История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от естественно- математического цикла любое гуманитарное знание постигается путём понимания мира человека прошлого и мира нашего современника. Оставаясь в границах Государственного стандарта и программ по истории учитель вправе выбрать любую технологию, форму методы и приёмы работы на уроке [1, с.57]. Наиболее важным компонентом на уроке истории становится методическое обеспечение и организация работы с визуальными источниками, поскольку изучение истории в основной школе направлено, в том числе, и на формирование умения работать с различными источниками социальной и историографической информации [2. с.2.]. Педагоги и психологи считают значение наглядности при изучении истории — одно из условий сознательного усвоения школьниками фактического материала. Именно наглядность обогащает образное мышление учащихся, обеспечивает прочность знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние учеников [3. с.6]. При использовании в процессе обучения различных средств наглядности у учащихся должен сформироваться образ изучаемого объекта [4. с.16]. О работе с одним из визуальных образов, а именно с карикатурой, и говорится в данной статье. Политическая карикатура всегда была одним из важнейших средств агитации. Она так же, как картина или плакат, представляет собой исторический документ, характеризующий историческую эпоху. Как средство обучения этот вид наглядности наиболее соответствует уровню мышления учащихся старших классов, которые стремятся критически подходить к вопросам, предложенным учебной программой, интересуются источниками документального характера. Карикатуры эмоционально насыщают урок, позволяют во время рассказа учителя избегать чрезмерной отвлеченности и схематизма. Яркость и эмоциональность карикатурных образов ощутимо влияют на сознание учащихся [3. с.26].
Важность использования карикатуры как наглядного пособия обуславливается еще и тем, что в 2013 году в задания ЕГЭ по истории были добавлены блоки заданий с иллюстративным материалом (В12-В13). Данные задания проверяют умение понимать особые исторические источники — иллюстративные источники. Умение «читать» нетекстовую информацию необходимо не только историку, так как в наше время всё больше зрительной информации предоставляется в нетекстовой форме. Незаменимым материалом для составления заданий является карикатура. Дело в том, что именно политическая карикатура даёт возможность проверить умения: «читать» изображение, соотносить его с определенной эпохой; выявлять взгляды автора карикатуры на события и явления. Как же учителю использовать на уроке столь интересный наглядный материал? Как научить школьников «ПОНИМАТЬ» карикатуру? При подборе карикатур к уроку учителю следует принимать во внимание возрастные особенности учащихся. Источник должен быть доступным, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока. Функционально пригодная карикатура — это та, которая предоставляет возможность не только поставить вопросы, но и дать на них ответы. Учителю следует помнить, что карикатуры вызывают преимущественно негативное отношение к изображаемым объектам и явлениям, они всегда сильнее и ярче, чем просто рисунки. Поэтому к работе с карикатурами нужно относиться очень взвешено. Ученик подсознательно может воспринять позицию автора, которая благодаря своей отрицательной образности может вытеснить другие позиции. Специалисты советуют всегда анализировать карикатуру особенно тщательно и рассматривать её в комплексе с историческими источниками другого типа. Важно, чтобы использование карикатуры в школьном курсе истории не сводилось лишь к исследованию в каком-либо одном ракурсе, например:
— иллюстрирование материалов по истории культуры и быта;
—демонстрация карикатур во время рассказа учителя;
—познавательные задания, направленные на объяснение смысла карикатуры и подписи под ней;
— извлечение новых сведений о культуре исторической эпохи и пр.
Ведь возможности карикатур в качестве источников исторической информации и средств развития критического мышления многократно увеличиваются в тех случаях, когда школьники могут исследовать оригинальное изображение не в одном, а нескольких ракурсах. [4. с.18] Организация изучения исторического материала на основе карикатуры достаточно сложна. Как правило карикатура это условное и всегда субъективное отражение исторических фактов. Оно высвечивает отдельные стороны исторического явления или процесса, воздействует на эмоции и предлагает развитое умение анализировать информацию. При анализе карикатуры как источника получения знаний можно воспользоваться таблицей 1. [5. c.24]
Таблица 1
Изображение |
Текст, дополняющий изображение. |
||
Уровень 1 |
|||
1. Назовите действующих лиц и другие объекты (предметы и пр.). |
1. К каким изображенным объектам относится текст? 2. Есть ли объект, которому соответствует надпись? 3. Если да, тот какую информацию мы получаем об объекте? 4. Если нет, на какую проблему обращает наше внимание подпись? |
||
Уровень 2 |
|||
2. Есть ли на карикатуре условные или символические детали? 3. Какие исторические факты, персонажи, проблемы по вашему мнению, представлены в символической форме? Докажите свою точку зрения. 4. Какое отношение к событию хочет сформировать автор?
|
5. Какие элементы текста наиболее существенны? Почему вы так думаете? 6. Передают ли элементы текста отношение автора к событиям? |
||
Уровень 3 1. Опишите события, которые отражены на карикатуре. 2. Объясните, какую роль играет символическое условное изображение. 3. Как текстовые элементы помогают понять смысл карикатуры? 4. В чём заключается главная идея карикатуры? 5. Какие исторические (политические, социальные и т. д.) идеи и концепции связаны с этим источником? Докажите свою точку зрения.
|
|||
Опираясь на данную таблицу, учащиеся могут легко проанализировать карикатуру, самостоятельно ответив на те или иные вопросы.
Например, проанализируем карикатуру Кукрыниксов
Рисунок 1.
1. Опишите карикатуру.
Ответ: Изображён волк, которому два господина в цилиндрах скармливают пирожок с надписью «Чехословакия». В стороне стоит третий господин, который довольно потирает руки.
2. Кого символизируют персонажи карикатуры? Приведите обоснования своим выводам.
Ответ: Волк символизирует Германию (головной убор, немецкий крест на шее), два человека на первом плане — Францию и Великобританию (флаги на цилиндрах), человек на заднем плане — США (одежда, дым и сигары в виде американского доллара.
3. Определите историческое событие. Ответ: Мюнхенский сговор, 1938 г.
4. Какими психологическими характеристиками наделяет персонажей автор?
Ответ: Германия — жадность, агрессия; Франция и Великобритания — трусость, угодничество, хитрость (стремятся направить агрессию Германии на Восток); США — как бы не при чем, но внимательно наблюдает за происходящим, ехидно улыбаясь и потирая руки, т.е. извлекает пользу за счёт других.
5. Какие идеи хотел донести автор карикатуры?
Ответ: Западные страны «скормили» Гитлеру Чехословакию, стремясь направить агрессию Германии на Восток.
6. С какой целью создана карикатура? Ответ: Автор стремится разоблачить коварную роль западных держав в Мюнхенском сговоре.
Таким образом, в процессе работы с карикатурами ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию у учащихся умения адекватно воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную и искусствоведческую культуру, расширяет кругозор учащихся. Школьники в процессе работы с карикатурами приобретают способность реагировать на наглядные объекты социальной информации, критически воспринимать и осмысливать их. В условиях идеологического и политического плюрализма особенно ценный результат освоения методики интерпретации карикатур.