В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента об эстетическом воспитании среди семей православных и мусульман. Установлено, что мусульманам больше свойственны сдержанные ассоциации, касающиеся морально-этических норм, в то время как для православных характерен кроме нравственного императива эмоциональный компонент.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, гармония, социокультурная ситуация, отношение к миру, ассоциации .
Термин «эстетическое воспитание» предстал перед психологией и педагогикой совсем недавно, но само явление «эстетическое воспитание» имеет долгую историю, следы которой можно найти в древних философских трактатах. Так, например, у Гомера древнегреческого поэта-сказителя в эпических поэмах встречаются важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония». Прекрасное, гармоничное для Гомера есть нечто объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное, то, что можно непосредственно воспринять чувством. В эпической поэме «Одиссея» Афина преображает внешний вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Или, когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски «гармониями». В другой эпической поэме Гомера «Илиада» дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение и музыка в жизни греков. Он повествует о певце Демодоке, который своей песней о Троянской войне до слез растрогал Одиссея. Интересно отметить, что Гомер, с одной стороны, склонен трактовать эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой — художественно-эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от общества [3].
Сочетание мифологического и рационального мы встречаем и у Гесиода, поэта конца VIII в. до н. э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также мыслит, как акт божественный. В этом отношении представляет интерес миф о Музах, который рассказывает Гесиод в поэме «Теогония». Наряду с мифологическими представлениями о природе эстетического мы встречаем у поэта попытку осмыслить «меру» как эстетическую категорию в связи с практической деятельностью земледельца. Он советует «меру во всем соблюдать»: идет ли речь о том, как следует выбирать наиболее удобное время для работы, для женитьбы, или же, как вести себя по отношению к другим людям [3].
Пифагор, Платон, их современники и последователи с предельной серьезностью относились к тому, как воздействует на характер и поступки людей (а значит, и жизнь города, народа) тот или иной музыкальный лад, участие в хороводах, образы поэзии, пластических искусств, театральные постановки. «Подобно тому, как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу», — одно из высказываний Аристотеля [3, с. 36]. Искусство, как утверждали древние греки, должно нести душевную гармонию, учить достойному поведению в любых обстоятельствах, а не вызывать уныние, ярость, изнеженность, не умножать примеры безнравственности [3].
Однако в рамках философии не было создано ни единой теории эстетического воспитания. Последние появились значительно позже в трудах современных психологов и педагогов. Так например, идеи о единстве нравственных и эстетических ценностей прослеживаются в трудах А. И. Арнольдова, А. И. Буровова, А. Ф. Ершеева, Л. Н. Столович и др. Теории о роли искусства на развитие личности были созданы талантливыми учеными В. С. Селивановым, Ю. У. Фохт-Бабушкиным, Б. П. Юсовым и др. Психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания можно найти в трудах К. А. Абульханова-Славской, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна. Идеи о педагогической направленности процесса формирования нравственно-эстетических ценностей раскрыты в трудах Т. И. Баклановой, Е. С. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Л. С. Зориловой, Е. В. Квятковского, Т. Г. Киселевой, Н. И. Киященко, Л. П. Печко, В. С. Садовской, Ю. А. Стрельцова, В. М. Чижикова и многих других [1].
Анализируя теории эстетического воспитания современных психологов и педагогов можно найти нечто общее в их воззрениях. Так все они подчеркивали важность нравственного воспитания, способствующего формированию ценностных ориентаций, а наиболее сензитивным периодом считали дошкольный и младший школьный возраст. Именно в этом возрасте наблюдается ярко выраженные эстетические потребности, эмоциональность, чувственность, что, в свою очередь, обусловливает единство нравственного и эстетического [1].
В наши дни эстетическое воспитание — это непростая задача, решать которую призваны различные социальные институты. Роль институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова. Семья, играющая роль на ранних стадиях социализации, постепенно уступает своё место школьным, трудовым коллективам, различным неформальным группам. В более позднем возрасте, в послетрудовой стадии, семья снова выходит на первое место по степени своей значимости для индивида. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно семья является фундаментом, на котором формируются и закрепляются модели социального взаимодействия [5].
В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно формируется эстетическое отношение к миру, которое постепенно трансформируется в эстетические свойства личности. Тем не менее, абсолютное формирование личности невозможно ни одним социальным институтом. Личность может только саморазвиваться, все, что она приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры неповторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществляться ею только самостоятельно. Эстетическое воспитание в силах помочь личности в этом труде самосотворения, оно способно повысить эффективность диалога становящейся личности с миром культуры. Эстетическое воспитание призвано облагородить, очеловечить разрушительно эгоистические природные влечения [2].
Существенные изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентированности подрастающего поколения на эстетическое освоение мира как базиса успешной социализации, позволяющей личности осмыслить все многообразие мира и определить в нем свое место. Присущее человеку эстетическое начало, как важнейший элемент культуры, является общим универсальным свойством. Пронизывая восприятие всех видов деятельности человека, оно содержит скрытые резервы для воспитания гармоничной личности. Еще раз, подчеркивая роль семьи в эстетическом воспитании подрастающего поколения, следует отметить, что внедрение образовательных программ, направленных на эстетическое воспитание в детские сады, школы, едва ли смогут стать гарантией морального здоровья всего общества, поскольку невозможно сравнить влияние школы с воздействием на детское сознание образцов семьи. В то же время введение в общеобразовательную государственную систему дисциплин, направленных на эстетическое развитие, может помочь семьям в вопросах эстетического воспитания детей, приостановить тенденцию нравственного самоуничтожения, реально существующую в нашем обществе. Современный человек не умеет отстоять в себе добро, он чрезвычайно легко поддается соблазнам и искушениям массовой культуры. Зло стало таким открытым, дерзким и часто безнаказанным в жизни, что оно легко отстраняет добро в душе ребенка. Нельзя уклониться от этой проблемы под тем предлогом, что каждый человек сам ответственен за себя, что наша задача только «поставить на ноги» дитя, — а куда оно пойдет, став на ноги, это уже не наша забота. Такая позиция не только не допустима, но она педагогически преступна. Эстетическое воспитание призвано формировать не только способность к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности, но гармоничное самосознание, толерантные установки к миру [5].
