Особенности достижения взаимопонимания в межличностном общении у мужчин и женщин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.11.2016

Статья просмотрена: 2230 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Особенности достижения взаимопонимания в межличностном общении у мужчин и женщин / Л. Э. Кузнецова, Т. В. Угроватова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35567/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния половых различий на успешность межличностного общения, понимания и взаимопонимания. Рассматривается понятие взаимопонимания в психологии, психологические механизмы и факторы достижения взаимопонимания в общении. Особое внимание уделяется описанию особенностей достижения взаимопонимания в общении у мужчин и женщин.

Ключевые слова: межличностное общение, взаимопонимание, половые различия личности, гендерные особенности личности

Актуальность изучения психологических закономерностей достижения взаимопонимания в межличностном общении определяется недостатком исследований данной проблемы и непосредственной связью взаимопонимания с общением, взаимоотношениями и совместной деятельностью людей.

Взаимопонимание является основой достижения гармонии в семейных отношениях, эффективной совместной деятельности и делового общения, успешной социально-психологической адаптации личности в социуме.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга является ключевой проблемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть понятым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы взаимопонимания в современной науке.

Интерес к феномену взаимопонимания растет в связи с признанием учеными проблемы одиночества как проблемы века. В последние десятилетия наблюдается рост внутреннего одиночества как отчуждения личности от самой себя и других людей, причиной которого является отсутствие взаимопонимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две линии анализа взаимопонимания. Первая линия анализа была задана В. Дильтеем. Понимание в его работах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Понять — это значит постигнуть, усвоить смысл. Философ М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает условием существования человека, оно есть функция души, поэтому одних рациональных рассуждений, умозаключений недостаточно для достижения взаимопонимания. Взаимопонимание жизненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека [3, с. 258].

Вторая линия рассматривает понимание как функцию разума, особого рода работу сознания. Взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. Согласно так называемому информационному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Первая линия анализа во многом способствовала возникновению гуманистической психологии, которая признает целью и условием личностного развития — взаимопонимание. Человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное развитие, позитивность, индивидуальность, уникальность и неповторимость [3, с. 259].

Вторая линия анализа — философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интерпретацией, толкованием — послужило основой для формирования психологического направления в изучении взаимопонимания, в рамках которого, оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонимание изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным [3, с. 259].

Согласно исследованиям Е. И. Головаха, Н. Р. Панина взаимопонимание — это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также понимает тебя [1].

Основными механизмами взаимопонимания являются идентификация, рефлексия и эмпатия. Идентификация как рациональное познание партнера по общению, эмпатия как стремление эмоционально откликнуться на проблемы человека и рефлексия как осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению, дополняют друг друга, делая возможным достижение взаимопонимания в общении.

Истинное взаимопонимание возможно только в процессе диалога личностей. Диалог не только субъект-субъектное, но всегда и личностное общение. По утверждению М. Бахтина взаимопонимание — это диалог личностей, открытая коммуникация свободных и ответственных, независимых, признающих личностную автономию друг друга субъектов. Состоится или не состоится диалог, зависит от многих условий, но прежде всего от личностной зрелости общающихся либо хотя бы одного из них.

В диалоге взаимопонимание — это цель, результат и условие общения. Диалог начинается с доверия к себе и к другим, поэтому и с отказа от контроля над собой: своими мыслями, чувствами, поступками. Но это еще и отказ от контроля над другим человеком, признание его права думать, чувствовать и поступать самостоятельно. Диалог — это путь, по которому человек должен идти, если хочет достичь полного взаимопонимания [4].

На процесс взаимопонимания оказывает влияние ряд социально-психологических факторов: профессиональные особенности, недостаток времени, оценочные эталоны, стереотипы понимания других людей, отношение к себе, особенности личности как субъекта общения, особенности ценностно-смысловой сферы личности. Чем лучше человек осознает себя, тем лучше осознаются им цели, мотивы общения и совместной деятельности. В целом положительное отношение к себе формирует положительное отношение к другому человеку.

Необходимым условием достижения взаимопонимания является коммуникативная компетентность как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми и сензитивность как чувствительность к психическим состояниям других, к их стремлениям, ценностям и целям. Для взаимопонимания важно совпадение целей, мотивов, установок, ценностных ориентации партнеров [3].

В последнее время пристальное внимание психологов уделяется проблеме влияния половых различий на успешность межличностного общения, понимания и взаимопонимания.

Сегодня внимание к этой теме постоянно растёт. Мужчины и женщины сравниваются по различным параметрам — от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. Однако пока исследованы далеко не все параметры психики.

Исследования половых особенностей личности показали, что женщины склонны к экспрессивному стилю в межличностном общении, а мужчины к инструментальному стилю. Женщины проявляют гибкость в реакции на ситуацию: с экспрессивными коллегами они более экспрессивны, с инструментальными — инструментальны. Для мужчин это не характерно — они склонны проявлять свой инструментальный стиль во всех ситуациях, возможно, потому, что эти стили связываются с маскулинностью и фемининностью.

Считается, что мужчины будут демонстрировать в своём поведении ориентацию на задачу, а женщины — на взаимоотношения. Иногда этот стереотип имеет уточнение: ориентированное на задачу поведение будут демонстрировать не все, а лишь маскулинные мужчины, а ориентацию на людей — фемининные женщины.

Стиль поведения представителя определённого пола не является врождённым, а задаётся обществом: ему нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины — на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение ролей можно проследить и в семьях, и в деловом мире. Выгоды от традиционного разделения ролей, по-видимому, столь велики, что это требование общества закрепляется в гендерном стереотипе: мужчины и женщины, соответствующие ему, поощряются обществом как ведущие себя «нормально», в противном случае индивиды подвергаются остракизму.

Наиболее распространёнными считаются 6 стилей поведения, которые отражают разные аспекты этого поведения и не обязательно сводятся к дихотомии «инструментальный — экспрессивный». Это следующие стили: ориентированный на задачу, или деловой; ориентированный на взаимоотношения, или межличностный; авторитарный; демократический; структурирующий (директивный) и коллаборативный, или основанный на сотрудничестве [1].

В исследованиях Н. Майера показано, что в привычных условиях, т. е. при решении стереотипной задачи женщины не уступают мужчинам по инструментальности, но в сложной ситуации женщины прибегают к гендерно-типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими [2].

На особенности взаимопонимания влияют половые различия: женщины глубже понимают волевые качества и черты характера, выражающие отношение человека к другим людям (например, доброта, отзывчивость) и к себе (эгоизм — альтруизм), а мужчины лучше понимают черты характера, связанные с отношением к труду (целеустремленность, дисциплинированность, добросовестность и т. п.). Это означает, что во взаимопонимании мужчины выделяют прежде всего его когнитивную, интеллектуальную сторону, а для женщин на первый план выступает та его сторона, которая обусловлена межличностными отношениями.

Для глубокого познания и понимания друг друга необходимы достаточно высокий уровень доверия, открытость и готовность делиться своими мыслями, откровенность в суждениях относительно того, что происходит в процессе общения. А готовность быть открытым в значительной степени зависит от того, насколько партнеры осознают и принимают самих себя. Человеку, не очень хорошо понимающему, что с ним происходит, не осознающему свои мысли и намерения, не удастся передать свои переживания партнеру, и тому придется довольствоваться только собственными фантазиями и интерпретациями относительно того, что «внутри» у его собеседника. Человек, не принимающий себя таким, какой он есть, постарается скрыть от другого свой внутренний мир или навязать окружающим превратное представление о себе.

Чтобы достичь и частичного, и полного взаимопонимания, нужно, прежде всего, иметь желание, взаимную заинтересованность обеих сторон. Приобрести навыки, умения выразить себя, понять другого и найти наиболее приемлемые для партнеров способы самовыражения могут помочь многообразные формы оказания психологической помощи людям — тренинги, консультирование, психотерапия.

Литература:

  1. Головаха, Е.М., Панина, H. P. Психология человеческого взаимопонимания / Е. М. Головаха. — Киев, 1989. — 265 с.
  2. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — М.: Наука, 1997. — 178 с.
  3. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / В. А. Лабунская. — М.: Гардарики, 1999. — 397 с.
  4. Рюмшина, Л. И. Диалог — игра — манипуляция / Л. И. Рюмшина // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — С. 206–222.
Основные термины (генерируются автоматически): взаимопонимание, межличностное общение, мужчина, достижение взаимопонимания, друг друга, женщина, линия анализа, понимание, духовный мир, инструментальный стиль.


Похожие статьи

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Современные исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности

В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделен...

Психологические трудности в общении подростков

В статье раскрыто понятие общения, структура процесса общения, особенности подростковых групп, а также факторы, влияющие на проявление проблем в общении подростков. Были предложены для рассмотрения предполагаемые психологические трудности в общении п...

Ценности семьи в структуре ценностных ориентаций супругов

Статья посвящена проблеме изучения взаимовлияния ценностных ориентаций супругов на ценности семьи. В статье представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме взаимовлияния ценностных ориентаций супругов на ценности ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Похожие статьи

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Современные исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности

В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделен...

Психологические трудности в общении подростков

В статье раскрыто понятие общения, структура процесса общения, особенности подростковых групп, а также факторы, влияющие на проявление проблем в общении подростков. Были предложены для рассмотрения предполагаемые психологические трудности в общении п...

Ценности семьи в структуре ценностных ориентаций супругов

Статья посвящена проблеме изучения взаимовлияния ценностных ориентаций супругов на ценности семьи. В статье представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме взаимовлияния ценностных ориентаций супругов на ценности ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Задать вопрос