Мир природы прекрасен, разнообразен и богат! К сожалению, сегодня человек интенсивно вносит изменения в него, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Разрушительное влияние на природу — это результат деградации личности, духовной сферы человека, его мировоззрения и сознания. Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, необходимо принимать меры.
Перед современной системой образования остро стоит вопрос о переосмыслении ценностей, по которым живет человек, изменении экологического сознания и поведения. Предельно важно с ранних лет жизни формировать у ребенка основы экологического сознания, когда он активно развивается, совершенствует психические и физические возможности. Задача педагога — разбудить в каждом ребенке чувства доброты, жалости, отзывчивости, человечности, воспитывать личность гуманную, творческую, способную понимать, любить природу и бережно относиться к ней.
При наблюдении на занятиях за изменениями в природе у обучающегося проявляется интерес и любознательность, инициатива, формируется наблюдательность, бережное отношение ко всему живому. При общении с удивительным миром природы он испытывает огромную радость, у обучающегося преобладает познавательный компонент сознания, влияющий на гармоничное всестороннее развитие личности.
Наблюдения, направленные на изучение закономерностей сезонных изменений в жизни растений и животных, изучает наука фенология. Этот вид наблюдений называется фенологическим.
Еще в глубокой древности люди вели наблюдения за сезонными изменениями в природе, поэтому фенологические наблюдения являются древним способом познания природы, направленным на прогнозирование изменений ее состояния и выработку приспособлений человека к ним.
Выдающиеся исследователи З. Д. Сизенко-Казанец, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучич в своих трудах рассматривали ознакомление детей с окружающей природой как применение важного метода педагога. По мнению Я. А. Коменского, обучение следует начинать, прежде всего, с предметного наблюдения, а не со словесного объяснения. Русский педагог К. Д. Ушинский писал, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей, логика как отражение в уме связи предметов и явлений природы.
В объединении «Родничок» большое внимание уделяется формированию у обучающихся элементарных экологических представлений о временах года и сезонных изменениях в природе, формируемых в процессе фенологических наблюдений. Фенологические наблюдения — это один из самых результативных методов формирования экологического сознания, который позволяет устанавливать взаимосвязи и зависимости между состоянием организмов и экологическими факторами.
Фенологические наблюдения на занятиях в детском объединении «Родничок» организованы и представлены педагогом как целенаправленный процесс восприятия периодических изменений, которые происходят в мире растений и животных.
Ознакомление с сезонными изменениями в природе наиболее эффективно и комплексно происходит на экскурсии — это занятие под открытым небом, которое позволяет в естественной обстановке познакомить обучающихся с объектами и явлениями природы. На экскурсиях обучающиеся узнают многое о смене времени года, характерном для нашего региона растительном и животном мире, взаимоотношениях человека и природы. Работа в объединении «Родничок» организована по природным циклам «Времена года», «Явления природы», «Наблюдение за птицами». И экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, формированию у обучающихся конкретных представлений о родной природе. Ознакомление с богатствами красок природы, ее звуков и запахов начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.
Для выявления уровня знаний, представлений о мире природы, педагогом применяются дидактические игры: «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное», которые систематизируют знания обучающихся о растениях, животных и имеющиеся у них представлений о природе.
Систематически организованные педагогом экскурсии для наблюдения за природой благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма на свежем воздухе. Обучающиеся испытывают радость и удовольствие от общения с природой, повышается жизненный тонус, что благотворно влияет на формирование ценных физических качеств, выносливости.
Для организации фенологических наблюдений в учебном кабинете педагогом используется познавательный «Центр природы», где находятся временные объекты и фиксируются периодические явления в жизни растений при определенных условиях. Например, осенью в центр природы помещаются растения с цветочной клумбы: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы), а во второй половине января в банки с водой помещаются срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени). Также в фенологическом центре производится выгонка луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). Обучающиеся здесь проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Таким образом, обучающиеся детского объединения «Родничок» учатся наблюдать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, их знания существенно расширяются.
На занятиях педагогом используется игровое пособие «Календарь природы» с целью систематического наблюдения за сезонными изменениями природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года. При этом совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект обучающихся и личность. У них формируется мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес, память. Обучающиеся приучаются к аккуратности и систематичности в работе, учатся любить и беречь родную природу, у них формируется чувство гордости за свой край.
Особую роль в системе работы с обучающимися по ознакомлению с миром природы педагог отводит фенологическим и экологическим рассказам как игровым методам обучения. Фенологический рассказ приурочен к какому-то определенному сезону или даже месяцу года. В него непременно включены фенологические ошибки. Задача обучающихся — найти их во время чтения педагогом рассказа, отметить ошибки, ответить на возникающие вопросы. В некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. Экологические рассказы посвящены правилам поведения в природе. Обучающимся необходимо найти в таких рассказах ошибки и объяснить их. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, которые ты не знаешь; почему нельзя убивать змей и т. п. Очень любят эти рассказы обучающиеся и соревнуются между собой в нахождении фенологических ошибок, пытаются самостоятельно сочинять небольшие рассказы.
Фенологические и экологические рассказы развивают наблюдательность, совершенствуют мыслительную деятельность: обучающиеся учатся находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Развивается связная речь: ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Развивается память, внимание, образное и вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности. Такие рассказы формируют у обучающихся экологическое мировоззрение, экологическое сознание.
Таким образом, организация фенологических наблюдений в детском объединении «Родничок» позволяет формировать представления о признаках и свойствах объектов и явлений неживой природы, характерных особенностях внешнего вида растений ближайшего природного окружения, животных и птиц, их потребностях и приспособленности к сезонным изменениям в природе родного края. В ходе наблюдений обучающиеся устанавливают простейшие причинно‐следственные связи, существующие в природе родного края. Кроме полученных знаний об объектах природы, обучающиеся учатся сопереживать, восхищаться, сочувствовать, а также проявлять познавательный интерес при общении с природой, осознавать роль человека в сохранении природы в различные времена года, осуществлять простые природоохранные мероприятия, тем самым у них формируется экологическое сознание.
Литература:
1. Веретенникова С. А. ознакомление дошкольников с природой. М: Просвещение, 1980
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011
3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М: ГНОМ, 2012