В общечеловеческом понимании эстетика уходит корнями в философско-религиозные установки, которые всегда господствовали в рамках той или иной конфессии. В Приволжском федеральном округе проживает население с различным вероисповеданием, но православие и мусульманство являются наиболее представленными в нашем регионе. Учитывая уникальность православной и мусульманской культуры, историческое прошлое каждой, мы предположили, что эстетическое воспитание в семьях различной конфессиональной направленности будет пониматься и осуществляться по-разному. Однако данная проблема с опорой на эмпирические исследования не изучалась. В этой связи проблема эстетического воспитания рассматривается как преимущественно универсальная, лишенная конфессиональных особенностей. Противоречие между важностью изучения конфессиональных различий в представлениях об эстетическом воспитании подрастающего поколения с целью взаимопроникновения культур, повышения толерантности общества и недостаточной разработанностью данной проблематики в психолого-педагогической науке, обусловило актуальность данного исследования.
Объект: эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Предмет: эстетическое воспитание в семьях различной конфессиональной направленности (православные и мусульмане).
Цель: изучить особенности эстетического воспитания подрастающего поколения и обнаружить уникальные черты в представлениях об эстетическом воспитании в семьях различной конфессиональной направленности (православные и мусульмане).
Гипотезы: мы предполагаем, что представления об эстетическом воспитании несут в себе различные смыслы среди семей православных и мусульман.
Диагностический инструмент: ассоциативный эксперимент.
Характеристика выборки: матери, исповедующие православие и матери, исповедующие ислам в количестве 50 человек. Выборка поделена на две группы поровну.
Анализ результатов исследования.
Для того чтобы ответить на основной вопрос, заложенный в гипотезе: представления об эстетическом воспитании несут в себе различные смыслы среди семей православных и мусульман, — нам было необходимо проделать некоторые инструментальные измерения. Мы воспользовались упрощенным вариантом ассоциативного теста, который используется для изучения когнитивных связей, лежащих в основе восприятия смысла, связанного с определенным понятием. Испытуемый инструктируется таким образом, чтобы он привел пять слов, которые приходят на ум в ответ на предъявляемое слово-понятие. В отличие от традиционно используемого инструмента, мы не замеряли времени реакции на стимул, т. к. использовали всего лишь один стимул. Нас интересовали скорее содержательные характеристики ассоциаций, которые связаны со стимульным словом. В нашем случае таким, словом было «эстетическое воспитание». В результате мы получили определенный массив смысловых ассоциаций, из которых выделили наиболее значимые как для выборки православных, так и мусульман.
Наиболее часто испытуемые обеих подгрупп ассоциировали словосочетание-стимул с красотой, гармонией, порядком, равновесием, неотразимостью и т.д, т.е, прежде всего, с категорией, обозначающей совершенство. Несколько реже испытуемые называли вежливость, воспитанность, культура и т. п., т. е. ассоциировали с категорией норм и правил. И, наконец, самими редкими ответами, но при этом, встречающимися в обеих подгруппах стали ассоциации-эмоции, а именно респонденты называли: блаженство, восторг, услада. Однако, несмотря на указанные выше характеристики, являющимися общими для всех испытуемых по нашей выборке, можно заметить (см.рис.1), что те или иные кластеры ассоциаций все же имеют большую представленность у православных или мусульман.
Рис. 1. Совпадающие ассоциации матерей православных и мусульман
Так для мусульман по частоте встречаемости свойственны ассоциации категорий «совершенство» (50 %), «норма» (33 %), «эмоции» (17 %), у православных же иная последовательность: эмоции (50 %), совершенство (25 %), норма («25 %). Очевидно, что строгие правила, предписанные нормой религии строги и обязательны для каждого мусульманина, правильные поступки важнее, чем чувства, испытываемые при этом правоверным. Православным же, наоборот, больше свойственна глубина чувств.
Отличительными характеристиками мусульман и православных стали ассоциации воспитание в любви (61 % православных) и благоразумие (59 % у мусульман). Такие ассоциации еще раз подтверждают, что в Исламе есть понятие «мораль» и «общепринятое поведение». Православию же более свойственны понятия «нравственность» и «воспитание сердца».
Таким образом, респондентам-мусульманам больше свойственны сдержанные ассоциации, касающиеся морально-этических норм, в то время как для респондентов-православных характерен кроме нравственного императива эмоциональный компонент. Гипотеза: представления об эстетическом воспитании несут в себе различные смыслы среди семей православных и мусульман, — подтвердилась.
Литература:
- Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей. — М.: Педагогическое общество России, 2000, 352 с.
- Каптерев П. Ф. О семейном воспитании. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. /Сост. и автор коммент. Андреева И. Н. М.: Издательский центр1. Академия», 2000. 168 с.
- Лосев А. Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. — Ученые записки МГПИ им. В. II. Ленина. М., 1994.
- Лыкова Н. Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.01), Тюмень — 2003 г., 22 с.
- Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 790–792.