В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме». Приведены примеры таких диктантов, описаны возможные способы организации их выполнения учащимися.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, физический диктант, проверка знаний учащихся, формы контроля, устная и письменная речь.
Abstract. The article discusses the development of physical dictations forms. It contributes to the formationofcognitiveuniversal methodsas «the structuring of knowledge» and «deliberate and arbitraryconstructionof verbal expressionin speech andwriting». It provides the examples ofsuchdictation, describes possibleways of their performance bystudents.
Keywords: cognitive universal educationalmethods,physicaldictation, checking students' knowledge, forms of control, oral and written language.
Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля и относятся к письменнымметодам проверки знаний и умений учащихся. Можно сказать, что в практике работы общеобразовательной школы они применяются не одно десятилетие и в работах известных методистов-физиков этой форме организации самостоятельной работы учащихся уделяется достаточное внимание. Однако необходимо отметить, чтов настоящее время в школьном образовании произошел перенос акцента на результаты обучения, следствием чего знаниевая парадигма образования сменилась на компетентностную, а подходы к разработке физических диктантов и к методике их применения практически не изменились. В связи с этим актуальной является поиск новых форм представления и применения этого вида учебной деятельности учащихся в современных условиях обучения.
Можно сказать, что основные подходы к разработке структуры и содержания физических диктантов были раскрыты в 80-90 годах прошлого века. В пособии для учителя по методике преподавания физике под редакцией А.В.Усовой говорится о контрольных диктантах по физике как кратковременных работах, состоящих из набора фраз физического содержания утвердительного и вопросительного характера. При этом каждая фраза имеет две составляющих: вступительную часть (написаннуюи читаемую учителем) и констатирующую (обозначенная многоточием, еёучащиеся должны написать самостоятельно). В этом случае технология написания диктанта достаточно проста: учитель читает вступительную часть в оптимальном темпе, а учащиеся на контрольном листе записывают номер вопроса и констатирующую часть (ответ).
В качестве такого вида диктанта предложен следующий: «1. По изменению скорости взаимодействующих тел можно сравнить… 2. Если в результате взаимодействия скорость первого тела больше скорости второго тела, то масса первого тела… 3. Если в результатевзаимодействия скорость второго тела в 4 раза больше скорости первого тела, то масса второго тела… и другие вопросы» [2,c. 129]. При этом в диктант, по мнению авторов пособия, должен вводиться только материал, содержащий символические обозначения и определения физических понятий, физические формулы, математические выражения физических законов, единицы измерения физических величин, соотношения между ними, в диктант включать нецелесообразно материал, требующий сложных умственных операций.
Учителя-практики постепенно вносили новые подходы к технике и методике организации деятельности учащихся при выполнении физических диктантов. Например, в методической литературе описывается проведение диктантов с помощью магнитофона, когда речь учителя записана на пленку и воспроизводится для всего класса. При этом диктант представляет собой набор вопросов, учащимся нужно на них ответить: «Какие силы действуют на камень, погруженный в воду? Почему в морской воде плавать легче, чем в речной? Как изменится осадка судна при переходе его из реки в море?...» [1]. А в статье Тоболь В.Н. говорится о такой форме проведении индивидуальных диктантов, когда записанный на магнитофонную пленку текст диктанта прослушивают отдельные ученики через наушники [4].
Анализ применения физических диктантов в школьной практике показывает, что в большинстве случаев, как в форме промежуточных, так и итоговых диктантов, все они носят обобщающий характер. При этом отмечается, что диктанты дают возможность не только провести обобщение изученного, но выявить умения школьников применять знания в учебной практике при решении задач, выполнении эксперимента. Применяя современные средства, можно создать комфортные условия для каждого ученика на уроке, используя индивидуальный темп написания работы. К тому же при правильной организации подготовки учащихся к такойформе работыформируются умения выделять главное в учебном материале, происходит повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний.
В то же время, необходимо сказать следующее. Диктант является одной из многих форм проверки знаний и умений, а в зависимости от цели проверки и места ее в учебном процессе, от методов и средств, с помощью которых проводится проверка, она может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностирующую, обучающую, воспитательную, развивающую и контролирующую. А рассмотренные примеры диктантов более похожи на фронтальный устный опрос, только ответы учащиеся не озвучивают, а пишут в контрольных листах, и «они подчас создают иллюзию обучения, создавая калейдоскопическое мелькание вопросов и ответов» [4, с. 21]. Поэтому в данном случае можно говорить о том, что более реализуются контролирующая и ориентирующая функции проверки, а остальные функции практически не реализованы, что не должно остаться без внимания в русле процессов, происходящих в современном образовании.
В настоящее время происходит процесс перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования. Реализация этого подхода должна обеспечить «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельностьобучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [5]. При этом важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколькоформирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих развитие у учащихся компетенции «научить учиться». Это, в первую очередь, связано с усилением мотивации обучения, расширением познавательной самостоятельности обучающихся, формированием у них способностей самостоятельно приобретать и усваивать новые знания. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как необходимое условие развитию их способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В стандарте описаны следующие основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Среди общеучебных универсальных действий «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме». Заметим, что учебная деятельность является значимой и важной, так как благодаря включению в учебную деятельность формируются и развиваются способности, качества и умения ребенка. Успешным в учебной деятельности может быть только тот ребенок, у которого сформированы универсальные учебные действия или общеучебные умения и навыки.
Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
В статье рассмотрим такую формуструктуры и содержанияфизического диктанта, при которой учащимся предлагается текст, физически логично построенный, чтение и запись которого может быть связана, например, с тем, что учащиеся выбирают правильные, с их точки зрения слова и словосочетания из перечисленных в скобках. Учащиеся могут либо полностью переписывать текст диктанта, который им предложен на карточке, на контрольный лист, либо только подчеркивают нужные слова в самой карточке. Примером такого диктанта может быть: «Импульс – (векторная, скалярная) физическая величина, являющаяся мерой (механического, теплового) движения тела. В классической механике импульс тела равен произведению (массы, силы) этого тела на его (время,скорость). Направление импульса тела (совпадает, не совпадает) с направлением вектора скорости. Единицей измерения импульса является (кг, кг∙м/с, кг∙м/с2).
Импульс (скорости, силы, ускорения) – мера действия (скорости, силы, ускорения) за некоторый промежуток времени. Данный импульс является (временной, постоянной) характеристикой действия (скорости, силы, ускорения).
Импульс – особая физическая величина, обладающая свойством (сохранения, изменения) при движении и взаимодействии тел. Закон (сохранения, изменения) импульса формулируется следующим образом: (алгебраическая, векторная) сумма импульсов тел, составляющих (замкнутую, открытую) систему, остается неизменной при (любых, некоторых) взаимодействиях тел этой системы.Закон сохранения импульса выполняется для (абсолютно упругих; абсолютно неупругих; любых) соударений тел».
Следующая, более сложная форма диктанта, связана с тем, что учащимся предлагается текст с пропусками, в которые они должны сами вписать правильное продолжение. Эта форма более приближена к традиционной. Текст также может быть представлен на карточках. Например, можно предложить диктант следующего вида: «Кинематика – это раздел …………..., изучающий способы описания ………….. и связь между величинами, характеризующими их.…………..движением тела называют изменение его …………… в ………….. относительно других тел с течением времени. Если все части тела движутся одинаково, то такое движение называется …………... . Примером такого движения является: ………………………………………………. .
………………………. - тело, размерами которого при решении данной задачи мы можем пренебречь. Движения материальных точек можно классифицировать по …………… и ………….. . По …………… движения делятся на прямолинейное и …………… . По …………… движения бывают равномерное и …………… .
Задать положение тела или точки можно с помощью …………………… . Чтобы ввести…………… необходимо задать тело отсчета, ……………, связанную с этим телом и ……………».
В зависимости от объема, на уроке могут быть использованы разные виды работы учащихся с текстом таких диктантов. Если диктант объемен, то его полное письменное выполнение можно предложить учащимся в качестве домашнего задания.
Физические диктанты можно адаптировать для использования их при составлении тестовых заданий. В этом случае наряду с возможностью полной записи диктанта или работы по карточке с подчеркиванием верного ответа, учащийся может при выполнении задания выписать верную последовательность цифр или букв. Примером такого диктанта может быть следующий: «Сила трения – сила, возникающая при [а) деформации; б) соприкосновении] поверхностей тел, препятствующая их относительному перемещению, направленная вдоль [а) поверхности; б) траектории] соприкосновения. Имеет [а) кулоновскую; б) электромагнитную; в) гравитационную] природу. Различают три вида трения: [а) торможения, скольжения, качения; б) покоя, скольжения, качения; в) покоя, скольжения, кручения].
Сила трения, препятствующая возникновению движения одного тела по поверхности другого называют силой трения [а) торможения; б) покоя; в) скольжения]. Величина силы трения не зависит от: [а) поверхностей тел; б) скорости относительного движения тел; в) площади поверхностей].».
Кроме приведенных в статье подходов к разработке текстов физических диктантов можно предложить и другие, реализация которых связана с введением в текст диктанта фрагментов, в которых предусматривается применение знаний учащихся в измененной или совершенно новой ситуации. В этом случае самостоятельное выполнение диктанта будет связано с комбинацией двух форм работы с ним: часть работы учащегося над диктантом будет связана с выбором верного продолжения фразы, часть ориентирована на самостоятельное дописывание фраз.
Таким образом, можно говорить о том, что введение новых государственных федеральных образовательных стандартов ставит перед методической наукой проблему разработки средств формирования универсальных учебных действий. Одним из решений этой проблемы является поиск новых форм традиционных, сложившихся в школьной практике обучения. Несомненно, можно говорить о достаточно высоком потенциале такого средства формирования и развития познавательных общеучебных универсальных учебных действий как физические диктанты.
Литература:
1. Макаров В.П. Проведение физических диктантов // Физика в школе. –1982. – № 1. – С. 25-27.
2. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / А.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каменецкий и др.; Под ред. А.В. Усовой.– 4-е изд., перераб.–М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
3. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Кореева и др.: Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
4. Тоболь В.Н. Проведение индивидуальных диктантов // Физика в школе. –1981. – № 3. – С. 81.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (датаобращения: 11.11.2014).