Экономика Республики Армении за последние годы претерпевает большие изменения. После семидесятых годов, когда темпы роста производства стали замедляться, а в дальнейшем вовсе остановились, перед экономикой встала трудная задача: изменить курс экономической политики. Большие расходы на военную промышленность, подорожание природных ресурсов, малоэффективность аппарата управления и плановой системы по отношению к мощной экономике заметно отразились на состоянии экономики. Фактически экономика, отставая от научно-технических новшеств, происходящих в мировом хозяйстве, стала не в состоянии обеспечивать растущие потребности на товары первой необходимости. Все это обусловило возникновение устойчивой тенденции спада экономического развития.
Одним из главных направлений в реформировании экономики Армении на современном этапе должны стать преобразования социально-трудовых отношений, способных мобилизовать человеческий ресурс. Существующие противоречия в этой области во многом определены содержанием социально-экономических преобразований, обусловленных становлением рыночных отношений.
В какой-то мере дальнейшее развитие рыночных отношений поставит все на свои места. В погоне за качеством продукции новые хозяева (в условиях конкуренции) очень скоро обнаружат тесную зависимость эффективности производства от условий труда. Однако не следует довольствоваться этим и не предпринимать действий по преобразованию социально-трудовых отношений на современном этапе экономики, ибо любое промедление чревато большими социальными противоречиями. И поэтому ощущается необходимость разработки и реализации программ по улучшению социально-трудовых отношений.
В этой связи необходимо преобразовать систему управления производством, организации и стимулирования труда работника, также особое внимание следует обратить на контроль за качеством рабочей силы и обеспечением его воспроизводственных процессов.
О социальной ориентации экономики разговоры ведутся на протяжении многих десятилетий. Несмотря на это, проблема ориентации экономики на задачи развития человека в Армении остается не более, чем благопожеланием.
Развитие общественных отношений в Армении сегодня вплотную подошло к тому, что социально-экономические конфликты, возникающие в рамках экономического механизма, чреваты самыми разрушительными последствиями для всех сфер жизнедеятельности общества. Опасаясь возникновения такого рода проблем, современные политики предлагают меры по смягчению социально-экономических противоречий, ориентируясь на так называемые «общечеловеческие ценности». К тому же обострение экономических проблем, связанных с необходимостью перехода на новое качество во взаимодействии человека и природы, также актуализирует задачу переориентации экономики на решение социальных задач.
Несомненно, возобновление экономического роста и преодоление неблагоприятных социальных изменений в сфере труда, потребуют значительных усилий. Сроки решения этих задач трудно определить. Обществу еще предстоит внести «социальную плату» за масштабный переход к рынку или найти оптимальный вариант рыночных преобразований. В связи с этим необходимо, прежде всего, обратить внимание на ряд принципов, которые вытекают из современного состояния экономики, и тем самым определяют возможные направления ее дальнейшего развития.
Во-первых, разработка и проведение политики занятости в решающей мере должны быть определены ресурсными возможностями Армении, которые полностью зависят от преодоления спада производства. С одной стороны, преодоление экономического спада зависит от способности государства и общества отладить рыночные и хозяйственные механизмы, а с другой - в современных условиях ресурсные возможности государства весьма ограничены. Ограниченность ресурсов в свою очередь предполагает определение приоритетных сфер для поведения активной социальной политики.
Во-вторых, резкое ослабление внимания администрации предприятий к тем направлениям социальной политики, которые касаются занятых на производстве, и самоустранение государства из этой сферы практически привели к разрушению воспроизводственных процессов и снижению социальной деятельности предприятий. Можно предположить, что такое самоустранение государства с предприятий влияет на концентрацию усилий государства по социальной поддержке нетрудоспособного населения.
Важным моментом в образовавшихся проблемах на современном этапе следует назвать факт наличия старых представлений о социальной политике, свойственных прежней административной системе. Ее принципы основывались на общественной собственности на средства производства и соответствующем ей распределительном механизме. Новые экономические отношения с рыночными регуляторами не могут сочетаться с бывшим распределительным механизмом государственного возмещения затрат на условия труда, подготовку кадров и т. д.
Естественно, что в нынешней экономической ситуации не приходится рассчитывать на масштабные государственные программы по политике занятости. Но государство обязано хотя бы на уровне принятия стратегических решений перекладывать это бремя на акционерные общества, финансово-промышленные группы и даже на отдельные предприятия с учетом конкретных задач.
Главные направления в регулировании социально-трудовых процессов во многом должны определяться механизмом выработки решений по выходу из кризиса. При этом следует учитывать, что стихийное проявление рыночных отношений тесно связано с положением работника на производстве, условиями его функционирования. Дело не только в том, будет ли работник получать материальные стимулы в результате перехода к рынку. Проблема заключается в том, что он может больше или меньше рассчитывать на эти стимулы в зависимости от социальных условий. Следовательно, создание социально-ориентированной экономики должно опираться на улучшение всего комплекса условий, определяющих положение занятых на производстве, содействующих реализации их способностей к труду.
