Семья как основа эстетического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 1611 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, М. А. Семья как основа эстетического воспитания / М. А. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 599-600. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13748/ (дата обращения: 22.12.2024).

Роль семьи в человеческом обществе, значение воспитания детей в семейной среде изучается в науке, начиная с древности, и продолжает изучаться в настоящее время. Интерес исследователей к семье обусловлен тем, что семья - это не только группа, объединяющая людей, она представляет собой «очаг, в котором новое поколение должно воспитываться в духе настоящего человека, способствующий продолжению человеческого рода и воспитанию важнейших качеств – любви к Родине, почитания традиций своего народа». Семья была и остается основным фундаментом для развития общества, при этом главную и незаменимую роль в каждой семье играют родители [1].

Среди всех идей, рассматривающих проблему отношений между родителями и детьми, значительное место занимают идеи Ризоуддина ибн Фахруддина. Он говорил, что в семье, а в особенности, в воспитании детей огромную роль играет мать, которая имеет незаменимое значение. Согласно его идеям, хорошая женщина сумеет правильно воспитать детей, именно мать в первую очередь является учителем жизни. При описании женщины он уподобляет ее дереву, на котором созревают либо сладкие, либо кислые фрукты. Помимо родителей на воспитание детей влияют старейшие члены семьи, передающие свои лучшие качества детям. Следовательно, благополучие семьи зависит от старших, а для того, чтобы стать хорошим примером, они должны быть социально активными и гуманными людьми. Во многих исторических памятниках и в трудах великих учёных говорится, что главной задачей родителей в семье является воспитание детей и формирование у них положительных качеств. В хадисе говорится «Самое драгоценное наследство от отца - это примерное воспитание».

Огромную роль в формировании у детей понятия о мире и эстетического воображения о нём занимают родители, так с самого раннего детства ребёнок начинает осознавать мир и события, происходящие в нём. Постепенно он начинает спрашивать, анализировать, думать и делать выводы. Человек в течение своей жизни познает множество вещей и событий и стремится узнавать их причины. Успешное воспитание ребенка зависит от активности человека в жизни. Ребёнок, активно участвуя на занятиях в детских садах, на уроках в школе, познает непонятные ему жизненные ситуации. В семье ребёнок принимает еще более активное участие, задавая родителям вопросы, получая от них ответы. Именно родители направляют ребенка на правильное русло (говоря ему слова «так нельзя», «сделай так», или же подавая личный пример должного поведения). Взаимодействие родителей и детей в процессе воспитания является методом совместного действия. Именно активность есть самый действующий метод в формировании эстетического воображения у детей [2]. Потребность в педагогическом воздействии на ребенка с целью для формирования эстетического воображения реализуется в создании и поддержании домашнего уюта в семье, использовании педагогических идей, проверенных на практике, в разных семейных ситуациях, при оценивании той или иной ситуации.

 Ребёнок не является самостоятельным субъектом в обществе, потому что его жизнь протекает в семье. Исходя из этого, для формирования эстетического воображения, родители должны направить все принципы на методы воспитания. Методами формирования эстетического воображения могут выступать подготовка и проведение совместно с детьми семейных праздников (Новый Год, Навруз, празднование Дней рождения). Необходимо применение к каждому члену семьи индивидуального подхода, можно использовать как индивидуальные, так и совместные задания. Одним словом, следует обращаться к каждому из членов семьи как к самостоятельной личности. Это помогает правильным образом формировать мировоззрение ребёнка.

В процессе совместной работы у ребёнка формируется не только эстетическое воображение, но и приобретаются навыки работы в коллективе, зарождается чувство ответственности. Взаимные отношения (мать и дочь, отец и сын, мать и сын, и т. д.) являются важным условием в развитии мировоззрения у ребёнка [3].

В отношениях между родителями и детьми и формировании у них эстетического воображения семейная среда играет огромную роль, так как родители должны не только научить осознанию субъективных ситуаций, но и показать мир с эстетической точки зрения. В первую очередь родители должны суметь показать в домашней среде окружающий человека мир, под влиянием которого формируется эстетическое воображение. Это происходит сначала с восприятия природы, игрушек, повседневных бытовых вещей. Таким образом, постепенно начинается процесс формирования характера у детей. Важнейшим фактором формирования и развития у детей воображения, в том числе и эстетического, является искусство. Именно отношения детей с родителями играют незаменимую роль в формировании положительных качеств у ребёнка.

Во взаимных отношениях между родителями и детьми имеет важное значение их взаимная связь. Эта связь даёт, во-первых, возможность гармонизации отношений, во-вторых, анализа этих отношений, и наконец, управления этими отношениями.

Таким образом, для обеспечения стабильности отношений между родителей и детьми имеются разные педагогические приемы. В процессе поддержания гармонии этих отношений необходимо педагогическое знание. Ещё одним средством формирования этих отношений является личный пример родителей. Родители должны показать детям, как они следят за своими поступками и поступками своих детей, в негативных ситуациях должны уметь показать правильное решение. Таким образом, дети осознают, что все их действия находятся под контролем родителей.

Наряду с этим, на формирование отношений детей с родителями имеют влияние и другие члены семьи. В зависимости от семейной ситуации необходимо выбирать подходящий индивидуальный метод воспитания.

Таким образом, исходя из выше сказанного, следует отметить, что для формирования эстетического воображения у детей в семье и его закрепления надо использовать подходящие педагогические приемы, целесообразность использования и эффективность которых необходимо постоянно анализировать.

 

Литература:

1. Авлоний А. «Туркий гулистон ёхуд ахлок». Ташкент, издательство «Укитувчи», 1993 год.

2. Турсунов С., Нишоналиев Б. Педагогика. Ташкент, издательство «Укитувчи», 1996 год.

3. Мусурмонова О. «Маънавият, кадриятлар ва ёшлар тарбияси», Ташкент, издательство «Укитувчи», 1996 год.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воображение, ребенок, родитель, воспитание детей, огромная роль, семья, формирование, член семьи, незаменимая роль, семейная среда.


Задать вопрос