Авторы данной статьи провели анализ состояния церковных школ Боровского уезда на основе отчета Калужской епархии за 1891/1892 учебный год. В публикации будут приведены сведения об открывшихся и закрывшихся церковных школах, о состоянии школьных помещений, о лучших учителях, о количестве выпускников в 1892 году.
Ключевые слова: народное образование, Калужская губерния, конец XIX века, церковно-приходские школы, школы грамоты, Боровский уезд.
Калужский краевед В. Д. Лагутин отмечает, что в дореволюционный период во всех уездах Калужской губернии действовали церковные школы [1, с. 78]. Несмотря на то, что обучение было платным, стоимость его была гораздо ниже, чем в других учебных заведениях. Подобное обстоятельство делало церковные школы более доступными для широкого слоя населения губернии.
Основой изучения церковных школ Боровского уезда конца XIX века стал отчет о состоянии церковно-приходских школ Калужской епархии за 1891/1892 учебный год.Данный отчет гласит, что в указанном учебном году в Калужской губернии открылись 26 одноклассных церковно-приходских школ и 87 школ грамоты, из них в Боровском уезде были открыты Троице-Косяговская, Уваровская, Юрьевская школы. В этом же году в Калужской губернии было закрыто 26 школ грамоты, одну из них закрыли в населенном пункте Серединское Боровского уезда (там была открыта земская школа, в связи с чем школа грамоты перестала быть необходимой) [2, с. 2–3].
В 33 приходах Калужской губернии по разным причинам не было ни одной школы. Например, в Боровском уезде в селе Рышково не было церковной школы из-за малой численности населения и близкого расположения села к земской школе [2, с. 3–4]. К концу 1892 года в Боровском уезде было 10 школ грамоты [2, с. 47].
Боровский уезд в конце XIX века был населен большим количеством раскольников. Раскольнических приходов в 1891/1892 учебном году в Боровском уезде было 29, на них полагалось 6 церковно-приходских школ (Белкинская, Иклинская, Спасо-Прогнанская, Субботниковская, Федотовская, Ворсинская) и 6 школ грамоты (Николо-Лужецкая, Юрьевская, Зеленинская, Комлево-Уваровская, Русиновская и Косяговская). В остальных раскольнических населённых пунктах учащиеся посещали земские школы [2, с. 6–7].
Священники принимали непосредственное участие в открытии и поддерживании состояния церковных школ. Школа грамоты для девочек в селе Юрьевское была открыта благодаря диакону Сокольскому, он на свои деньги снимал здание для размещения школы. Строительству нового здания для церковно-приходской школы в Троице-Косягово поспособствовал церковный староста села Каменское, Николай Степанов. Священник села Ворсино и диакон села Боболи, Чистяков и Нимиров соответственно, получили в 1891/1892 учебном году грамоты за усердие [2, с. 17–18].
В учебно-воспитательном плане лучшими школами Боровского уезда в 1891/1892 учебном году считались Субботниковская, Бакинская, Иклинская, Ворсинская, Бобольская и Федотовская [2, с. 39–40]. Выдающимися учителями Боровского уезда были признаны И. Виноградов, Д. Чистяков, В. Предтеченский и учительница Кузьмина. Эти люди с особым усердием относились к обязанностям педагога [2, с. 20–22].
В Боровском уезде были учителя с различным опытом работы, в отчете за 1891/1892 год приведены некоторые из них. Учитель Чистяков (Ивангорская школа) и псаломщик Виноградов (Нижневская школа) вели преподавательскую деятельность с 1880 года. Священник Синицын (Зеленинская школа) преподавал с 1882 года. Учительница Сахарова (Деревеньковская школа) работала с 1866 года, а учительница Воскресенская (Градо-Боровская школа) начала учить детей в 1873 году [2, с. 22–23].
В Калужской губернии в 1891/1892 году было построено 22 новых школьных здания. В Боровском уезде появилось 2 новых помещения для школ в селе Троице-Косягово и селе Каменское.
Учебный год начинался с сентября и длился до мая [3, с. 161]. В большинстве церковно-приходских школ Боровского уезда занятия проходили вполне удовлетворительно. Низкие результаты обучения были зафиксированы в Ивано-Горской и Спасо-Прогнанской школах, одной из причин этого стала частая смена педагогического состава [2, с. 31].
