В статье представлены психолого-педагогические аспекты формирования у студентов культуры здоровья, обоснованы факторы поведения, формирующие ЗОЖ.
По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье в наибольшей степени зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ) [1]. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций [2].
В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным [3]. В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов, среди которых наиболее важны:
- культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;
- оптимальная двигательная активность — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;
- рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;
- ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;
- эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;
- отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение ит.п.) - решающий фактор сохранения здоровья [4].
Анализ структуры заболеваемости студентов Арзамасского филиала ННГУ убедительно показывает, что острой необходимостью является воспитание у молодых людей культуры здоровья. Реализация здоровьесберегающих форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. В иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студента, здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на приоритет ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого студента. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, т.к. эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация - будет и соответствующее поведение [5].
Мониторинг состояния здоровья, направленный на наблюдение, самоанализ, самооценку и прогноз состояния физического здоровья и физического развития студентов Арзамасского филиала ННГУ, проводимый сотрудниками лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования», позволяет своевременно выявить проблемы в здоровье и отклонения в развитии, а также разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья молодежи.
Литература:
1. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
2.Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях / В.А.Басуров, Е.А.Калюжный, Н.В.Жулин [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 7. – С.3.
3.Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.
4.Комплексная оценка физического развития школьников: методические указания Калюжный Е.А. [и др.]. - Арзамас: АГПИ, 2012. – 80 с.
5.Функциональные характеристики современных студентов / В.Ю.Маслова Е.А.Калюжный, М.Маслова [и др.] // Исследования в области естественных наук. – Июнь 2014. - № 6