Формирование коммуникативных универсальных учебных действий вусловиях дополнительного образования детей 11–12 лет
Матвеев Анатолий Сергеевич, учитель физической культуры
МАОУ Пятковская СОШ (Тюменская область)
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования КУУД средствами мини-футбола. В исследовании получены достоверные результаты прироста уровня сформированности КУУД у школьников под воздействием разработанных приемов и способов.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, формирование, дополнительное образование, мини-футбол
В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно [3; 9]. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования провозглашают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» и означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3]. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т. е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий [2; 3; 4; 5; 9], в том числе при организации внеучебной деятельности детей, например, в школьной секции по мини-футболу.
Иными словами, универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности [5; 9].
Особую актуальность данной проблеме придают современные требования к подготовке педагога по реализации ФГОС, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог» [7; 8]. Будущий учитель обязан уметь формировать у детей данные КУУД в своей профессиональной деятельности [7].
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать средства и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, занимающихся в секции мини-футбола.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования: анализ научно методической литературы, анкетирование [1], метод педагогического эксперимента, метод педагогического наблюдения, математико-статистические методы обработки результатов.
Исследование проводилось на базе Упоровской МАУ СОШ. В исследование приняли участие 30 человек в возрасте 11–12 лет. Экспериментальная работа осуществлялась в период учебного и тренировочного процесса спортивной команды по мини-футболу с сентября 2015 года по апрель 2016 года.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучив теоретическое и практическое состояние проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников, нами установлено, что УУД являются важнейшей частью образовательного процесса, а так же играют большую роль в сплочении учебного класса, спортивной команды, воспитывают чувство ответственности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Многие авторы рассматривают формирование универсальных учебных действий, как обеспечивающую возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты [3; 6; 9; 10]. Однако, анализ литературы свидетельствует о недостаточных знаниях о формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в условиях дополнительного образования. Поэтому необходим поиск и экспериментальная проверка средств, методов и комплексов формирования КУУД.
До апробации предлагаемых приемов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, мы провели анкетирование участников эксперимента с целью выявления уровня сформированности данных действий на момент начала исследования.
Результаты проведенного нами анкетирования в начале эксперимента свидетельствуют, что показатели уровня сформированности КУУД колеблются от 11 до 21 балла, где самое низкое значение (взаимодействия в команде — 11 баллов) соответствует нижнему порог среднего уровня. В свою очередь показатели уровня агрессии достаточно высоки, составляют 21 балл и данный показатель свидетельствует о высоком уровне проявления агрессии. Данные показатели достаточно часто встречаются при определении показателей уровня развития некоторых коммуникативных действий школьников 11–12 лет [1], но они недостаточны для юных спортсменов, занимающихся в секции мини-футбола, поскольку влияют на проявления поведенческих ситуаций во время тренировок, соревновательной деятельности, когда спортсмен должен быть предельно сконцентрирован и направлен на достижение общекомандного результата.
Далее нами были подобраны средства и приемы для формирования коммуникативных УУД у школьников в условиях мини-футбольной секции:
- сотрудничество со взрослым с распределением функций;
- упражнения на построения и перестроения, которые выполняются группами 4–6 человек в шеренге, в круге и т. д.;
- отработка технико-тактических умений в мини-футболе: ведение мяча, пас и удар (с подсказками партнеров по выполнению задания);
- игра в команде (где тренер предполагает организацию совместного действия юных спортсменов как внутри одной группы, так и между группами, он направляет спортсменов на совместное выполнение задания);
- группа делится на подгруппы по 3–6 человек, чаще по 4 человека (задание дается группе, а не отдельному ученику, занятия могут проходить в форме соревнования команд, которые позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности);
- игра в мини-футбол, в процессе которой роли распределены;
- школьники, получают одно и то же задание (вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они проверяют правильность выполнения элемента и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены);
- спортсмены поочередно выполняют общее задание, используя те определенные знания и средства, которые имеются у каждого, отработав элемент показывают его другим спортсменам, и они оценивают технику выполнения, указывают на ошибки;
- выполнение роли тренера;
- отработать командный элемент группе из 4–6 детей во время свободное от тренировки;
- подготовка спортивного праздника для младших школьников (задания, в процессе выполнения которых учащиеся занимаются планированием этапов выполнения, отслеживанием продвижения в выполнении задания, в процессе выполнения задания необходимо соблюдать график подготовки и предоставления материалов, осуществляется поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы),
- просмотр соревнований и их обсуждение с обязательным опросом всех юных спортсменов (выслушать точку зрения всех, не выделяя кого-то определенного и давая положительные комментарии по каждому высказыванию),
- проведение экскурсий на другой стадион, в гости к другой команде, совместные походы на игры, что способствует формированию навыка установления контакта с тренером и членами команды,
- тематические диспуты и беседы.
После внедрения в тренировочный процесс экспериментальных приемов и заданий, мы провели повторное анкетирование с целью определения конечного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет и провели математико-статистическую обработку результатов эксперимента (табл.1).
Таблица 1
Прирост показателей уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет
Средний показатель, |
Установление контакта со сверстниками |
Взаимодействие вкоманде |
Проявление лидерских качеств |
Уровень самооценки |
Уровень агрессии |
Разрешение конфликтов |
До эксперимента |
12±0,13 |
11±0,83 |
14±0,33 |
18±0,33 |
21±1,13 |
12±0,63 |
После эксперимента |
15±0,73 |
14±0,9 |
16±0,13 |
21±0,7 |
16±0,26 |
14±0,13 |
Sd |
3,63 |
3,07 |
2,2 |
3,3 |
4,13 |
1,54 |
t |
3,68 |
3,7 |
3,16 |
3,1 |
4,08 |
1,26 |
tкрит |
2,09 |
2,09 |
2,09 |
2,09 |
2,09 |
2,09 |
p |
p≤0,05 |
p≤0,05 |
p≤0,05 |
p≤0,05 |
p≤0,05 |
p>0,05 |
Выводы. Проведенный эксперимент по внедрению и апробации экспериментальных приемов и средств формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, занимающихся в секции по мини-футболу, позволил определить нам их эффективность.
Так, по 6 тестам из 5 получен достоверный статистически значимый прирост показателей УУД (при p<0,05). Лишь в действии «разрешение конфликтов» не обнаружен значимый прирост показателя (при p>0,05). Стоит отметить, что значимо (при p<0,05) снизился уровень агрессии у детей после проведения эксперимента.
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствует о том, что экспериментальные средства и приемы формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, в условиях дополнительного образования, является эффективными. Следовательно, можно утверждать, что разработанные средства и приемы, могут быть рекомендованы к использованию в тренировочном процессе школьников, занимающихся мини-футболом.
Литература:
- Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. — 2009. — № 2. — С. 4–9.
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
- Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Р. А. Дунилова, Л. Г. Бобрикова // Управление начальной школой. — 2013. — № 5. — С. 5–10.
- Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] // Управление начальной школой. — 2012. — № 4. — С. 33–45.
- Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н. В. Осипова [и др.] // Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 15–22.
- Поливаев А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60.
- Поливаев А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного профиля в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 143–146.
- Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
- Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева, А. Г. Поливаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.
- Фомичева Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, 2011. — 167 с.