«В условиях санкций российские логистические компании столкнулись с рядом проблем, которые были вызваны, прежде всего, неопределенностью первого этапа развития санкционной спирали. Именно неопределенность нанесла достаточно значимый ущерб, поскольку было потеряно время на перестройку всей системы управления организацией согласно стратегическим изменениям радикального типа. Кроме того, данная сфера бизнеса еще не восстановилась полностью после эпидемии коронавируса к моменту введения санкций» [1;123] Поэтому, на сегодняшний день российская логистика находится на этапе глубокой трансформации.
Санкционная политика в отношении России задала новые векторы развития в этой области теории и практики управления, поэтому предыдущие проблемы логистических компаний на этом фоне становятся менее критичными. Однако, в ответ на жесткое санкционное давление российская экономка выдержала удар и стала перестраиваться с учетом новых реалий. Несмотря на сложность, и казалось бы, патовую ситуацию появились положительные тренды. Так, в результате давления на экономические процессы в российской экономике были выявлены узкие места, что дало возможность акцентировать внимание на них для решения стратегических задач с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития. К ним прежде всего относятся:
— неэффективная маршрутизация по регионам;
— несоответствие транспортной инфраструктуры новым реалиям;
— слабая подготовка многих логистических предприятий к реагированию на изменения турбулентной среды.
Кроме того, усугубляет сложность ситуации и то, что события развиваются очень динамично и практически каждая декада знаменуется новым пакетом санкций в отношении России.
18 апреля 2022 года был подписан закон о поддержке государственных закупок в условиях санкций. Закон направлен на минимизацию последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении России и оказание поддержки заказчикам и участникам закупок для государственных и муниципальных нужд и закупок госкорпораций, госкомпаний и ряда других юрлиц в условиях текущей экономической ситуации.
В тоже время бизнес — это прежде всего управление рисками. В логистической сфере это риски возможного образования дефицита; партий испорченной продукции по срокам годности; штрафов по договорам; роста затрат на хранение запасов и другие. Forecast NOW!
Совершенствование закупочной деятельности представляет собой целый набор операций, направленных на повышение производительности труда. Производительность труда — важнейший показатель эффективности деятельности организаций различных форм собственности и отраслей народного хозяйства [2;322].
Многие предприятия осуществляют процессы управления в Excel. Но данный инструмент не всегда оправдывает себя. Основными недостатками при работе в Excel являются:
— форматирование и ввод данных имеют широкий спектр возможностей, однако это вносит путаницу в процесс управления запасами;
— ограниченное использование с другими программами, сложности совмещения программных продуктов;
— незначительные возможности отслеживания изменений в части исходных данных;
— отсутствие детализации по большинству отчетов;
— неструктурированная база данных.
Поэтому в настоящее время российские компании ведут поиск отечественных решений информационной поддержки закупочной деятельности, поскольку управление запасами на основе информационных технологий способствует улучшению логистической деятельности. На рынке представлено большое количество программных продуктов. Все они имеют свои плюсы и минусы в процессе обеспечения логистических процессов организаций.
Рассмотрим возможности и преимущества программного продукта «Forecast NOW!».
«Forecast NOW!» это программный продукт, предназначенный для совершенствования управления логистическими процессами организации за счет оптимизации складских запасов и автоматизации расчетов заказов для покупателей.
Важно отметить, что программа поддерживает информационные потоки на русском языке.
Установка программы предполагает серверный вариант или облачное хранение.
Программа позволяет интегрировать данные «1С».
Программа надежна, так как имеет защиту от несанкционированного использования за счет защитного кода.
«Forecast NOW!» содержит как готовые математические решения, так и настраиваемый интерфейс, что немаловажно для пользователя.
«Forecast NOW!» позволяет осуществлять:
— планирование заказав с учетом сезонности с точностью от месяца до одного дня;
— распределение товарного и материального запаса между центрами ответственности в условиях дефицита;
— согласование прогнозных значений с отделом продаж;
— обеспечение поиска неслучайного отсутствия спроса;
— минимизацию ошибок и гарантии безопасности («desktop решение»);
— совмещение преимуществ коробки и кастомизации;
— экономию время заказа с нескольких часов до получаса;
— сушку склада без потери продаж от 5 до 10 процентов;
— учет фактора каннибализации во время сезона акций и после его завершения;
— учет точных дат доставки товаров, времени в пути, сроков годности партий товаров;
— формирование запаса с учетом финансовых и транспортных ограничений с учетом параметров максимизации прибыли и деловой активности.
Как показывают проведенные исследования, «Forecast NOW!» ро результатам внедрения позволила организациям:
— увеличить оборачиваемость запасов до 40 процентов;
— сократить дефицит более чем в два раза;
— время на балансировку сократилось с трех дней до 5 часов;
— повысилась производительность труда сотрудников.
Процесс внедрения программного продукта занимает от двух до трех недель.
Отдельный вопрос — это формирование команды проекта по изменениям. Любое внедрение — это изменения в жизни организации, поэтому могут возникать сопротивления изменениям со стороны персонала. И задача топ-менеджмента организации нивелировать последствия этих сопротивлений, а в первую очередь, подготовит персонал к ним, разъяснив все особенности, трудности и плюсы перехода к использованию нового программного продукта. Здесь должен быть в полный мере организован «бирюзовый подход», основными постулатами которого являются:
— бизнес должен быть социально ответственным;
— организация должна действовать как самоорганизующаяся система;
— персонал должен иметь возможность самореализации.
Бирюзовый подход весьма объективен, поскольку все организации в настоящее время работают в условиях нового VUCA-мира.
Подводя итоги, можно сказать, что именно информационная поддержка принятия управленческих решений в закупочной деятельности служит ведущим звеном в процессе совершенствования всей логистической деятельности организации на современном этапе развития общества и экономики. Важным этапом внедрения является формирование команды проекта и снижение сопротивления персонала процессу изменений.
Литература:
- Герасимович О. В., Новикова-Калита Е. Л. Сбалансированная система показателей как инструмент контроллинговой модели организацией. В сборнике: Государство и общество России в контексте современных геополитических вызовов: новации, экономика, перспективы. Материалы ХII Все российской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 122–126.
- Новикова-Калита Е. Л., Герасимович О. В. Разработка дорожной карты «Совершенствование корпоративного управления» в целях повышения производительности труда для предприятий несырьевого сектора экономики. В сборнике: Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Западный филиал. 2019. С. 320–322.