В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов основной профессиональной образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер».
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР), общие компетенции, методические рекомендации, балльно-рейтинговая система, весовой коэффициент.
На современном этапе одной из задач профессионального образования является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, которых отличает способность к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию, что является залогом создания успешной карьеры. Практикуемая длительное время система передачи знаний от преподавателя к студенту не позволяет решить эту задачу в полном объёме. Необходимо научить студентов приобретать знания из разных источников самостоятельно — этому способствует самостоятельная работа студентов, которая помогает сформировать общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению подготовки.
Традиционно в педагогике выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется на занятии по заданию преподавателя, в его присутствии и при его непосредственном участии. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами заданий во внеурочное время без непосредственного участия преподавателя.
Цели внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний;
- развитие профессионально значимых личностных качеств;
- формирование самостоятельного мышления, способности к самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских способностей;
- овладение культурой умственного труда;
- формирование общих компетенций, прописанных во ФГОС СПО по профессии 43.01.02 «Парикмахер».
Согласно ФГОС СПО, «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением» [2, с. 20]. В связи с этим мной был разработан сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык (английский) основной профессиональной образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер».
В сборнике выделено 5 разделов с указанием цели и задач каждого вида самостоятельной работы, сроков выполнения, форм контроля, а также показателей и критериев оценивания самостоятельной работы. В заключительной части приведён список рекомендуемой литературы и образцы выполнения каждого вида внеаудиторной самостоятельной работы.
При разработке видов внеаудиторной работы мной были учтены требования к освоению дисциплины «Иностранный язык», указанные в Примерной программе учебной дисциплины «Иностранный язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Тимофеева В. Г., одобренной и рекомендованной для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Таким образом, в результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДБ. 04 «Иностранный язык» студенты должны [1]:
уметь:
- вести диалог в разных сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
- читать аутентичные тексты разных стилей, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
- заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
знать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
- языковой материал, единицы речевого этикета в рамках изучаемых тем;
- тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения.
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОДБ.04 Иностранный язык включает в себя:
- составление глоссария профессиональных терминов;
- письменный перевод профессиональных текстов;
- выполнение заданий по тексту;
- подготовку пересказа текста;
- подготовку диалога на английском языке;
- составление резюме на английском языке;
- написание сочинений, эссе на английском языке;
- разработку и представление электронных презентаций;
- выполнение реферата.
Перечень видов самостоятельной работы и формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы
№ ВСР |
Вид внеаудиторной самостоятельной работы |
Форма контроля |
1 |
Составление глоссария профессиональных терминов |
Оценка словаря, устный опрос |
2 |
Письменный перевод профессиональных текстов |
Проверка рабочих тетрадей |
3 |
Выполнение заданий по тексту |
Проверка рабочих тетрадей, устный опрос |
4 |
Подготовка пересказа текста |
Устный опрос |
5 |
Подготовка диалога на английском языке |
Устный опрос |
6 |
Составление резюме на английском языке |
Проверка рабочих тетрадей, распечатанного резюме |
7 |
Написание сочинений, эссе на английском языке |
Проверка рабочих тетрадей |
8 |
Разработка и представление электронных презентаций |
Защита презентации |
9 |
Выполнение реферата |
Защита реферата, рецензирование |
Учебный процесс в Технологическом колледже организован на основе балльно-рейтинговой системы оценивания персональных образовательных достижений обучающихся. Балльно-рейтинговая система мотивирует студентов к деятельности за счёт фактора состязательности: у обучающегося возникает желание выполнить задание с более высоким коэффициентом, чтобы повысить уровень индивидуальных образовательных результатов по сравнению с другими обучающимися в группе.
Шкала соответствия видов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся весовым коэффициентам представлена в таблице 2. Каждому виду внеаудиторной самостоятельной работы присваивается весовой коэффициент от «1» до «10».