Социальное ориентирование экономики - это рост благосостояния, развития человека в труде, улучшение и использование свободного времени, оно должны осуществляться как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
Важнейшей макроэкономической проблемой обеспечения эффективной структуры занятости социально ориентированной экономики является определение оптимальной пропорции между потреблением и накоплением в общественном богатстве.
В условиях перехода к новым экономическим отношениям качественно новые процессы в сфере труда, прежде всего, должны проявляться в прекращении принуждения к труду в какой-либо форме, снятии административных, профессиональных запретов в некоторых областях деятельности, легализации частного предпринимательства.
Основой перехода от принудительных методов привлечения к труду является развитие частной инициативы. В сложившихся рыночных системах главным способом соединения работника со средствами производства служит рынок труда. Рынок труда дает мощные стимулы для развития труда, связанные с конкуренцией и безработицей. Вместе с тем необходимо предпринять меры для смягчения этой конкуренции.
Постепенно с переходом к рынку в Армении наемный труд становится органическим элементом экономической системы. Рабочая сила как самостоятельный субъект экономических отношений должна вступать в партнерские отношения с работодателем на равноправной основе. Однако в Армении еще нет такой модели найма труда, которая была бы присуща социальному государству. Многие новые явления в экономическом механизме вместо обеспечения свободы труда препятствуют становлению социально-трудовых отношений, характерных для свободной экономики.
В социальном и экономическом аспекте одним из наиболее важных направлений обеспечения эффективной занятости в переходной экономике могло бы стать также развитие договорных отношений между работниками, собственниками, менеджментом, на основе построения контрактной модели организации труда и занятости. Коллективные договора предоставляют широкую возможность создания благоприятствующей основы взаимодействия работников и работодателей. Эта модель предполагает наличие типовых договоров, фиксированных на определенную перспективу, предусматривающих определенные права и формы взаимной ответственности сторон. Роль такой формы партнерства работодателей и наемных работников очень важна, особенно в условиях экономической ситуации РА, когда после приватизации государственных предприятий многие работники высвобождались. Работодатель должен нести ответственность за использование рабочей силы, за вредные условия труда. В соответствии с законами рынка труда, объем компенсации в условиях договоров должен возмещать возможную потерю здоровья, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы.
Одним из главных, а может и самым главным в условиях рыночной экономики источником обеспечения эффективной занятости является оплата, мотивы и стимулы труда. Необходимость мотивации труда должны в первую очередь понять работодатели, чтобы наиболее умелым образом, используя экономические рычаги, оно могли бы извлечь полезность нанимаемого труда. Отношение подобного рода должны регулироваться посредством заключения трудовых договоров. Такой договор должен рассматриваться как особая разновидность частноправовой сделки, что откроет широкие возможности решения возникших проблем с помощью гражданского права. Законодательство должно устанавливать такие правила, средства, которые могли бы воздействовать на работодателя для выполнения своих обязательств перед работником.
Для реализации отмеченных направлений развития в социально-трудовой сфере необходимо проведение активной государственной политики в области занятости и регулирования социально-трудовых отношений. Наряду с рыночными механизмами должны существовать программы регулирования занятости на предприятиях (государственных и межгосударственных образованиях). На современном этапе развития экономики в РА политика занятости отнюдь не должна ограничиваться задачами сокращения безработицы и смягчения ее последствий. Успешное освоение научно-технических достижений и приспособление к структурным сдвигам в экономике требует рассмотрения целей политики занятости за счет решения таких проблем, как развитие человеческих ресурсов, повышение гибкости рабочей силы, увеличение производительности труда и эффективности экономики.
Современной экономики Армении нужен такой способ соединения работника со средствами производства, который позволил бы, во-первых, обеспечить каждому труд по способностям и во-вторых, подчинить процесс соединения работника со средствами производства интересам развития человека, его новаторских, творческих способностей. Создавая такую систему государство обязано исходить, прежде всего, с позиций простого человека, работника и лишь в соответствии с этим должны быть учтены интересы государства в целом, которые так или иначе в конечном счете тоже должны быть направлены на развитие человека. К тому же государство не должно ограничиваться лишь прямым регулированием уровня занятости населения. Оно также должно постоянно содействовать и вести контроль за деятельностью предприятий в этой сфере.
Литература:
1. Законы, основные положения трудового законодательства РА, нормативные акты.
2. А. Г. Коровкин. Динамика занятости и рынка труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС-Пресс. 2001.
3. Международное бюро труда Женева — «Занятость и социальная защита в новом демографическом контексте»
4. Всемирный банк Армении: программы социального содействия и факторы, противодействующие реализации труда», Ереван, 2011г.
5. GTZ «Оценка социального воздействия бедности в Армении», Ереван- 2005г.
6. Погосян Г. « Армянское общество в начале 21 века», Ереван, 2006г.
7. www.e-cis.info/news.php?id=6742
8. www.km.ru/.../332622-perspektivy-razvitiya-turizma-v-armenii
9. vasilievaa.narod.ru/ptpu/12_1_03.htm
10. www.linguee.ru/английский.../employment+and+social+protection.html