Корпоративное обучение также является способом социализации человека в меняющемся социально-экономическом, общественно-политической и общественной жизни. Причем само обучение носит системный, организованный и целенаправленный характер. Сегодня уже активно работают корпоративные университеты многих компаний, в том числе таких известных как Coca-Cola University, Motorola University, Procter&Gamble University, General Electric University.
Такие структуры в американских компаниях часто называют университетами, а в европейских — могут встречаться различные названия, в том числе корпоративные академии. Несмотря на разные названия, суть одна: корпоративный университет — это выстроенная система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией и методологией, разработанная для всех уровней руководителей и специалистов в рамках идеологии и стратегии развития компании, а также задач, стоящих перед ее отдельными структурными подразделениями.
Проявляется корпоративный университет в том, что приобретение знаний и умений происходит организованно в организациях или на предприятиях системно (знания предоставляются не распыленно, а системно и имеют определенную завершенность и структуру) с целью достижения конкретной цели — закрепление этих знаний. В зависимости от категории обучающихся, перед корпоративным обучением стоят определенные задачи (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Роли обучения групп сотрудников в организациях
Источник: Кремень В. Образование и наука — инновационные аспекты. Стратегия. Реализация. Результаты. — К.: Грамота, 2005. — 448с.
Создание на предприятии корпоративного университета для руководящих работников и специалистов проводится с целью совершенствования знаний, умений и навыков по имеющейся специальности, овладение функциональными обязанностями, основами менеджмента, маркетинга, совершенствования навыков управления современным производством, рациональной и эффективной организации труда и т. д.
Известно, что персонал компании играет важную роль для ее развития, и эффективное обучение персонала на сегодняшний день — это системно организованный процесс непрерывного профессионального обучения работников для подготовки их к выполнению новых производственных функций, профессионально — квалификационного продвижения, формирования резерва руководителей и совершенствование социальной структуры персонала.
Для предприятия более эффективным и экономичным является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. С позиции работодателя целями корпоративного университета являются: организация и формирование персонала, интеграция персонала в работу компании, адаптация, введение новшеств.
Профессиональное обучение персонала предусматривает получение реальных результатов и выполнения функций, оценка которых необходима для повышения уровня конкурентоспособности персонала и эффективности работы предприятия. При этом профессиональное обучение не должно оцениваться только с точки зрения затраченных на него средств. Более перспективным является отношение к профессиональному обучению как к вложению средств в человеческие ресурсы компании, которые могут оцениваться, как и любой инвестиционный проект. Так, например, крупнейшая китайская компания “Haier”.[3] Анализ организации корпоративного университета в компании «Haier» показал, что данная работа осуществляется в три этапа:
- планирование обучения,
- организация направления на обучение,
- контроль процесса обучения.
Важным показателем эффективности работы корпоративного университета компании «Haier» является коэффициент текучести кадров, который во многом связан со степенью удовлетворения сотрудников своей работой, а также условиями труда и заработной платой.
Обучение персонала компании направлено на создание эффективного механизма управления сотрудниками на основе социального партнерства. В связи с этим, одной из основных задач, которые стоят перед руководством, является развитие профессионализма персонала и сохранение традиций компании. Работники рассматриваются как один из главных стратегических ресурсов, который обеспечивает конкурентоспособность и способствует развитию компании.
В зависимости от сотрудников и разных уровней работы их образовательный уровень зависит от таких факторов как адаптация, участие, самореализация, профессиональная предрасположенность. Поэтому единственным способом развития и удержания талантов является комплексный подход по построению моделей корпоративного университета в зависимости от срока службы, карьерных возможностей, перспектив личностного и материального роста. Такая концепция стала основной для развития корпоратиного университета компании «Haier». Таким образом, бизнес компании растет в основном за счет постоянного повышения качества своих сотрудников, их саморазвития и самореализации.
Эти подходы взяты на вооружение компанией как эффективное решения проблем управления, так что предприятие будет и дальше развивать подобные модели корпоративного университета.
Рассмотренный опыт позволил сделать вывод о том, что этот сегмент образовательного рынка является наиболее актуальным и эффективным при применении знаний в практической сфере не только для компаний из экономических развитых стран, но и в условиях динамично развивающейся экономики. Кроме того, создание корпоративого университета и управление им становится для компании в условиях ужесточения рыночной конкуренции эффективной стратегией повышения конкурентоспособности фирмы.
Литература:
1. Пасленов А. П. Реализация компетентностного подхода в корпоративной образовательной среде. — М.: ГУУ, 2008
2. Liao Chun. The Governance Structures of Chinese Firms, Innovation, Technology, and Knowledge Management, 2009. — C.100.
3. Официальный сайт Haier Group. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.haier.com/cn/