Сегодня вопросу правового регулирования служебно-трудовой деятельности сотрудников ОВД уделяется особое внимание, что подтверждается многообразием научных исследований и плюрализмом мнений ученых по рассматриваемому вопросу [1, с. 326].
Для наиболее точного и правильного понимания сущности института рабочего (служебного) времени сотрудников ОВД обратимся к историко-правовому анализу становления и развития рассматриваемого института, а также особенностей правового регулирования служебно-трудовой деятельности сотрудников ОВД на различных исторических этапах [2, c. 73].
Считаем целесообразным рассмотреть указанный аспект с позиции деления его на три периода: дореволюционный, советский и современный.
Обращаясь к ретроспективе, стоит отметить, что начало регламентации трудовой деятельности полиции приходится на 1917 год, когда были приняты постановления Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Об утверждении временного положения о милиции» [3, с. 165]. Названные нормативные акты содержали лишь несколько обособленных положений относительно рабочего времени сотрудников полиции и стали основой дореволюционного периода становления и развития законодательства о труде сотрудников ОВД. Данные положения также послужили основой для принятия в 1918 году первого российского Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ), действие которого было направлено на регулирование взаимоотношений между трудящимся (работником) и работодателем. В частности, впервые Кодекс закрепил понятия, необходимые для полноценного понимания норм закона и их применения [4, с. 19].
Стоит отметить, что продолжительность рабочего дня варьировалась на протяжении длительного периода времени. Так, в 1897 году согласно Фабричному законодательству Российской Империи, продолжительность рабочего дня составляла 11,5 часов, в 1917 году согласно вышеназванным постановлениям Временного правительства — 8 часов, в 1918 году согласно положениям КЗоТ продолжительность рабочего дня осталась прежней (8 часов) [5, с. 82].
Новый КЗоТ был принят в 1922 году и практически не отличался от КЗоТ 1918 года. При этом, действовал он практически четверть столетия.
В 1925 году Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (далее — ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (далее — СНК) был утвержден Декрет, закрепивший дополнительные гарантии труда работников милиции в Положении «О службе рабоче-крестьянской милиции» [6, с. 12]. Указанное Положение действовало вплоть до 1931 года, а впоследствии было отменено в связи с принятием Постановления СНК СССР, утвердившим Всесоюзное Положение «О рабоче-крестьянской милиции». Приведенный нормативный правовой акт впервые закрепил положение, согласно которому на работников милиции положения общего законодательства о труде не распространяются, поскольку все вопросы, связанные с прохождением службы работников милиции призваны регулировать Уставы о службе рабоче-крестьянской милиции, разработка и утверждение которых являлась прерогативой начальников главных управлений милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР (далее — НКВД).
Интересным представляется тот факт, что действующее законодательство, наоборот провозглашает, регламентацию служебно-трудовой деятельности сотрудников ОВД нормами общего трудового законодательства (ТК РФ) и положениями специализированных и ведомственных нормативных правовых актов [5, с. 83]. Однако, нормы общего трудового законодательства применяются лишь в случае неурегулирования конкретных служебно-трудовых отношений нормами ведомственных правовых актов, что закреплено в части 2 статьи 3 ФЗ «О службе». В свою очередь, историко-правовой анализ нормативных правовых актов демонстрирует иную ситуацию, что также имеет место быть и, безусловно, оказало существенное влияние на формирование трудового законодательства в том виде, которым мы оперируем сегодня.
Советский период ознаменован принятием нового КЗоТ в 1971 году, основное отличие которого, от прошлого КЗоТ, состояло в установлении 41-часовой рабочей недели, новых льгот и прав, закреплении новых праздничных дней [5, с. 83]. Подчеркнем, что новый кодекс был более мягким по сравнению с кодексом 1922 года, что выражалось в закреплении дополнительных гарантий и более гуманных условий труда, однако его действие не распространялось на работников милиции. В связи с чем, их служебно-трудовая деятельность подпадала под сферу действия административного законодательства.
