Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.10.2014

Статья просмотрена: 4599 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева, А. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО / А. Н. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 544-548. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13166/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов основной профессиональной образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР), общие компетенции, методические рекомендации, балльно-рейтинговая система, весовой коэффициент.

 

На современном этапе одной из задач профессионального образования является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, которых отличает способность к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию, что является залогом создания успешной карьеры. Практикуемая длительное время система передачи знаний от преподавателя к студенту не позволяет решить эту задачу в полном объёме. Необходимо научить студентов приобретать знания из разных источников самостоятельно — этому способствует самостоятельная работа студентов, которая помогает сформировать общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению подготовки.

Традиционно в педагогике выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется на занятии по заданию преподавателя, в его присутствии и при его непосредственном участии. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами заданий во внеурочное время без непосредственного участия преподавателя.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

-                   закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний;

-                   развитие профессионально значимых личностных качеств;

-                   формирование самостоятельного мышления, способности к самосовершенствованию и самореализации;

-                   развитие исследовательских способностей;

-                   овладение культурой умственного труда;

-                   формирование общих компетенций, прописанных во ФГОС СПО по профессии 43.01.02 «Парикмахер».

Согласно ФГОС СПО, «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением» [2, с. 20]. В связи с этим мной был разработан сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык (английский) основной профессиональной образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер».

В сборнике выделено 5 разделов с указанием цели и задач каждого вида самостоятельной работы, сроков выполнения, форм контроля, а также показателей и критериев оценивания самостоятельной работы. В заключительной части приведён список рекомендуемой литературы и образцы выполнения каждого вида внеаудиторной самостоятельной работы.

При разработке видов внеаудиторной работы мной были учтены требования к освоению дисциплины «Иностранный язык», указанные в Примерной программе учебной дисциплины «Иностранный язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Тимофеева В. Г., одобренной и рекомендованной для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Таким образом, в результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДБ. 04 «Иностранный язык» студенты должны [1]:

уметь:

-                   вести диалог в разных сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

-                   рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;

-                   читать аутентичные тексты разных стилей, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

-                   заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;

знать:

-                   значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

-                   языковой материал, единицы речевого этикета в рамках изучаемых тем;

-                   тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения.

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык включает в себя:

-                   составление глоссария профессиональных терминов;

-                   письменный перевод профессиональных текстов;

-                   выполнение заданий по тексту;

-                   подготовку пересказа текста;

-                   подготовку диалога на английском языке;

-                   составление резюме на английском языке;

-                   написание сочинений, эссе на английском языке;

-                   разработку и представление электронных презентаций;

-                   выполнение реферата.

Перечень видов самостоятельной работы и формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы

№ ВСР

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Форма контроля

1

Составление глоссария профессиональных терминов

Оценка словаря, устный опрос

2

Письменный перевод профессиональных текстов

Проверка рабочих тетрадей

3

Выполнение заданий по тексту

Проверка рабочих тетрадей, устный опрос

4

Подготовка пересказа текста

Устный опрос

5

Подготовка диалога на английском языке

Устный опрос

6

Составление резюме на английском языке

Проверка рабочих тетрадей, распечатанного резюме

7

Написание сочинений, эссе на английском языке

Проверка рабочих тетрадей

8

Разработка и представление электронных презентаций

Защита презентации

9

Выполнение реферата

Защита реферата, рецензирование

 

Учебный процесс в Технологическом колледже организован на основе балльно-рейтинговой системы оценивания персональных образовательных достижений обучающихся. Балльно-рейтинговая система мотивирует студентов к деятельности за счёт фактора состязательности: у обучающегося возникает желание выполнить задание с более высоким коэффициентом, чтобы повысить уровень индивидуальных образовательных результатов по сравнению с другими обучающимися в группе.

Шкала соответствия видов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся весовым коэффициентам представлена в таблице 2. Каждому виду внеаудиторной самостоятельной работы присваивается весовой коэффициент от «1» до «10».

Таблица 2

Соотнесение видов внеаудиторной самостоятельной работы и весовых коэффициентов

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Коэффициент трудоемкости ВСР

Составление глоссария профессиональных терминов

2

Письменный перевод профессиональных текстов

3

Выполнение заданий по тексту

4

Подготовка пересказа текста

5

Подготовка диалога на английском языке

6

Составление резюме на английском языке

7

Написание сочинений, эссе на английском языке

7

Разработка и представление электронных презентаций

8

Выполнение реферата

9

 

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» проходит в устной, письменной формах, а также с использованием современных компьютерных технологий.

В заключение следует сказать, что самостоятельная работа будет эффективной только тогда, когда она является привлекательной для студента. Привлекательность работы можно создать поощрениями и льготами, например, освободить обучающегося от процедуры промежуточной аттестации по дисциплине.

