В современном российском обществе бытует мнение, что бюджет нашей страны целиком и полностью зависит от продаж нефти, газа и других полезных ископаемых. Некоторые экономисты говорят о критическом значении в 70 %, другие называют 40 %, однако и те, и другие часто используют лишь сухие цифры, не подкрепляя это никакими фактами. Я же, в своей статье хочу попытаться разобраться в истинных цифрах, которыми характеризуют зависимость России от экспорта нефтегазового сектора.
В первую очередь, стоит отметить, что помимо федерального бюджета существует так же и консолидированный бюджет субъектов РФ, представляющий из себя свод региональных и местных бюджетов. Ввиду того что говорить о структуре доходов только одного из них, в корне неверно, рассмотрим оба бюджета. Для этого стоит начать с рассмотрения динамики исполнения доходов и расходов федерального бюджета РФ за 1997–2013 год.
*Подсчитано согласно ФЗ об исполнении федерального бюджета.
Из данной таблицы видно, что доходы федерального бюджета начиная с 2000 года неуклонно превышали расходы вплоть до 2009 года, когда наступил мировой финансовый кризис. С тех пор ситуация несколько выровнялась, однако остается все еще шаткой и сохраняется небольшой дефицит бюджета.
Приведем ниже таблицу среднегодовой стоимости барреля нефти за тот же период.
*Источник: Energy Information Administration (за основу взята цена нефти марки Brentна европейском рынке)
Безусловно можно сказать, что наблюдается некоторая зависимость между ценой на нефть и наполнением федерального бюджета. Однако, она далеко не прямая, особенно это заметно по периоду с 1997 до 2003, когда цена на нефть хоть и выросла, но отнюдь не пропорционально с доходами бюджета в эти годы. А вот начиная с 2008–2009 года, после событий на мировой финансовой арене и спада промышленного производства данная тенденция проявляется все более ощутимо.
Для дальнейшего понимания ситуации необходимо обратиться к структуре доходов федерального бюджета на примере 2013 года.
*Источник: Министерство финансов РФ
Согласно данной диаграмме, если мы говорим о доходах в бюджет исключительно за счет реализации полезных ископаемых, видно, что федеральный бюджет состоит на 20 % (2555 млрд. рублей) из налогов и сборов за пользование природными ресурсами и на 38 % (5010 млрд. рублей) из доходов от внешнеэкономической деятельности, однако в свою очередь доходы от ВЭД делятся на: ввозные таможенные пошлины (19 %) и вывозные таможенные пошлины (81 %) [2].
Так как мы говорим о существовании зависимости от продажи нефти дальше стоит рассматривать только вывозные таможенные пошлины.
*Источник: Федеральное казначейство РФ
Стоит отметить что товары, выработанные из нефти по сути уже не являются полезными ископаемыми в чистом виде, поэтому их нельзя отнести к категории нефтегазовых доходов РФ. Так же убирая прочие вывозные пошлины (1 %), остаются вывозные пошлины на газ (12 %) и сырую нефть (57 %). Согласно федеральному казначейству за 2013 год вывозные пошлины на нефть составили 2 333 млрд. рублей, а на газ 479 млрд. рублей [2]. Итого 2812 млрд. рублей (или 56 % от доходов ВЭД) составил доход в федеральный бюджет от ведения внешнеэкономической деятельности по статье продажи нефти и газа. Если сложить это с налогами и сборами за пользование природными ресурсами получится 5367 млрд. рублей. Таким образом, можно говорить, что федеральный бюджет, который составляет 13020 млрд. рублей состоит на 5357 млрд. рублей (или на 41 %) из доходов, полученных от продажи и реализации нефтегазовой отрасли.
*Источник: подсчитано автором
Следуя формированию бюджета РФ необходимо обратить внимание также на консолидированный бюджет субъектов РФ, который составил за 2013 год 8165 млрд. рублей, при этом, как видно из диаграммы, в отличии от федерального бюджета, в его структуре практически нет доходов от продаж на экспорт в нефтегазовом секторе.
