Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреев, А. П. Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.) / А. П. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13983/ (дата обращения: 23.12.2024).

Специальной школы для еврейских детей до революции 1917 г. в Якутске не было — они учились в русских школах. Читать и писать на родном языке грамотные евреи учили своих и других детей сами и или в частном хедере[1].

Впервые вопрос об открытии еврейской школы был поставлен И. Левиным в 1892 г. [1]. 17 мая 1913 г. председатель хозяйственного правления Якутского еврейского молитвенного дома Г. Кершенгольц обратился к инспектору народных училищ Якутской области В. П. Василевскому с просьбой об открытии при молитвенном доме казенной еврейской школы (хедера) для обучения еврейских детей закону иудейской веры, а также «чтению и письму по-еврейски». В прошении отмечалось, что община небогата и потому хотела бы открыть русско-еврейскую школу (еврейскую начальную школу) в виде еврейского казенного училища на основании Положения от 24 марта 1873 г. об учреждении двухклассных казенных мужских еврейских училищ. На эти цели община просила отпустить средства в сумме 1815 руб. [2].

Областное управление обратилось в центр генерал-губернаторства Иркутск с просьбой разрешить открыть и отпустить средства для русско-еврейской школы на основании того, что начальных учебных заведений в Якутске остро не хватает и многим приходится отказывать в приеме на учебу [3]. Политический ссыльный Самуил (Шмуль) Темкин обращался с прошением дать ему разрешение на звание учителя для обучения еврейских детей (меламеда), однако губернатор и инспектор народных училищ Якутской области отказали ему как осужденному за государственное преступление. Но рядовому 130-го пехотного полка Аарону Хаиму Юсель-Мойшовичу Страду было выдано свидетельство на звание учителя, дающее разрешение открыть частную школу для еврейских детей (хедер) [4].

Частное училище — хедер, открытое в 1913 г., в 1919 г. было преобразовано в однокомплектное 6-ое городское начальное училище (русско-еврейская школа), а в 1925 г. реорганизовано в советскую еврейскую школу.

14 сентября 1918 г. между Городской управой и гражданином Лукиным был заключен контракт об отдаче им в аренду на год дома в Талоозерной части города под Русско-еврейское училище. Заведующим стал учитель Расторгуев, председателем родительского комитета — Израиль Аронович Цугель. 8 октября в училище начались занятия, преподавался и закон Божий (священник Иосиф Жирков). Через год, в сентябре 1919 г., хозяйственное правление еврейской общины обратилось в Городскую управу с тем, чтобы в соответствии с решением последней, принятым еще до революции, передать под училище дом Малышева по Правленской улице рядом с синагогой и назначить еврейским национальным учителем Абрама Галин-Галера, а законоучителем — Аарона Страда, который к этому времени уже был раввином [5]. Заведовать училищем стала Анна Ивановна Титова, работавшая учительницей с 1899 г., имевшая звание народной учительницы и домашней учительницы арифметики. Учителем еврейского языка и еврейской истории стал Абрам Соломонович Галин-Галер, а вероучителем — Аарон Хаим Юсель-Мойшович Страд.

Занятия в обновленной школе начались 4 сентября 1919 г. В ней было два отделения: младшее (8 учеников) и среднее (16 учеников), всего 24 ученика (18 мальчиков и 8 девочек). Обе группы на последних уроках объединялись и учили еврейский язык и историю, а раз в неделю разучивали национальные песни. В субботу отдыхали. Была также вечерняя группа в 22 учащихся [6]. В других школах города училось 18 еврейских детей (11 мальчиков и 7 девочек) [7].

В 1920-е гг. началась борьба за ликвидацию неграмотности. Развитие образования, создание новых школ стало одной из приоритетных задач советского государства. При обследовании сети народного образования по Якутскому округу за 1925–1926 гг. выяснилось: в первой трудовой еврейской школе I ступени г. Якутска, располагавшейся по адресу ул. Строда, 4, педагогический персонал — один учитель и одна прислуга — содержался за счет местного бюджета. На 1 декабря 1925г. в школе обучалось 55 учеников, из которых 41 мальчик и 14 девочек. Учащиеся были разделены на три группы. В первой группе учились 18 мальчиков и 6 девочек, всего 24 ученика; во второй группе — 10 мальчиков и 3 девочки, всего 13 учеников; в третьей группе — 13 мальчиков и 5 девочек, всего 18 учеников. Из них пионерами были 16 мальчиков и 3 девочек, всего 19 пионеров [8].

Преподавание в школе шло на еврейском языке, но не вполне удачно: дети практически не слышали в семье еврейского разговора и потому трудно усваивали материал. Учебников, приобретенных за счет родителей учащихся, было 50 экземпляров. Евреи ходатайствовали о расширении и реорганизации их школы для превращения ее в настоящий культурный национальный центр [9].

В фондах Якутского архива хранится прошение представителя Якутской еврейской общины А. Б. Мордухова на имя наркома просвещения ЯАССР тов. Боярова от 5 мая 1927 г., где говорится о проблемах еврейской школы. А. Б. Мордухов в своем прошении изложил несколько предложений:

«1) Признать обязательным преподавание еврейской грамоты в тех школах, где имеются еврейские дети, или открытие еврейско-русской школы 1-ой ступени, 1-го концентра, подобно татарско-русской школе.

2) Помещение школы будет служить клубом, для чего просить выслать в Якутск хотя бы 2-х работников культуры, преподавателей еврейского и русского языков из Москвы. Для чего еврейская община, бедная средствами, согласна участвовать в финансировании этого дела. Трата средств, выделенных на содержание уже открытой школы, не отвечала в действительности поставленным целям:

1) Неподготовленность учительского персонала.

