Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: характеристика общественных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, Т. Ю. Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: характеристика общественных отношений / Т. Ю. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13202/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

Сущностные характеристики общественных отношений в сфере государственного управления санаторно-курортным обеспечением детей на современном этапе развития украинского общества остаются мало изученными, а потому вызывают большой научный интерес. Так, до настоящего момента малоизученным с позиций комплексного анализа продолжает оставаться понятие «ребенок» как объект общественных отношений в сфере санаторно-курортного обеспечения. Определенными сложностями и особенностями характеризуется действующая в этой сфере нормативно-правовая база, что влияет на эффективность реализации государственного управления. Мало изученными остаются современные приоритеты зарубежного опыта государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей с целью его адаптации в Украине. Поэтому цель настоящей работыпредусматривает, прежде всего, исследование государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей сквозь призму основных характеристик общественных отношений в этой сфере.

Комплексный анализ содержательных характеристик понятия «ребенок» как объект государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения показывает, что эта специфическая категория населения в контексте реализации задач социальной политики государства требует особой заботы и защиты. Прежде всего, это объясняется дихотомическими свойствами самого объекта как общего элемента социальной системы и как специфического элемента подсистемы социальной защиты [1]. Наднациональное измерение управленческих подходов в санаторно-курортном обеспечении детей позволяет выделить три категории получателей таких услуг в рамках семейно-статусного определения (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) [2].

На национальном уровне категориальный перечень детей, имеющих право на санаторно-курортное обеспечение, значительно шире. Так, в Законе Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей» [3] на законодательном уровне определены такие категории детей: дети-сироты (1); дети, лишенные родительской опеки (2); безнадзорные и беспризорные дети (3); дети-инвалиды (4); дети, пострадавшие от последствий Чернобыльской катастрофы (5); дети, пострадавшие в результате стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф (6); дети из многодетных и малообеспеченных семей (7); дети, родители которых погибли от несчастных случаев на производстве или при исполнении служебных обязанностей (8); дети, которые находятся на диспансерном учете (9); талантливые и одаренные дети — победители международных, всеукраинских, областных, городских, районных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад, отличники учебы, лидеры детских общественных организаций (10); детские творческие коллективы и спортивные команды (11); дети работников агропромышленного комплекса (12); дети работников социальной сферы села (13); дети, которые нуждаются в особых условиях для оздоровления, дети с особыми физическими и психическими потребностями, которые не могут находиться в учреждениях оздоровления и отдыха самостоятельно, требуют индивидуального ухода и создания специальных условий (14); дети, которые находятся на диспансерном учете (15).

Таким образом, основополагающими принципами включения в этот перечень определенных категорий детей следует считать: сложные социальные проблемы или проблемы здоровья; определенные статусные или личные достижения ребенка; общественная активность ребенка; территориальная принадлежность ребенка (сельские дети); профессиональная ориентированность семьи (дети работников агропромышленного комплекса). Таким образом, вышеуказанные разграничения позволяют сформулировать вывод о том, что в методологическом плане государственное управление санаторно-курортным обеспечением детей в Украине осуществляется на основе социально-защитного, социально-адаптивного, лидерско-ориентированного и гуманизационного подходов.

Анализ содержания законов и других нормативно-правовых документов позволяет утверждать, что на протяжении новейшей истории государства Украина в сфере санаторно-курортного обеспечения детей состоялась трансформация механизмов государственного управления этой сферой. Наиболее значимой она была для таких механизмов: идеологических (от лечения к отдыху), организационных (устойчивый тренд на доминирование амбулаторных организационно-правовых форм обеспечения над стационарными), институциональных (неоднократное изменение национальных координаторов, постоянный президентский, правительственный и парламентский контроль), финансовых (замена натуральных услуг на денежные формы обеспечения), функциональных (перераспределение полномочий в удовлетворении санаторно-курортных нужд с центрального на региональный и местный уровень) и правовых основ (преобладание подзаконных актов на законодательными при регулировании общественных отношений в сфере санаторно-курортного обеспечения детей) государственно-управленческой деятельности.

Определено, что детские санаторно-курортные учреждения и детские учреждения оздоровления и отдыха является институтами, в которых происходит социализация ребенка в условиях формирования гуманистического здоровьеформирующего пространства.

Объектами управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине выступают определенные группы детей, первоочередность права которых на получение санаторно-курортного обеспечения закреплена в действующем законодательстве Украины, а на практике реализуется с учетом принципа поэтапного социального включения по следующим приоритетным направлениям:

-        здоровьесберегающее включение, которое предусматривает программное включение детей, состоящих на диспансерном учете;

-        социально-защитное включение, которое предусматривает программное включение детей следующих категорий: дети-сироты; дети, лишенные родительской опеки; безнадзорные и беспризорные дети; дети-инвалиды; дети, пострадавшие от последствий Чернобыльской катастрофы; дети, пострадавшие в результате стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф; дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети, родители которых погибли от несчастных случаев на производстве или при исполнении служебных обязанностей; дети, которые нуждаются в особых условиях для оздоровления; дети с особыми физическими и психическими потребностями, которые не могут находиться в учреждениях оздоровления и отдыха самостоятельно, требуют индивидуального ухода и создания специальных условий;

-        социально-мотивационное включение, которое предусматривает программное включение детей следующих категорий: талантливые и одаренные дети (победители международных, всеукраинских, областных, городских, районных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад, отличники учебы, лидеры детских общественных организаций); детские творческие коллективы и спортивные команды;

-        социально-адаптационное включения, которое предусматривает программное включение детей следующих категорий: дети работников агропромышленного комплекса; дети работников социальной сферы села.

Сравнительный анализ международных подходов к решению проблем санаторно-курортного обеспечения детей показывает, что государственная политика многих стран сегодня переживает период трансформации управленческих подходов в этой сфере. Так, к 2000 году страны постсоветского пространства применяли традиционную модель управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, основанную на административно-командном подходе. После 2000 года с внедрением рыночных основ хозяйствования, в системе санаторно-курортного обеспечения детей постепенно стала преобладать страховая модель управления с различными организационно-правовыми формами предоставления санаторно-курортных услуг. Но принципиальным отличием зарубежных подходов управления от отечественных следует считать максимизацию лечебно-реабилитационных услуг в системе государственного заказа на санаторно-курортные услуги для детей и минимизацию такового по направлениям «отдых и оздоровление» [5]. Более того, в странах Европейского Союза санаторно-курортное обеспечение детей как составляющая государственной политики социальной защиты только частично интегрирована в систему страховой медицины (медицинская реабилитация, санаторное лечение). В подавляющем большинстве европейских стран состоялась ее интеграция в сферу туризма и рекреации (особенно компонента отдыха), что не предусматривает прямых бюджетных расходов по этому направлению [6]. Внедрение международного опыта в национальную модель государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине предусматривает поэтапный переход тетравалентной системы санаторно-курортного обеспечения детей (лечение, реабилитация, оздоровление и отдых) в бивалентную (лечение, реабилитация), которая в современных условиях представляется более обеспеченной с экономической точки зрения.

Таким образом, исследование государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей сквозь призму основных характеристик общественных отношений в этой сфере позволяет сделать несколько научных выводов: объектом управления в сфере санаторно-курортного обеспечения выступает ребенок с его индивидуальными и групповыми потребностями, которые формируются на основе здоровьесберегающего, социально-защитного, социально-мотивационного и социально-адаптационного включения в профильные общегосударственные и региональные программы; государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей имеет национальное и наднациональное измерение; международный опыт управления в этой сфере показывает необходимость сокращения государственных программ до экономически обоснованных потребностей в лечении и медицинской реабилитации, что автоматически переводит сферу оздоровления и отдыха в приватный сектор управления.

 

Литература:

 

  1. Кравченко М. В. Система социальной защиты населения как объект государственной политики: методология и практика. Монография. Киев. 2012. 451 с.
  2. Модельный закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, закон от 08 дек. 1998 № 12–4. URL: http: //www.rada.gov.ua.
  3. Об оздоровлении и отдыхе детей: Закон Украины от 4 сент. 2008 года № 375. URL: http: //www.rada.gov.ua.
  4. Кривачук Л. Ф. Государственная политика в сфере охраны детства в Украине: формирование и реализация. Монография. Львов.2012. 480 с.
  5. Formy leczenia uzdrowiskowego. NFZ. URL: http: //www.nfz-bialystok.pl.
  6. Promotion of the Tourist Image of European Destinations on competitive International Markets. Madrid: WTO, 2002. 135 p.
Основные термины (генерируются автоматически): санаторно-курортное обеспечение детей, государственное управление, сфера, Украина, санаторно-курортное обеспечение, программное включение детей, ребенок работников, агропромышленный комплекс, государственная политика, комплексный анализ.


Похожие статьи

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы

Государственное управление здравоохранением: экономическая сущность, проблемы и особенности здравоохранения в малых городах

Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений

Нормативно-правовое регулирование служебного времени сотрудника органов внутренних дел: историко-правовой анализ

Особенности административно-правового регулирования семейно-бытовых отношений в Республике Казахстан

Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Похожие статьи

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы

Государственное управление здравоохранением: экономическая сущность, проблемы и особенности здравоохранения в малых городах

Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений

Нормативно-правовое регулирование служебного времени сотрудника органов внутренних дел: историко-правовой анализ

Особенности административно-правового регулирования семейно-бытовых отношений в Республике Казахстан

Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Задать вопрос