В Боровском уезде в 1891/1892 учебном году окончили курс церковной школы 50 человек, из них мальчиков было 36, девочек — 14. Льготную воинскую повинность за хорошие результаты сдачи экзаменов получили 32 мальчика, остальные мальчики стали выпускниками без льготы [2, с. 34–35]. Современная исследовательница Паршикова А. А. отмечает, что сдача экзаменов проходила в уездных земских школах, а не в самих церковных учебных заведениях. Следует подчеркнуть, что результаты экзаменов влияли на срок воинской службы, так после успешной сдачи экзаменов мальчики могли получить льготное свидетельство, благодаря которому сокращалась воинская повинность [3, с. 161]. Всего в Боровском уезде в 1891/1892 году числилось 314 учащихся.
В Боровском уезде церковные хоры были организованы в Белкинской, Ворсинской и Бобольской школах. Все песнопения во время праздничных богослужений в храмах исполнялись певчими. В состав хора входило в среднем от 8 до 35 человек [2, с. 35].
Книги для внеклассного чтения в большинстве школ были в ограниченном количестве (от 4 до 40 экземпляров на школу). Белкинская школа Боровского уезда была лучше остальных оснащена книгами, в ней было около 230 экземпляров. Книги для внеклассного чтения в церковно-приходских школах были преимущественно религиозно-нравственного содержания [2, с. 41–42].
В Боровском уезде в 1891/1892 учебном году было 10 школ грамоты, особое внимание стоит уделить школе в Русиново. Члены действовавшего в Боровском уезде Боровского отделения Епархиального Училищного Совета, Русиновскую школу грамоты ставили наравне с лучшими одноклассными церковно-приходскими школами уезда. Учителем в этой школе был крестьянин Иван Соловьев, именно благодаря его усердным стараниям и педагогическим навыкам ежегодно от 5 до 10 учеников Русиновской школы успешно сдавали экзамен на получение свидетельства на льготу. Отмечается, что в 1892 году свидетельства на льготную воинскую повинность были вручены 8 учащимся [2, с. 49–50].
В 1891/1892 учебном году в Боровском уезде было 17 церковно-приходских школ и школ грамоты с совместным обучением мальчиков и девочек и 1 школа грамоты, предназначенная для обучения в ней только девочек.
Ведомость о школьных помещениях Боровского уезда в 1891/1892 году хранит информацию о том, что в этот период времени в уезде было 8 церковно-приходских школ и 10 школ грамоты. В собственных школьных домах располагались 6 церковно-приходских школ, в наемном доме — 1, в частной квартире также находилась 1 школа. Школы грамоты в большинстве своем размещались в частных домах (таких школ было 6), в наемных домах занятия проводились у двух школ грамоты, одна школа имела собственное помещение и еще одна располагалась в церковной сторожке [2, с. 54–55].
Удобных зданий в Боровском уезде всего было 10 (из них 6 принадлежали церковно-приходским школам, остальные 4 — школам грамоты), неудобных помещений было 8 (у церковно-приходских школ — 2 таких помещения, у школ грамоты — 6). В уезде исследуемый период не значилось ни одной церковной школы с принадлежащим ей земельным участком для разведения сада и огорода. В период с 1891 по 1892 г. в уезде было построено одно новое здание для школы грамоты.
Таким образом, обучение в церковных школах Боровского уезда Калужской губернии проходило не однородно, некоторые школы сумели продемонстрировать хороший уровень подготовки учащихся, о чем свидетельствует получение льготной воинской повинности. Были школы, в которых обучение проходило не столь результативно в связи различными неблагоприятными факторами. Главным достоинством церковных школ можно считать финансовую и территориальную доступность обучения, что позволяло получать образование многим жителям уезда.
Литература:
- Лагутин, В. Д. Краткие очерки истории народного образования Калужского края / В. Д. Лагутин. — Калуга, 1993. — 212 с.
- Отчет о состоянии церковно-приходских школ Калужской епархии за 1891/1892 учебный год. Калуга: Типография Губернского Правления, 1893. — 59 с.
- Паршикова, А. А. Церковно-приходская школа с. Белкино / Паршикова А. А. // Боровский краевед. Вып. 7. — Боровск, 1997. — С. 160–166.