Проблема равенства в трудовых отношениях существует уже много лет и остается актуальной на сегодняшний день. Современный Трудовой Кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на равенство прав лиц при приеме на работу, в то время как в зарубежной практике широко распространен закон «О равенстве при трудоустройстве». Данный закон запрещают дискриминацию при приеме на работу и осуществлении индивидуальной трудовой деятельности. Понятие «равенство» означает, что все люди равны, вне зависимости от их возраста, пола, этнического или национального происхождения, языка, гражданства, вероисповедания и убеждений, мнения, состояния здоровья, половой ориентации и прочих причин, касающихся человека. Зарубежные законодатели, направляя свои усилия на борьбу с дискриминацией, как правило, более внимательно и вдумчиво подходят к возможности реализации на практике нормативных положений о защите работников, ощутивших на себе негативное отношение работодателя по тому или иному основанию (пол, раса и т. д.). При этом страны, имеющие наиболее развитое законодательство по борьбе с дискриминацией: (США, Великобритания, Швеция) не готовы, в отличие от российского законодательства, оставившего перечень основания дискриминации в ст. 3 ТК РФ открытым, включать в группу лиц, подпадающих под защиту закона абсолютно всех работников, по любому признаку, не связанному с деловыми качествами (рост, вес, цвет глаз и т. д.). [1]
В свою очередь, ТК РФ регулирует следующие вопросы: «равенство прав и возможностей работников», «обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда» (глава 1, статья 2. «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»), и вопросы гендерной дискриминации обозначены в главе 41 ТК РФ «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». [2] Из этого следует, что недостатком законодательного вопроса дискриминации является отсутствие четкого дифференцирования трудового права.
Вопрос о равенстве при трудоустройстве и дифференциации труда в России является проблемой, носящей нерегулируемый практический характер, вследствие чего особая категория граждан не имеет возможности быть трудоустроенными. Рассматривая зарубежный опыт трудоустройства на гостиничных предприятиях, можно отметить, что обязательство работодателя к равноправному отношению ко всем претендентам на рабочее место, обеспечивает эффективное функционирование предприятия. В российском опыте трудоустройства на гостиничном предприятии преимущество имеет соискатель, имеющий гражданство РФ, местную прописку, подходящий под определенную возрастную категорию, обладающий, помимо профессиональных навыков, рядом определенных внешних признаков (презентабельная внешность).
Для решения данной проблемы предлагается разработка программы на примере гостиничного предприятия, регулирующая соблюдение принципа равенства при трудоустройстве сотрудников.
Актуальность данной проблемы состоит в: необходимости регулирования равных прав и возможностей различных групп населения при трудоустройстве, также снижении конкурентного преимущества при трудоустройстве по критериям, не связанных с деловыми качествами работников и стимулирование гостиничных предприятий для равноправного найма работников, путем обеспечения высокого статуса гостиницы для возможности участия в государственных мероприятиях и программах.
Однозначно, в первую очередь вопрос дискриминации и равенства рабочих должен регулироваться законодательством, но практический опыт трудоустройства показывает, что в нашей стране, в большинстве случаев, отбор претендентов на вакантное место происходит по ряду признаков, не всегда имеющих прямое отношение к профессиональным навыкам. Вследствие чего образовалась особая категория соискателей, не имеющих возможность быть трудоустроенным на предпочтительную должность.
Для регулирования данного вопроса необходимо изучить структуру экономически-активного населения с целью создания принципов формирования трудового коллектива (в зависимости от процентного соотношения категорий граждан по критериям: пол, возраст, стаж и т. д.).
А также создание базы данных работников гостиничных предприятий, контролируемую трудовой комиссией, которая предоставляет возможность предприятию, соблюдающего нормы трудового равенства, участие в тендерах на госзаказы (например, расселение участников международного форума).
В соответствии с данными нормами и требованиями, к сотрудникам необходимо относиться равноправно в вопросах принятия на работу, условий труда, условий выполнения работы, образования персонала и преуспевания на работе. Соблюдение данного принципа равенства обеспечивает гостиничному предприятию определённый статус, эффективность функционирования предприятия, увеличение заполняемости номерного фонда.
Таким образом, программы стимулирования антидискриминационной политики для гостиничных предприятий позволят активизировать экономически-активное население, снизить трудовую дискриминацию в обществе и оптимизировать функционирование кадровой политики гостиничных предприятий.
Литература:
1. Научная электронная библиотека «Киберленинка», научная статья «Проблема защиты от дискриминации в трудовых отношениях: позитивный опыт Великобритании», Исаева Е. А. Электронный доступ [http://cyberleninka.ru/article/n/problema-zaschity-ot-diskriminatsii-v-trudovyh-otnosheniyah-pozitivnyy-opyt-velikobritanii]
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации