Сравнительный анализ методик приоритезации экологических аспектов при создании СЭМ (системы экологического менеджмента) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.12.2014

Статья просмотрена: 1690 раз

Библиографическое описание:

Меркушова, Н. И. Сравнительный анализ методик приоритезации экологических аспектов при создании СЭМ (системы экологического менеджмента) / Н. И. Меркушова, А. В. Старун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14144/ (дата обращения: 16.11.2024).

С развитием общества вопросы экологии становятся все более актуальными и важными на сегодняшний день. Все больше и больше руководителей задумываются о более экологичном и безопасном производстве. Отражением этой тенденции является факт создания и исполнения международной организацией по стандартизации стандартов экологического менеджмента — ISO серии 14000. Они были опубликованы впервые в 1996 году, в дальнейшем переизданы в 2004 году. В настоящее время на соответствие этому стандарту сертифицировано более 250 тысяч предприятий в мире. Лидерами по количеству выданных сертификатов на 2013 год являются такие страны как Китай (104735), Италия (24662), Япония (23723), Великобритания (16879), Испания (16051) [1]. Изменения в экологическом законодательстве делают этот стандарт очень актуальными и для российских предприятий, число выданных сертификатов в России составляет 1272.

Алгоритм создания системы экологического менеджмента в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001–2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» включает следующие этапы:

1.         Проведение обучения для руководства и менеджеров компании основным принципам СЭМ;

2.         Проведение оценки исходного состояния существующей СЭМ;

3.         Идентификация законодательных требований;

4.         Идентификация и приоритезация экологических аспектов;

5.         Разработка документации СЭМ;

6.         Организация деятельности СЭМ, включая мониторинг, операционный контроль, систему проверок и корректирующих действий, внутренний аудит;

7.         Разработка и активизация процедур анализа и пересмотра СЭМ со стороны руководства организации;

8.         Проведение предсертификационного аудита системы экологического менеджмента.

Один из важных этапов создания системы экологического менеджмента — выделение и приоритезация экологических аспектов на предприятии. Экологические аспекты — это элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой [2].

Экологические аспекты делятся на два вида:

-          оказывающие прямое воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

-          оказывающие косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

В ИСО 14001 не предъявляется требование к методики приоритезация экологических аспектов, каждая организация может разрабатывать собственную методику в данной области. На сегодняшний день на российских предприятиях разработано достаточное количество подходов к приоритезации экологических аспектов.

Одной из методик приоритезации экологических аспектов является ABS-анализ. В ней каждому выявленному экологическому аспекту, по определенному критерию (критерии определяются индивидуально для каждой организации) оценки присваивается уровень значимости А, В или С. Где, А — существенная опасность для окружающей среды, В — среднее воздействие на окружающую среду, С — воздействие на окружающую среду минимально. Каждый показатель имеет бальную оценку:

1.                 А — 5 баллов;

2.                 В — 3 балла;

3.                 С — 1 балл.

Из трех представленных показателей нужно выбрать наиболее близко характеризующих экологический аспект. Оценка, соответствующая выбору показателя и будет являться оценкой определяющей значимость аспекта по данному критерию. Данные заносятся в таблицу и путем сложения оценки показателя по каждому критерию и выявляется его значимость в деятельности организации. Если аспект набирает меньше 12 баллов, то он является незначительным, если 12–24 балла, то значительный и если 24–40 баллов, то весьма значительный.

Простой методикой для ранжирования экологических аспектов является методика экспертных оценок. Ее применение осуществляется в три этапа:

1.         Руководство путем анкетирования оценивает и определяет количество экспертов для работы с экологическими аспектами;

2.         Каждый из экспертов присваивает оценку каждому показателю в экологическом аспекте по десятибалльной шкале. Оценки выставляются каждым экспертом в отдельной анкете и предоставляются руководству для обобщения результата;

3.         Оценки экологических аспектов заносятся в таблицу в порядке убывания.

Коэффициент важности экологического аспекта, который имеет величину менее 50 % от максимальной оценки имеет низкую степень воздействия на ОС, от 50 до 70 % среднюю и от 70 до 100 % высокая. Экологические аспекты, которые имеют высокую степень воздействия являются значимыми.

Наиболее актуально использование стандартов в области экологического менеджмента в топливных и энергетических отраслях. В связи с этим существует методика определения воздействия экологических аспектов на окружающую среду (ОС) для нефтегазового комплекса (НГК). Основная рассчитываемая величина в данной методике — индекс воздействия, т. е. оценка степени воздействия экологического аспекта на ОС в баллах: К, В, Р — общие оценки баллов, по количеству (объему) воздействия (К), особенности распространения воздействия (Р) и степень опасности воздействия (В) факторов. Индекс воздействия определяется перемножением трех оценок. Для каждой оценки К, В, Р разработана бальная шкала от 1 до 3 по которой проводится определение степени воздействия каждого фактора. В каждом факторе при перемножении трех оценок получаем итоговую оценку, при этом, чем больше результат, тем выше степень воздействия фактора.

Другую методику выделения и ранжирования экологических аспектов предлагает компания ООО «ЛУКОЙЛ». В каждом экологическом аспекте выделяется несколько составляющих, к каждому из которых доложена быть присвоена оценка воздействия на ОС: М — малое воздействие; С — среднее воздействие; Б — существенное воздействие. Где, М — 1 балл, С — 2 балла и Б — 3 балла. После оценки каждого показателя в аспекте, баллы суммируются и ранжируются все экологические аспекты по следующей шкале:

-     если аспект набирает от 5 до 7 баллов, то он имеет малое воздействие;

-     если аспект набирает от 7 до 11 баллов, то он имеет среднее воздействие;

-     если аспект набирает от 11 до 15 баллов, то имеет существенное воздействие.

Существенными являются аспекты, оказывающие большое влияние на ОС и набравшие от 11 до 15 баллов.

Актуальной сферой для внедрения СЭМ является химическая промышленность. На предприятии ОАО «Куйбышев Азот» проводилась работа по определению значимых экологических аспектов. К самым «проблемным» цехам были отнесены два: цех по производству гранулированного карбамида и цех по производству полиамидной нити и нитей для технических изделий. Исходя из этого, рассматривалась матрица сбросов опасных веществ в канализацию и матрица по выбросам в атмосферу. В каждой из двух матриц качестве экологических аспектов рассматривались химические вещества и показатели, которые характеризуют их выбросы или сбросы. Рассматривались следующие показатели:

1.         М — масса выброса (отходов, сбросов);

2.         S — сумма штрафов, приведенная к данному экологическому аспекту;

3.         C — величина социальной проблемности аспекта;

4.         Z — значение статуса законодательных требований к аспекту;

5.         I — приписанное значение коэффициента важности аспекта;

6.          — любой показатель (частота воздействия аспекта на ОС, продолжительность воздействия, трудности измерения характеристик воздействия и т. д.)

Для того чтобы перейти от абсолютных значений, которые имели разные системы измерения, было решено произвести перерасчет отношения единичного показателя к суммарному значению в соответствующей колонке исходной матрицы. Значимость экологического аспекта рассчитывалась как сумма относительных значений. Приоритезация экологических аспектов была оформлена в виде диаграммы Парето, что позволило ранжировать экологические аспекты и разработать систему управления этими аспектами.

Сравнение представленных в статье методик приоритезации экологических аспектов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение методик приоритезации экологических аспектов

Название методики

Количество критериев используемых для оценки

Шкала (баллы)

Диапазон значений

Пороговое значение (баллы)

Способ получения интегральной оценки

ABS-анализ

Определяется индивидуально в организации.

А- 5;

В- 3;

С- 1.

Зависит от количества критериев.

<12- аспект незначительный;

12–24- значительный аспект;

24–40- весьма значительный аспект.

å (А+В+С)

Индекс воздействия для НГК

12

К, В, Р — каждый критерий оценивается от 1 до 3.

Определяется индивидуально для организации.

Чем больше результат, тем больше воздействие фактора.

å (К*В*Р)

Методика ООО «ЛУКОЙЛ»

5

М- 1;

С- 2;

Б- 3.

Min — 5б.;

Max — 15б.

5–7 — малое воздействие;

7–11 — среднее воздействие;

11–15 — существенное воздействие.

å (М+С+Б)

Методика определения значимых экологических аспектов с применением диаграммы Парето

8 критериев (для матрицы сбросов опасных веществ);

7 критериев (для матрицы по выбросам в атмосферу)

-

-

-

å относительных оценок

Методика экспертных оценок

Определяется индивидуально в организации.

От 1 до 10

-

50 % — низкая степень воздействия;

50–70 % — средняя;

70–100 % — высокая.

å коэффициентов важности экологического аспекта / количество экспертов

 

Представленные методики не являются единственными для приоритезации экологических аспектов. Данные методики обладают различной степенью детализации и сложности. Предприятия любого уровня и любой направленности, а так же финансового состояния могут подобрать подходящую методику с учетом вида деятельности, существенности и значимости экологических аспектов для экономики и репутации предприятия и т. д.

 

Литература:

 

1.      Обзор ИСО — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/certification/iso-survey.htm?certificate=ISO %2014001&countrycode=RU#countrypick (дата обращения: 28.11.2014)

2.      ГОСТ Р ИСО 14004–2007 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.gosthelp.ru/gost/gost47949.html (дата обращения: 28.11.2014)

3.      Международный стандарт ISO 14001 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bio.sfu-kras.ru/files/1607_ISO_14001_.pdf (дата обращения: 30.11.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): аспект, экологический аспект, окружающая среда, балл, экологический менеджмент, воздействие, оценка, методика, малое воздействие, существенное воздействие.


Похожие статьи

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей организации муниципальной власти

Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре технологии системно-педагогического моделирования

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Систематизация способов оценки эффективности коммерческих организаций и построение комплексной модели эффективности коммерческих организаций

Проблематика взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта для компаний разного масштаба деятельности

Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок

Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования

Принципы организации психологического исследования эффективных стилей управления в медицинском учреждении

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Похожие статьи

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей организации муниципальной власти

Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре технологии системно-педагогического моделирования

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Систематизация способов оценки эффективности коммерческих организаций и построение комплексной модели эффективности коммерческих организаций

Проблематика взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта для компаний разного масштаба деятельности

Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок

Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования

Принципы организации психологического исследования эффективных стилей управления в медицинском учреждении

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Задать вопрос