Для гуманитарной науки как история большой потенциал для практического изучения и преподавания истории в школе предоставляет урок «живая картина», одна из форм проведения ролевых игр интерактивного метода обучения. В 5–7 классах у обучающихся проявляется развитие самосознания, выявление своих возможностей и их оценке. Поэтому учителю надо использовать интересные методы в обучении своего предмета.
Объект исследования — урок «Живая картина». Цель — выявить необходимость значения урока по истории «Живая картина». Актуальностью данной работы является то, что сегодня у обучающихся слабо развито творческое и логическое мышление. Урок «живая картина» развивает воображение, дает возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формирует первичные исследовательские способности.
Одно из главных направлений педагогики сегодня — это формирование активного, творческого обучающегося, гражданина своей родины. Данный урок направлен на развитие креативного мышления, которое даёт возможность с разных сторон взглянуть на исторические ситуации, найти различные пути решения проблемы и повысить заинтересованность ребят историей.
На уроке «Живая картина» обучающиеся используют сценическое творчество, так как им даётся задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине, например: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях», «В гостях у египетского фараона». Посредством такого урока гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Кроме того, активизируются психические процессы участников такого вида деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. «Живая картина» эмоциональна и потому способна оживить и сделать историческое событие яркой, запоминающейся. Таким образом, в таком проведении урока по истории дает вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению, а главное повышает заинтересованность к предмету.
Подводя итог можно сделать следующий вывод: форма проведения урока «Живая картина» способствует:
— активизации познавательной деятельности обучающихся;
— повышению эффективности образовательного процесса;
— самостоятельному осмыслению учащимися учебного материала;
— закреплению полученных знаний через практическую деятельность;
— самореализации личности учащихся в процессе обучения.
Очень важно, что школьник в этом процессе — не статичный субъект, а активный созидатель и творец новых прочных знаний. А учителю предоставляется прекрасная возможность для безграничного творчества и реализации педагогического мастерства.
И в заключении хочется привести слова М.Сервантеса: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Литература:
1. Иванов В. С. Живая история для учащихся 7–8 классов методом ролевой игры на уроках истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 10. — С. 28.
2. Сологуб С. В. Ролевые игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 2011. — № 6. — С. 33.
3. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: учеб. для студ. ВУЗ. — М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
4. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003–512 с.