Современный период становления и развития законодательства, регламентирующего трудовую деятельность сотрудников ОВД приходится на 1992 год, когда было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации, утвердившее Положение «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [7]. Данное положение качественно отличалось от предыдущих схожих Положений, так как предусматривало более логичный порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками ОВД Российской Федерации, делая акцент на специфику деятельности и уделяя особое внимание на установление дополнительных условий и гарантий прохождения службы, а также детализации внутреннего распорядка в ОВД. Считаем, что принятие указанного Положения послужило витком в развитии трудового законодательства, отвечающего требованиям того времени.
Изменения в регламентации служебно-трудовых отношений ОВД были обусловлены принятием в 2011 году ФЗ «О службе» [8], который определил, что деятельность сотрудников ОВД регламентируется ТК РФ, но с изъятиями, предусмотренными настоящим федеральным законом, что обусловлено спецификой деятельности ОВД и необходимостью дополнительного регулирования служебно-трудовых отношений ОВД. Сущность указанных изъятий, как отмечалось ранее, состоит в том, что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и ФЗ «О службе» [8].
Статья 53 ФЗ «О службе» под рабочим (служебным) временем сотрудника ОВД понимает период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени [9].
То есть, в понятие рабочего (служебного) времени сотрудника ОВД включается два периода времени, в течение которых сотрудник ОВД привлекается к выполнению служебных обязанностей. Первый период предполагает выполнением им своих служебных обязанностей, а второй период включает иные периоды времени, которые относятся к служебному времени и предполагают выполнение возложенных оперативно-служебных задач [8].
Изложенное свидетельствует, что правовое регулирование служебно-трудовой деятельности сотрудников ОВД прошло длительный путь развития. Однако, проводя историко-правовой анализ рассматриваемого вопроса, отметим, что современная гуманизация трудового законодательства, в большей степени обусловлена историей его становления. Отметим, что регулирование служебно-трудовых отношений сотрудников ОВД, главным образом, осуществляется посредством ведомственного законодательства. При этом, последнее не должно противоречить положениям ТК РФ, в частности в сфере применения гарантий о труде. В свою очередь, общее трудовое законодательство применяется в случае отсутствия конкретных норм, регулирующих отдельные аспекты служебно-трудовой деятельности сотрудников полиции.
Современный этап реформирования системы МВД России характеризуется подробной регламентацией служебного времени сотрудников ОВД. Безусловно, в настоящее время продолжает формироваться база ведомственных нормативных актов, призванных улучшить уровень социальной защищенности сотрудников ОВД. Однако реформирование любого института должно основываться на детальном анализе исторического аспекта нормативно-правового регулирования рассматриваемого института, что поспособствует определению оптимальных направлений совершенствования как законодательства, регламентирующего служебно-трудовую деятельность сотрудников полиции, так и механизмов реализации правовых норм на практике.
Литература:
- Смирнов О. В. Трудовое право: учебник / под ред. Смирнова О. В., Снигиревой И. О., Гладкова Н. Г. — М.: Проспект. 2016. — 536 с.
- Поляков С. Регулирование служебных и трудовых правоотношений. — 2016. — URL: https://www.lawmix.ru/comm/7784 (Дата обращения: 16.01.2020); Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях: Учебное наглядное пособие / Под. общ. ред. доктора юридических наук, профессора Н. П. Маюрова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2010. — С. 72–74.
- Матвеев С. П. Служба в органах внутренних дел: проблемы субсидиарного применения трудового законодательства // Вестник Воронежского института МВД России // Административное право и процесс. Таможенное право. — № 2. — 2019. — С. 159–173. — URL: https://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2019/02/ 2019–02–18/pdf (Дата обращения: 22.01.2020).
- Снегур А. А. Трудовое право и служба в органах внутренних дел: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Пермь. — 2001. — С. 33.
- Гольцов Б. В., Озеров В. С. Обзор норм трудового права в законодательстве о службе в органах внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — № 1 (64). — 2014. — С. 81–84.
- Афанасьев А. В. Правовое регулирование служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Санкт-Петербург. — 2004. — С. 19.
- Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-I. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_956/ (Дата обращения: 19.02.2020).
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (последняя редакция). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (Дата обращения: 19.02.2020).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения: 19.02.2020).