Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.11.2014

Статья просмотрена: 934 раза

Библиографическое описание:

Крымская, Ю. А. Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах / Ю. А. Крымская, С. Н. Ячинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13654/ (дата обращения: 16.12.2024).

Одной из задач реформы высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Основу профессиональной компетентности высококвалифицированных специалистов составляет предметная подготовка, в том числе и математическая, включающая в себя гибкость, критичность мышления, систематичность знаний, творческое саморазвитие. Высокий уровень математического развития способствует повышению уровня профессионализма. В связи со всем выше сказанным возникает необходимость повышения уровня качества обучения на фоне сокращения количества учебных часов на изучение математики в технических вузах.

Одним из способов повышения качества обучения математике является применение в образовательном процессе методов, направленных на становление и развитие познавательной активности и самостоятельности. Педагогическая технология развития критического мышления способствует активизации учебной деятельности, мотивации обучения и тем самым повышению его качества. С методической точки зрения данная технология — это система различных приемов, объединяющих все виды учебной деятельности, включающая модульное обучение, проблемное обучение, технологию учебной дискуссии и т. д.

Основу технологии развития критического мышления составляет модель трех стадий: «вызов — реализация (осмысление) — рефлексия (размышление)».

Первая стадия — стадия вызова. Основная цель данной стадии — актуализация имеющихся знаний об изучаемом предмете, обсуждение и запись всей информации, например, в виде верных и неверных утверждений. Применяются различные приемы такие как: графическая систематизация с помощью таблиц или кластеров, рассказ-предположение по ключевым словам, составление списка «известной информации» и т. д. Работа на данной стадии осуществляется как индивидуально, так и в группах. Все применяемые на стадии вызова приемы способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

Вторая стадия — стадия осмысления. На данной стадии происходит первое знакомство с новой информацией, представленной либо в виде лекции, либо фильма, либо текста учебника. Далее происходит анализ новых знаний, соотнесение их ранее изученными и систематизация старых и новых знаний. Этому способствуют такие приемы как: ведение записей (двойные дневники, бортовые журналы), маркировка с использованием значков «+», «–»,«?», «v» («+» — то, что явилось интересным и неожиданным, «–» — то, что противоречит представлениям, «?» — то, о чем хотелось бы узнать подробнее, «v» — то, что уже известно), поиск ответов на поставленные в первой части вопросы и т. д. Учащиеся на стадии осмысления учатся формулировать умозаключения, делать выводы, работая индивидуально и в парах.

Третьей стадия — стадии рефлексии характерна творческая переработка, анализ, интерпретация и оценка изученной информации. На данной стадии первоначальные представления об изучаемом предмете переформировываются путем включения в них новых понятий. На этой стадии применяются такие методические приемы как: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; организация устных и письменных круглых столов и дискуссий; написание творческих работ; ответы на поставленные вопросы; исследования по отдельным вопросам темы и т. д. Возможны различные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Проиллюстрируем применение данной технологии на примере изучения дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика».

На первой лекции, на стадии вызова студентов можно разделить на группы, каждой из них дать текст, содержащий предложения, относящиеся к теме лекции «Предмет теории вероятностей и математической статистики. Основные понятия теории вероятностей» и попросить поставить около каждого предложения либо ложно, либо верно. А затем заполнить всем вместе таблицу (таблица 1) на доске и сообщить тему лекции.

Таблица 1

 

Теория вероятностей

Ложно-верно

1

Теория вероятностей — математическая наука, изучающая закономерности случайных явлений.

 

2

Большой вклад в развитие теории вероятностей как науки внес Якоб Бернулли.

 

3.

В XIX– начале XX в. в. теория вероятностей становится отдельной математической наукой.

 

4

Событие называется невозможным, если в результате испытания оно обязательно должно произойти.

 

5

Событие называется достоверным, если в результате испытания оно вообще не может произойти.

 

6

Вероятность достоверного события равна единице.

 

7

Вероятность невозможного события равна нулю.

 

8

Вероятность случайного события может быть отрицательной.

 

 

На стадии осмысления группам предлагается текст лекции и дается задание заполнить «двухчастный дневник» (таблица 2).

Таблица 2

Основные этапы развития теории вероятностей/ Основные понятия теории вероятностей

Определение

 

 

 

На стадии размышления обсуждается и выносится на доску таблица 2. Далее возвращаемся к таблице 1, заполненной на стадии вызова, и каждый оценивает себя. В группах составляется кластер (рис.1) по теме лекции, который по мере изучения дисциплины постепенно заполняется, тем самым, способствуя систематизации знании по ней.

Организационная диаграмма

Рис. 1

 

Безусловно, активные методы обучения требуют много учебного времени, что может привести к невыполнению учебного плана и снижению качества образования. Но с другой стороны, на занятиях студенты активны, много работают самостоятельно, тем самым повышается мотивация обучения, а значит и эффективность занятий, учебный материал усваивается наиболее полно, постоянно растет мастерство педагога, а значит, повышается качество образования. При определенной подготовке преподаватель может организовать чередование занятий в активной и традиционной форме таким образом, чтобы выполнялся учебный план. Кроме того, повышение мотивации к обучению, происходящее при применении активных форм на занятиях, позволяет часть тем дисциплины предложить на самостоятельную проработку, активизируя тем самым самостоятельную работу.

Обучение в рамках данной технологии развития критического мышления способствует повышению мотивации обучения, студенты учатся самостоятельно строить умозаключения, логические цепочки доказательств, выражать свои мысли, свое собственное мнение, у них формируются качества мышления, характерные для математической деятельности, а затем и для профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Крымская Ю. А., Титова Е. И., Ячинова С. Н. Профессиональная подготовка строителей через решение математических задач / Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — С.168.

2.                  Куимова Е. И., Куимова К. А., Ячинова С. Н. Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений / Молодой ученый. — 2014. — № 2(61). — С.775–777.

3.                  Куимова К. А., Куимова Е. И., Ячинова С. Н. К вопросу преподавания дисциплины «Спецглавы математики» / Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1011–1014.

4.                  Ячинова С. Н., Гудкова В. С. Мотивация обучения студентов посредством моделирования / Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С.1141–1144.

Основные термины (генерируются автоматически): теория вероятностей, критическое мышление, стадий, стадий вызова, стадий осмысления, таблица, математическая статистика, мотивация обучения, учебная деятельность, учебный план.


Похожие статьи

Пути повышения качества обучения математике студентов технических вузов

Пути повышения качества обучения математике студентов экономических специальностей

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Проблемы формирования культуры взаимоотношений педагогов и студентов в вузе

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки

Похожие статьи

Пути повышения качества обучения математике студентов технических вузов

Пути повышения качества обучения математике студентов экономических специальностей

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Проблемы формирования культуры взаимоотношений педагогов и студентов в вузе

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки

Задать вопрос