Инвестиционная политика любого субъекта в основном зависит от государства и, соответственно, от законодательства. Если в том или ином регионе благоприятная законодательная база, инвесторы видят перспективу своих инвестиций, и, соответственно, вкладывают. Однако может быть и иная ситуация — при неблагоприятном инвестиционном законодательстве инвесторы не вкладывают свои средства.
В инвестиционную законодательную базу Ставропольского края входит множество законодательных и правовых актов органов исполнительной государственной власти субъекта.
Основной закон, который регулирует деятельность инвестиционной политики в Ставропольском крае, является закон от 1 октября 2007 г. № 55-кз «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», который нацелен на развитие инвестиционной активности в крае, а также обеспечение равной защиты прав, их интересов и собственности участников инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. В рамках этого закона устанавливается правовая и социально-экономическая база деятельности инвестиционной политики, способы и формы поддержки со стороны государства всех участвующих лиц инвестиционной деятельности в регионе.
Кроме вышеуказанного закона, Правительство Ставрополья издало распоряжение от 28 ноября 2014 г. № 389-рн «Об утверждении инвестиционной стратегии Ставропольского края до 2020 г»., в котором сказано, что инвестиционная стратегия устанавливает приоритетные направления функционирования государственных органов власти в Ставропольском крае, а также предпринимательские сообщества для развития инвестиционного климата в крае.
В Ставропольском крае помимо прочего, в целях стимулирования инвестиционных процессов и инвестиционной активности принят ещё ряд актов нормативно-правового характера, которые регламентируют деятельность инвестиционной политики в регионе. К ним относятся законы Ставропольского края: «О привлечении иностранных инвестиций в экономику края», «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края» и пр.
За время существования последнего закона субсидии и кредиты предоставлены для исполнения 487 проектов, включая 172 проекта для реализации малого предпринимательства.
Согласно ещё одному закону СК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», в 2006 г. началась поддержка со стороны государства в форме субсидий за счёт региональных бюджетных средств. Благодаря такому механизму в экономику региона было привлечено 600 млн. рублей, чтобы реализовать инвестиционный проект «Стратегическая инвестиционная программа развития и продвижения инновационных аэрозольных продуктов ОАО «Арнест». В соответствии с прогнозами исполнение данного проекта может повысить налоговые зачисления в бюджет края в размере 50 млн. рублей в течение каждого года.
Всё вышеперечисленное законодательство определяет экономико-правовые аспекты поддержки инвесторов со стороны государства, обеспечивает равенство правовой защиты, содействуют результативному взаимодействию инвесторов с органами власти и предоставляет субсидии целевого назначения предприятиям, которые реализуют инвестиционные проекты.
Согласно данным законам при реализации инвестиционной деятельности, для инвесторов существуют привилегии льготного налогообложения. Право на получение налоговых льгот имеют инвесторы, вкладывающие собственные или привлеченные финансы в инвестиционные проекты, прошедшие конкурсный отбор в Правительстве Ставропольского края.
Для инвесторов, которые реализуют инвестиционные проекты, входящие в список приоритетных проектов Ставропольского края, предусмотрены:
− отсрочка уплаты региональных налогов;
− инвестиционный кредит по налогу на прибыль в той части, которая зачисляется в бюджет края и по региональным налогам;
− льготы по уплате налога на землю в той части средств, которая подлежит зачислению в региональный бюджет;
− льготы по аренде имущества.
Современное состояние деятельности инвестиционной политики в Ставропольском крае характеризуется достаточно большим числом социально-экономических показателей и индикаторов инвестиционной деятельности.
Анализируя данные, можно сказать, что Ставропольский край — один из самых динамично развивающихся субъектов РФ. В течение последних десяти лет регион показывает непрерывный рост инвестиций в основной капитал. Доля инвестиционных вложений в основной капитал в объеме ВРП Ставропольского края с 2008 по 2017 гг. с 23,1 % поднялась до пикового значения в 2017 г. — 27,9 %. Исходя из данной таблицы видно, что рост инвестиций происходит не только в фактических, но и в сопоставимых ценах, о чём свидетельствует динамика индекса физического объёма в основной капитал.
