Ответственность семьи в формировании духовности и нравственности ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 1345 раз

Библиографическое описание:

Джанибекова, Н. А. Ответственность семьи в формировании духовности и нравственности ребёнка / Н. А. Джанибекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 295-296. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43284/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие политической и экономической жизни государств зависит от демографического состояния общества. Всем известно, что показатели внутреннего валового национального продукта исчисляются на душу населения страны. ВВП на душу населения также является важным экономическим показателем материального благосостояния в стране. В связи с этим в каждом государстве обращается большое внимание на численность населения и его естественный прирост в течение года, для более точного прогнозирования потребления, экспорта и накопления товаров и услуг. Одной из главных функций семьи является репродуктивная функция, которая подразумевает не только восполнение рода, но и воспитание ребёнка полноценным участником общества, гражданином своей Родины.

Формирование и развитие нравственности, духовности ребёнка, как правило, начинается в семье. Как говорили мудрецы Востока, никто не рождается от матери безнравственным. Каким в будущем будет тот или иной ребёнок зависит от того, каким будет окружение малыша и кто будет воздействовать на воспитание ребёнка. В семье, где с детства начинают учить ребёнка различать добро и зло, понимать оценку действий «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», растёт будущий человек, который впоследствии становится гармонично развитой личностью. В этом основную роль играют родители ребёнка, а так как большую часть жизни ребёнок чаще проводит с матерью, естественно, она имеет большее влияние на формирование мировоззрения и духовное воспитание своего чада. Как тонко подметил французский писатель Жан Поль: «Если вы хотите, чтобы было больше хороших людей, то увеличивайте число хороших матерей».

Если обратиться к критериям духовной гармонии человека, то можно выделить следующее: во-первых, такие личности всегда сопричастны к переживаниям за будущее своей страны, членов семьи, родственников, соседей и друзей, во-вторых,они всегда преисполнены чувства гуманизма и патриотизма к родине, в-третьих, они готовы придти на помощь нуждающимся, обладают толерантностью, в-четвёртых, постоянно заботятся о сохранении духовного наследия, национальных традиций и общечеловеческих ценностей. Алишер Навои в произведении «Насойим ул-мухаббат» перечисляет нравственные качества для формирования гармоничной личности: быть сдержанным, терпеливым, порядочным, щедрым, добрым, справедливым, честным, трудолюбивым, гостеприимным, ответственным, предприимчивым, гуманным, верным, благодарным, умным, ответственным и самостоятельным. Все эти качества складываются у ребёнка в течении многих лет на примере поведения родителей и старших в семье.

Ответственность родителей в формировании нравственных качеств определена и в законах нашего государства. Так в Конституции Республики Узбекистан закреплено правило: «Родители обязаны кормить и воспитывать своих детей до достижения ими совершенолетия». А в книге Первого Президента страны И. А. Каримова «Высшая духовность-непобедимая сила» есть аргументированный вывод, что путь к душе человека лежит через обучение и воспитание. В Узбекистане каждый год, согласно статистике, рождается более 520 тысячи детей, формирование нравственных качеств которых проводится в первую очередь в семье. Бесценными источниками, из которых мы можем почерпнуть сведения о влиянии семьи на воспитание ребёнка являются произведения Абдурауфа Фитрата «Оила ёки оилани бошқариш тартиблари»(«Семья или порядок управления семьёй»), Махмуджоджа Бехбуди «Хивзи сихати оила»(«Защита здоровья семьи»), Абдулла Авлони «Туркий гулистон ёхуд ахлоқ»-(«Цветущий край и мораль»).

Духовное воспитание состоит из нравственных правил, которые человек учится неукоснительно соблюдать с детства. Нравственные ценности в Узбекистане основаны на национальных традициях и общечеловеческих принципах. Вот некоторые из них, вроде считающиеся обязательными, но не всегда строго и последовательно требуемыми со стороны взрослых, что может привести к отрицательным последствиям для ребёнка. Мы на примере старших учим детей не здороваться с людьми с неумытым лицом. Приветствуют первыми всегда младшие, старшие отвечают. Нельзя отвечать кивком или жаргоном на приветствие. При встрече, когда люди здороваются, нужно обязательно прекращать разговор по телефону, опустив руку с телефоном вниз. Мы всегда должны почитать старших и слушать их советы. Также некоторые правила нравственного воспитания родителям можно извлечь из шедевров народной мудрости: «Быть человеком легко, но трудно быть человечным», «Не будь сыном отца, а будь сыном человека», «Не желай другому того, что не пожелаешь себе». В семье с детства ребёнок видит пример того, что младшие ва всех ситуациях советуются со старшими. Каждый родитель обязан обучить, дать знания ребёнку, привить ему трудолюбие. Для этого сами родители должны образованными, быть воспитанными, знать о правилах воспитания детей, быть трудолюбивыми и аккуратными.

На востоке издревле считается, что главой, защитником и кормильцем семьи является отец, мать-символ чистоты, благополучия в доме, а дети-бутоны семейного цветника. Ребёнок копирует поведение старших. Если в отношениях взрослых в семье присутствует уважение, любовь к друг другу, взаимопонимание и взаимовыручка, то и ребёнок чаще всего становится таким же. Чувство гордости своей семьёй, своей страной, своей историей также формируется в лоне семьи. Воспитание ребёнка через колыбельную, сказки, народные пословицы и поговорки, чествование семейных праздников, совместный отдых на природе, национальные спортивные игры и соревнования, поездки по историческим местам, походы в музеи, создание семейных библиотек, организация чтения и обсуждения книг, обучение детей культуре речи, поведения, труда — всё это входит в задачи семьи для формирования нравственности ребёнка. Ребёнок, выросший слушая колыбельную и сказки никогда не становится черствым, а общие праздники развивают у детей чувство причастности, сплоченности и умение радоваться за других. Занятие спортом воспитывает у ребенка выносливость, дисциплинированность и целеустремленность. Чтение и обсуждение книг развивает усидчивость, умение размышлять и повышает общий кругозор ребенка. Чтобы привить любовь к труду, нужно начинать с мелких заданий, постоянно переходя к более сложным. Но всегда, чтобы не делали родители, нужно помнить, что нравственное поведение детей — это зеркало нравственности родителей. Если мы говорим одно, сами делаем совсем другое — не надо ждать, что ребёнок будет послушным и будет морально подготовленным к равноправному участию в жизни общества. Если родители не умеют правильно и красиво излагать свои мысли, не прививают ребенку чувство прекрасного, то ребенок не сможет научиться этому в семье. Поэтому, я считаю, для воспитания духовно развитой личности нам нужно больше внимания обращать на воспитание духовности будущих родителей, открывать больше школ для будущих пап и мам, создавать больше библиотек с соответствующей литературой, выпускать больше кинопродукции и книг, раскрывающей нравственные ценности и историческое наследие нашего народа, проводить больше встреч молодых семей с семьями более старшего поколения, где проходит обмен жизненным опытом, который не найдешь ни в какой книге.

Самое главное, нам всегда нужно помнить, что если родители-это художники, ребёнок-это произведение искусства, а процесс воспитания — это само искусство.

Литература:

  1. И. Каримов. Высокая духовность – непобедимая сила. Т., 2009.
  2. А. Навои. Насойим ул-мухаббат. Сборник избранных произведений. Т., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, Узбекистан, духовное воспитание, обсуждение книг, развитая личность, ребенок, родитель.


Задать вопрос