В качестве примера приведу методические рекомендации по составлению глоссария профессиональных терминов.

Цель работы: систематизация изучаемой профессиональной лексики для дальнейшего использования при чтении и переводе иностранных текстов профессиональной направленности.

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен

знать:

-                   значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

развить способности, необходимые для формирования общих компетенций (далее ОК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Рекомендации:

Глоссарий — двуязычный словарь, содержащий перечень специализированных терминов, расположенных в строго алфавитном порядке с переводом на другой язык. Глоссарий предоставляет широкому кругу читателей правильный перевод терминов, относящихся к профессиональной сфере.

Как составить глоссарий?

1.                  Для начала необходимо создать таблицу из трёх столбцов.

№ п/п

EN

RU

 

 

 

 

 

 

 

2.                  Далее следует составить список наиболее часто встречающихся профессиональных терминов и занести их в колонку таблицы с названием EN (английский вариант).

3.                  После этого необходимо найти точный перевод термина на русский язык и занести его в колонку с названием RU (русский вариант) напротив соответствующего термина.

4.                  Далее все слова в списке необходимо расположить в алфавитном порядке. Для этого нужно выделить 2-ю и 3-ю колонки таблицы (за исключением «шапки» таблицы) и нажать значок сортировки (рисунок 1).

Рис. 1. Значок сортировки

 

В диалоговом окне Сортировка текста в группе Сначала по выберите пункт столбцам 2, тип — Текст. Затем установите переключатель в положение по возрастанию и нажмите клавишу ОК (рисунок 2).

Рис. 2. Сортировка

 

5.                  В завершении необходимо пронумеровать все термины.

ВНИМАНИЕ! Глоссарий оформляется на листе А4, шрифт Times New Roman, 14 пт, междустрочный интервал — 1,0.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

-                   отобранные термины и лексические единицы должны отражать профиль профессии;

-                   отобранные термины и лексические единицы должны быть новыми;

-                   общее количество отобранных терминов за один семестр должно составлять не менее 200 единиц.

Отобранные профессиональные термины необходимо выучить наизусть и сдать на занятии в устной форме. Также необходимо предоставить печатный вариант глоссария на листах формата А4 в папке-скоросшивателе.

Формы контроля: оценка глоссария, устный опрос

Показатели и критерии оценивания самостоятельной работы

Критериями для оценивания составленного студентами глоссария являются соответствие терминов профессиональной направленности; полнота глоссария; соблюдение требований при оформлении глоссария.

Оценка «отлично» выставляется, если

Обучающийся представил глоссарий в печатном виде. Оформление глоссария соответствует требованиям. Представлено 200 единиц по специальности. При устном опросе не допускает ошибок при воспроизведении эквивалентов.

Оценка «хорошо» выставляется, если

Обучающийся представил глоссарий в печатном виде. Оформление глоссария соответствует требованиям. Представлено 200 единиц по специальности. При устном опросе допускает незначительные ошибки при воспроизведении эквивалентов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если

Обучающийся не представил глоссарий в печатном виде. Оформление не соответствует требованиям. Представлено менее 200 единиц по специальности. При устном опросе испытывает трудности при воспроизведении эквивалентов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если

Обучающийся не представил глоссарий в печатном виде или представил термины, не относящиеся к выбранной специальности. Не готов к устному опросу.

Образец глоссария профессиональных терминов образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер»

№ п/п

EN

RU

1.                       

hair clipper

машинка для стрижки волос

2.                       

hairpin

заколка

3.                       

scissors

ножницы

4.                       

slipping hair

ослабленные волосы

5.                       

splitting ends

секущиеся концы

 

Литература:

 

1.                  Тимофеев, В. Г. Примерная программа учебной дисциплины «Английский язык» для профессий НПО и СПО (начальное профессиональное образование). — М.: ФИРО, 2008.

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 100116.01 Парикмахер. — М.: Минобрнауки России, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторная самостоятельная работа, английский язык, устный опрос, самостоятельная работа, составление глоссария, печатный вид, проверка рабочих тетрадей, студент, Текст, форма контроля.


Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа и ее методическое обеспечение.

Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ»)

Статья посвящена основным направлениям подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в рамках реализации учебной и производственной практики с учетом компетентностного подхода.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)

В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...

Организация и управление самостоятельной работой учащихся

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ВО при организации самостоятельной работы студентов.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа и ее методическое обеспечение.

Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ»)

Статья посвящена основным направлениям подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в рамках реализации учебной и производственной практики с учетом компетентностного подхода.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)

В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...

Организация и управление самостоятельной работой учащихся

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ВО при организации самостоятельной работы студентов.

Задать вопрос