли. Не всегда адекватно оценивали себя, проявляли признаки демонстративности в случае понимания, что сверстник был более успешен при проявлении задания.
Таким образом, обобщая результаты по анализу умения последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи на занятии мы можем сделать вывод о том, что одной из особенностей культуры поведения на занятии у старших дошкольников является то, что не все дети способны контролировать свои эмоциональные проявления, невнимательны к задачам, которые ставит взрослый, неспособны контролировать свои действия в связи с поставленной задачей.
Распределение детей старшего дошкольного возраста по типам поведения на занятиях и в других видах деятельности по методике М. Г. Голубевой показало следующее: конформный тип поведения был выражен на занятиях у 12 % (3) детей в экспериментальной группе и 15 % (4) детей в контрольной группе. Данные дошкольники были отнесены к конформному типу поведения в связи с тем, что на занятиях чаще всего они вели себя пассивно, боязливо, не стремились проявлять инициативу и участвовать в совместной деятельности, проявляли неуверенность в себе, нежелание проявить себя каким-либо образом.
В большей степени эти дети были ориентированы на тихое беспрекословное следование указаниям педагога и не противоречили им.
К протестному типу поведения мы отнесли по результатам диагностики 4 % (1) детей в экспериментальной группе и 7 % (2) детей в контрольной группе.
Данный тип поведения у детей выражался в следующих характеристиках поведения. Эти дети не сразу реагировали на инструкции или указания взрослого, продолжая заниматься своей деятельностью. В случае допускания каких-либо ошибок могли оспаривать их с педагогом.
В целом очень часто были настроены на провоцирование конфликтной ситуации, очень быстро начинали раздражаться в процессе общения, проявлять нежелание прислушиваться к мнению педагога или сверстников.
Импульсивный тип поведения мы выявили у 15 % (4) детей в экспериментальной группе и 12 % (3) детей в контрольной группе.
Отнесение детей к импульсивному типу поведения было обусловлено тем, что на занятиях эти дети часто проявляли нетерпеливость, выкрикивали, перебивали, у них отмечалась частая смена настроения, они говорили быстро и много, для них было характерно двигательное беспокойство, они не могли усидеть на месте. Замечания взрослого не помогали детям осуществить контроль над своим поведением, несмотря на них, дети продолжали проявлять импульсивность.
К демонстративному типу поведения мы отнесли 7 % (2) детей в экспериментальной группе и 4 % (1) детей в контрольной группе.
Проявление демонстративности, которые были характерны для данных детей, выражались в том, что дети стремились во всем привлекать внимание, постоянно стремились первыми ответить на вопрос, даже если не знали правильного ответа, старались отличиться, насмешить чем-то детей, дезорганизовывали детей. Часто в высказываниях у них присутствовал повелительный тон, они проявляли хвастовство, не желали идти на уступки и компромиссы.
Недисциплинированный тип поведения на занятиях мы выявили у 7 % (2) детей в экспериментальной группе и у 12 % (3) детей контрольной группе.
К данному типу дошкольников мы отнесли потому, что эти дети не в состоянии были поддерживать порядок на рабочем месте, они не были готовы к началу занятия, у них всегда не хватало каких-либо принадлежностей, они не выполняли ответственно поручения взрослого, часто отвлекались, неправильно интерпретировали правила и часто во время занятия правила поведения нарушали.
К агрессивному типу поведения мы отнесли 7 % (2) детей в экспериментальной группе и такое же количество детей в контрольной группе.
К данному типу поведения мы отнесли дошкольников в связи с тем, что во время занятия они постоянно устраивали какие-то драки со сверстниками, проявляли грубости, обзывались, провоцировали агрессивное поведение сверстников, стремились делать что-то назло, ломали разные принадлежности и т. д.
Культурный тип поведения мы выявили в результате поведения у 48 % (13) детей в экспериментальной группе и 43 % (12) детей контрольной группы. У этих дошкольников в поведении отмечались следующие особенности. Эти дети внимательно слушали педагога, следовали всем инструкциям. В процессе взаимодействия были вежливы, стремились сотрудничать как со взрослым, так и со сверстником, использовали в общении формы вежливого обращения, стремились оказывать взаимопомощь. В процессе ответа на вопросы никогда не перебивали, уважительно относились к другим сверстникам, выслушивали их молча, не разговаривали, когда отвечал кто-то из детей. В целом, поведение этих дошкольников являлось организованным, спокойным, что способствовало продуктивности деятельности на занятии.
Обобщая результаты по данной методике, мы пришли к выводу о том, что у многих детей дошкольного возраста культурное поведение на занятиях сформировано недостаточно.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что по уровню развития культуры поведения на занятиях дети старшего дошкольного возраста распределяются следующим образом: высокий уровень — 25 % детей (э.г.), 30 % детей (к.г.); средний уровень — 40 % детей (э.г.), 37 % детей (к.г.); низкий уровень — 37 % детей (э.г.), 33 % детей (к.г.).
Таким образом, в ходе исследования мы выявили, что культура поведения на занятиях у детей старшего дошкольного возраста характеризуется определенными особенностями, в число которых входит: недостаточная сформированность умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы сверстника; недостаточная сформированность умения выполнять деятельность в соответствии с поставленной задачей, следовать инструкции, последовательно выполнять план действий, контролировать свои действия, не отвлекаться, обращаться за помощью только в случае необходимости; в поведении у детей отмечается недостаточная сформированность эмоциональной регуляции и самоконтроля поведения, на фоне чего у некоторых дошкольников проявляются черты демонстративности, агрессивности, импульсивности, недисциплинированности и конформности.
Литература:
- Бархатова, П. И. Воспитание культуры поведения [Текст] / П. И. Бархатова // Дошкольное воспитание — 2009. — № 11. — С. 18–25.
- Голубева, М. Г. Диагностика психического состояния и свойств личности ребенка — дошкольника.Методические рекомендации для педагогов-психологов ДОУ города [Текст] / М. Г. Голубева. — Кострома, 2005. — 142 с.
- Кисова, В. В. Психодиагностическая модель изучения саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников [Текст] / В. В. Кисова // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. № 2–1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnosticheskaya-model-izucheniya-samoregulyatsii-v-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.03.2016).