2) Нет самостоятельного помещения, из-за чего дети подвергаются антисемитским нападкам.

3) Преподавание ведется с 6 ч. вечера, а многие дети учатся со второй смены. Из-за этого из записанных 122 учеников посещаемость доходит только до 56 учеников» [19].

Преподаватель еврейской школы Гольдберг 28 апреля 1927 г. писал о том, что в жизни нации главную роль играет язык, а связывающая сила общины — синагога — ослабела, поэтому есть необходимость в создании еврейского культурного центра [11].

В 1926–1927 учебном году в еврейской школе 1-й ступени в Якутске было 4 группы [12]. Из 149 еврейских детей школьного возраста только 57 ребят учились в еврейской советской школе, в 1927–1928 учебном году в еврейской школе обучалось всего 32 школьника. Остальные обучались в других школах города [13].

Как уже отмечалось, работа еврейской школы была затруднена из-за проблем с учительскими кадрами. Большинство учеников относилось к неимущим слоям населения, к тому же у многих родители были лишены избирательных прав. В результате глубоких ассимиляционных процессов большинство не знало еврейского языка и плохо разбиралось в еврейской культуре. Кроме того, в этот период велась борьба с религией, которая была опорой еврейской культуры. Необходимо было решить вопрос о строительстве и оборудовании нового здания для еврейской школы, поскольку школа располагалась в не отвечающем требованиям помещении [14].

26 октября 1928 г. в комиссию по национальным меньшинствам при Центральном Исполнительном Комитете ЯАССР поступила докладная от заведующей Еврейской советской школой с просьбой о помощи для начала занятий в новом учебном году. Занятия не начались вовремя, в том числе из-за конфликта с новым заведующим школой. В 1927–1928 учебном году школа находилась в здании 2-ой советской школы I ступени (бывшем одноэтажном здании женской гимназии), которой в тот период заведовал А. И. Расторгуев. Занятия проходили в вечернее время с 6 до 8 часов вечера, и так продолжалось до конца учебного года, т. е. до июня 1928 г. В сентябре 1928 г. А. И. Расторгуев уволился, а пришедшая вместо него А. А. Сахарова резко выступила против того, чтобы еврейская школа находилась в здании ее школы. Одним из приведенных ею аргументов был тот, что еврейская школа будет третьей сменой, против которой выступает санитарный врач, хотя предыдущий заведующий был не против того, чтобы еврейская школа занималась в здании его школы. Завгорпроздрав (заведующий городским профсоюзом здравоохранения. — А.А.) не может или не хочет решать этот вопрос, было обещано отдать под еврейскую школу здание 5-ой школы, но уже заканчивался октябрь, а занятия в школе так и не начались [15].

Комиссия по национальным меньшинствам никакого прямого ответа не дала, и Еврейская советская школа, проработав три года, так больше и не открылась. Вскоре будут закрыты и другие школы национальных меньшинств — татарская и корейская.

На повестке дня были совсем другие вопросы.

 

Литература:

1.                 Национальный архив Республики Саха (Якутия), далее НА РС (Я). Ф. 343-и. Оп. 6. Д. 130. Л. 467.

2.                 НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 474. Лл. 1–2, 18.

3.                 Там же. Л. 2.

4.                 Там же. Л. 21, 25–27; Шелепнева С. К. Из истории учебных заведений города Якутска // Якутский архив. 2002. № 2. С. 109.

5.                 Гройсман А. Евреи в Якутии. Якутск, 1998. Ч. II. С. 13.

6.                 Там же.

7.                 Данные музея школьного образования г. Якутска.

8.                 НА РС (Я). Ф. 70. Оп. 1. Д. 85. Л. 188.

9.                 НА РС(Я).Ф. 50. Оп. 1. Д. 4587. Л. 4.

10.             НА РС (Я). Ф. 50. Оп. 1. Д. 4586. Л. 22.

11.             Там же. Л. 24, 25.

12.             Там же. Д. 4587. Л. 10.

13.             Там же. Д. 4576. Л. 50, 51.

14.             Там же. Д. 4587. Л. 3, 12.

15.             Там же. Оп. 1 (2). Д. 4597. Л. 17.

 



[1] Хедер — еврейская религиозная начальная школа.

Основные термины (генерируются автоматически): еврейская школа, Якутск, еврейский язык, ребенок, школа, русско-еврейская школа, ученик, Городская управа, Еврейская советская школа, Якутская область.


Похожие статьи

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Становление и общественно-политическая деятельность комсомольских организаций в дальневосточной деревне (1923–1925 гг.)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)

Развитие промышленности Ишима в условиях «военного коммунизма» (1919–1921 гг.).

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Вклад россиян в восстановление оросительных систем и развитие ирригационного строительства Хатлонской области Республики Таджикистан (1924–1930 гг.)

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее (вторая половина 30-х – начало 40-х гг. ХХв.)

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале XX в.

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Похожие статьи

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Становление и общественно-политическая деятельность комсомольских организаций в дальневосточной деревне (1923–1925 гг.)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)

Развитие промышленности Ишима в условиях «военного коммунизма» (1919–1921 гг.).

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Вклад россиян в восстановление оросительных систем и развитие ирригационного строительства Хатлонской области Республики Таджикистан (1924–1930 гг.)

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее (вторая половина 30-х – начало 40-х гг. ХХв.)

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале XX в.

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Задать вопрос