Таким образом, сравнительная характеристика указанных выше показателей за период с 2008 по 2017 гг. позволяет обозначить Ставропольский край, как регион, имеющий все ресурсы для дальнейшей активности инвестиционной деятельности.
Сегодня на территории края успешно реализуются крупные инвестиционные проекты в различных секторах промышленности и сельского хозяйства, в сфере курортов и туризма.
Правительство края разработало целевую программу от 30 сентября 2014 г. «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Ставрополя на 2013–2017 гг»., в рамках которой предусмотрены следующие мероприятия:
1) помощь в исполнении проектов по инвестициям и инновациям в Ставропольском крае в режиме «одного окна»;
2) улучшение способов мотивации для привлечения частного капитала, создание форм совместного инвестирования с участием государства и частных партнёров для разработки проектов;
3) совершенствование механизмов сотрудничества государственных органов власти Ставропольского края и местных органов самоуправления региона для поддержки инвесторов в осуществлении инвестиционных намерений.
Кроме этого, в Ставропольском крае имеется развитая инфраструктура для содействия инвестиционной деятельности: ГУП Ставропольского края «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»;
− ГУП Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»;
− некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края»;
− некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» и др.
Таким образом сегодняшнее состояние инвестиционной деятельности в регионе характеризуется взаимосвязью множества факторов и условий, одним из которых является инвестиционный потенциал, определяющий инвестиционную привлекательность края, которая будет более подробно рассматриваться в следующем параграфе. Инвестиционным потенциалом региона называется комплекс финансовых, ресурсных, инфраструктурных, сырьевых, трудовых, производственных, инновационных, потребительских областей привлечения средств, являющихся привлекательными для инвесторов.
Иными словами — это способность за счёт собственного и привлечённого капитала, имея благоприятный инвестиционный климат, обеспечивать инвестиционную деятельность в субъекте. Соответственно, общие для всех или большинства инвесторов, действующих на территории, условия и возможности для ведения предпринимательства и достижения его целей называется инвестиционный климат регионов.
Представление о региональном инвестиционном климате имеет прямую связь с оценкой инвестиционного потенциала в регионе, формирующегося из совокупности независимых положений для инвестиций, которая зависит от многообразия областей, участников инвестирования и от главных их экономических свойств.
Потенциал инвестиционной привлекательности в регионах определяется в основном количественными и качественными показателями.
Количественные показатели отражают вероятные вложения инвестиционных ресурсов в экономику страны из главных источников инвестирования. Такая характеристика демонстрирует масштабы вложений инвестиций в основные производственные и непроизводственные фонды, поступления финансовых ресурсов, число прямых и портфельных инвестиций и объёмы ввода в действие основных фондов производственного назначения.
Литература:
- Белозерова С. В., Белозеров И. И. Инвестиционный потенциал Ставропольского края / С. В. Белозерова, И. И. Белозеров // KANT. — 2011. — № 2 (2). — С. 119–121.
- Курдюков С. И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику России / С. И. Кудряков // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2013. — С. 1–10.
- Завьялов М. В. Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику (на материалах Ставропольского края) / М. В. Завьялов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 4. — С.156–158.
- Рыкова И. Н., Фисенко Н. В. Оценка эффективности инвестиционной политики Ставропольского края / И. Н. Рыкова, Н. В. Фисенко // Инвестиционная политика. — 2008. — № 40(328) — С. 15–21.
- Ниналалова Л. Г., Арсланова Х. Д., Гаджиева А. Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО / Л. Г. Ниналалова, Х. Д. Арсланова, А. Г. Гаджиева // Актуальные проблемы развития финансового сектора: сб. ст. по матер. межд. науч.-практ. заоч. конф. — Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, — 2015. — С.17–26.
- Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — 1995–2017. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.11.2018).
- Инвестиционный рейтинг регионов Российской Федерации: Официальный сайт [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт Ра». — 1997–2018. — Электрон. дан. — URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 17.11.2018).
- Тараненко О. Н., Антипова Е. С. Анализ структуры инвестиционного потенциала Ставропольского края / О. Н. Тараненко, Е. С. Антипова // Экономика, социология и право. — 2016. — № 3. — С.30–33.