В современных условиях Узбекистана возрастают требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и творческим способностям, следовательно, возникает проблема сформировать у каждого члена общества потребность в постоянном повышении своего образовательного уровня (мотивацию учения). Наличие такой потребности — необходимый признак гармонично развитой личности. Решая важную задачу — научить молодых людей учиться самостоятельно — необходимо сделать акцент на развитие индивидуальных особенностей каждого, в том числе и индивидуальных особенностей мотивации
Преподаватель, занимающийся обучением должен стоять на высшей ступени, профессионализма, который имеет и знания своего предмета, и навыки преподавания. Его основной задачей является не передача знаний и навыков, а помочь студентам в поиске своего индивидуального пути и понимания этих знаний и навыков. Поэтому мудро и умело, используя педагогические технологии, преподаватель дает возможность студенту в начале, самому определиться в необходимости тех или иных тем предмета, того или иного материала.
Неоценима помощь в освоении студентами предмета Детали машин — принося умело подобранные примеры к каждой теме. Не случайно, еще Ньютон говорил о том, что при изучении наук примеры не менее поучительны, чем правила. Но необходимо всегда помнить о научности лекции, нельзя низводить читаемый курс к некоторому упрощению занимательному предмету типа «занимательной физики», т.е. подменять научное изложение научно-популярным.
Одна из функций вузовского педагога — воспитывать у студентов волю к обучению. Прием воспитания воли на занятиях — это создание определенной «напряженности» мыслительной деятельности. Разъяснение материала рассматривается как помощь в преодолении трудности самостоятельной деятельности, но оно не должно быть чрезмерным, лишающих их умственного труда. Это решается выдачей заданий для самостоятельного анализа факторов, например, на прочность зубьев, на жесткость валов и осей, на ресурс подшипников качения с последующим разбором в аудитории и оценкой лучших вариантов решения.
При изложении курса на лекциях уделяется внимание и со стороны студентов вызывает интерес освещение особых обстоятельств, которые допускают отказ от выработанных норм и оправдывают «профессиональный риск» (примеры с применением радиальных шарикоподшипников на тихоходных валах с повышенными углами перекоса колец-15º, устойчивая работа роторов в зарезонансном режиме и др.)
Благодатным материалом для активизации познавательной деятельности студентов при изучении предмета «Детали машин» является анализ ошибочных решений. Освещение ярких технических неудач в практике заводов, специфических затруднений и показательных ошибок при создании новых конструкций машин всегда повышает у студентов внимание, особенно если им поручается самостоятельно вскрывать причины ошибок.
Главное, что студенты должны быть подготовлены к самостоятельному решению проблем, т.е. уметь уже более или менее анализировать, синтезировать, абстрагировать, обобщать, рассуждать, правильно строить умозаключения и т.д. На занятиях можно применить раздаточный материал, где могут быть представлены виды повреждения машин, валов, шестерен звездочек цепей и т.д. Студентам предлагается проанализировать как повысить прочность, или пластичность, или уменьшить нагрузку, или увеличить износостойкость деталей –в зависимость от предлагаемого задания. Если студент не справляется с заданием, то задание предлагается другому студенту и потом анализируется. Слабому студенту выдается задание на уровень проще.
Методический прием на «ошибках учатся» приведет еще к более эффективному результату, если будет произведен анализ перед всей группой.
Для пробуждения интереса к конструированию по линии студенческое творчество всем желающим предлагается принять участие в разработке эскизов или схем конструкций периодически обновляемых идей.
Литература:
1. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: из опыта работы: пособие для учителей / Р.И. Малафеев. — М.: Просвещение, 1980. — 127 ?.
2. Ильин, В. А. Особенности современного физико-математического образования / В. А. Ильин, Г. Ф. Михайлишина, Т. А. Ширина // Высшее образование сегодня, 2011. — № 12. — С. 53–56.
3. Платонова, А. С. Информационное обеспечение педагогической инновации при усвоении курса физики / А. С. Платонова // Инновации в образовании, 2011. — № 2. — С. 48–64.