*Источник: Федеральное казначейство РФ
Таким образом, если рассматривать весь бюджет РФ с учетом и федерального и консолидированного, который составит в итоге 21165 млрд. рублей то доля доходов от нефтегазового сектора в нем составит лишь 25,35 % (или 5367 млрд. рублей). Безусловно данный подсчет является лишь оценочным без принятия в расчет множества малозначительных факторов, которые в свою очередь хоть и могут показать данную картину точнее, общее представление существенно не изменят.
Подводя итог нужно отметить что согласно простым подсчетам, как минимум каждый 4 рубль идет в казну РФ за счет продажи углеводородов. Такую ситуацию нельзя назвать обнадеживающей, и зависимость от нефтегазового сектора более чем чувствуется, особенно это заметно в момент резкого изменения цены на нефть на мировом рынке. Если консолидированный бюджет еще может существовать отдельно от мировых цен на нефть, то федеральный, который согласно подсчетам выше, состоит минимум на 41 % из доходов от продажи углеводородов, безусловно нет. При этом тенденция такой зависимости сохраняется уже не одно десятилетие, не позволяя другим секторам экономики (в первую очередь промышленности) выйти на достойный уровень. Безусловно нельзя уйти от полной зависимости от нефтегазового сектора, практически половина которого направлена на нужды внутреннего рынка, и газ и бензин просто необходимы для населения страны. Однако, диверсифицировать экспорт и изменить экспортную политику в целом, изменить структуру доходов вполне реально и более того, просто необходимо сделать, путем перенаправления доходов от нефтегазового сектора в наукоемкий, в развитие предприятий, заводов, фабрик, в конце концов в дотации частного бизнеса.
В 21 веке роль высоких технологий и наукоемкого труда принимает еще больший масштаб чем, когда –либо до этого. Прежние ценности уходят на второй и третий план. И если еще 100, 200 или 300 лет назад, практически с полной уверенностью можно было предписывать страну к первому эшелону лишь судя по ее размерам на карте и масштабу войск, то сейчас на роль мировых лидеров вполне могут претендовать едва заметные на карте страны, Япония или Германия этому хороший пример. Процесс переосмысления данных ценностей уже давно начат, но еще отнюдь не закончен, поэтому у России есть и шанс, и время и возможности перейти на инновационную схему развития, ведь никто не говорит и об обратном — большая страна точно так же может претендовать на роль лидера — США или КНР этому так же пример. Однако, роль углеводородов неизменно будет стремиться все более и более вниз, создаются новые источники энергии, вводятся новые технологии, получается создавать все более наукоемкие материалы и приборы.
Доходы от таможенных пошлин в федеральный бюджет США составляют 1 %, а сам федеральный бюджет США превышает федеральный бюджет России в 11 раз, при этом население США больше всего лишь в 2 раза [12]. Это яркий пример того, что инновационный путь развития не только работает на деле, но и создает качественные условия для жизни в стране, удовлетворяя все более изощренные потребности человека, а не это ли важнейшая задача экономики?
Литература:
1. Министерство финансов РФ Электронный ресурс: http://minfin.ru/ru/
2. Годовой отчет об исполнении бюджета РФ за 2005–2013 года Электронный ресурс: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/
3. Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 52-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2004 год»
4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 30-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2003 год»
5. Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 35-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2002 год»
6. Федеральный закон от 07.06.2003 N 67-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2001 год»
7. Федеральный закон от 23 апреля 2002 г. N 39-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2000 год»
8. Федеральный закон от 19.06.2001 N 80-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 1999 год»
9. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»
10. Федеральный закон от 26.02.1997 N 29-ФЗ (ред. от 09.01.1998) «О федеральном бюджете на 1997 год»
11. Energy Information Administration Электронный ресурс: http://www.eia.gov/
12. Federal Revenue: Where Does the Money Come From Электронный ресурс: https://www.nationalpriorities.org/budget-basics/federal-budget-101/revenues/