Таблица 2
Соотнесение видов внеаудиторной самостоятельной работы и весовых коэффициентов
Вид внеаудиторной самостоятельной работы |
Коэффициент трудоемкости ВСР |
Составление глоссария профессиональных терминов |
2 |
Письменный перевод профессиональных текстов |
3 |
Выполнение заданий по тексту |
4 |
Подготовка пересказа текста |
5 |
Подготовка диалога на английском языке |
6 |
Составление резюме на английском языке |
7 |
Написание сочинений, эссе на английском языке |
7 |
Разработка и представление электронных презентаций |
8 |
Выполнение реферата |
9 |
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» проходит в устной, письменной формах, а также с использованием современных компьютерных технологий.
В заключение следует сказать, что самостоятельная работа будет эффективной только тогда, когда она является привлекательной для студента. Привлекательность работы можно создать поощрениями и льготами, например, освободить обучающегося от процедуры промежуточной аттестации по дисциплине.
В качестве примера приведу методические рекомендации по составлению глоссария профессиональных терминов.
Цель работы: систематизация изучаемой профессиональной лексики для дальнейшего использования при чтении и переводе иностранных текстов профессиональной направленности.
В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен
знать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
развить способности, необходимые для формирования общих компетенций (далее ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Рекомендации:
Глоссарий — двуязычный словарь, содержащий перечень специализированных терминов, расположенных в строго алфавитном порядке с переводом на другой язык. Глоссарий предоставляет широкому кругу читателей правильный перевод терминов, относящихся к профессиональной сфере.
Как составить глоссарий?
1. Для начала необходимо создать таблицу из трёх столбцов.
№ п/п |
EN |
RU |
|
|
|
|
|
|
2. Далее следует составить список наиболее часто встречающихся профессиональных терминов и занести их в колонку таблицы с названием EN (английский вариант).
3. После этого необходимо найти точный перевод термина на русский язык и занести его в колонку с названием RU (русский вариант) напротив соответствующего термина.
4. Далее все слова в списке необходимо расположить в алфавитном порядке. Для этого нужно выделить 2-ю и 3-ю колонки таблицы (за исключением «шапки» таблицы) и нажать значок сортировки (рисунок 1).
Рис. 1. Значок сортировки
В диалоговом окне Сортировка текста в группе Сначала по выберите пункт столбцам 2, тип — Текст. Затем установите переключатель в положение по возрастанию и нажмите клавишу ОК (рисунок 2).
Рис. 2. Сортировка
5. В завершении необходимо пронумеровать все термины.
ВНИМАНИЕ! Глоссарий оформляется на листе А4, шрифт Times New Roman, 14 пт, междустрочный интервал — 1,0.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
- отобранные термины и лексические единицы должны отражать профиль профессии;
- отобранные термины и лексические единицы должны быть новыми;
- общее количество отобранных терминов за один семестр должно составлять не менее 200 единиц.
Отобранные профессиональные термины необходимо выучить наизусть и сдать на занятии в устной форме. Также необходимо предоставить печатный вариант глоссария на листах формата А4 в папке-скоросшивателе.
Формы контроля: оценка глоссария, устный опрос
Показатели и критерии оценивания самостоятельной работы
Критериями для оценивания составленного студентами глоссария являются соответствие терминов профессиональной направленности; полнота глоссария; соблюдение требований при оформлении глоссария.
Оценка «отлично» выставляется, если
Обучающийся представил глоссарий в печатном виде. Оформление глоссария соответствует требованиям. Представлено 200 единиц по специальности. При устном опросе не допускает ошибок при воспроизведении эквивалентов.
Оценка «хорошо» выставляется, если
Обучающийся представил глоссарий в печатном виде. Оформление глоссария соответствует требованиям. Представлено 200 единиц по специальности. При устном опросе допускает незначительные ошибки при воспроизведении эквивалентов.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если
Обучающийся не представил глоссарий в печатном виде. Оформление не соответствует требованиям. Представлено менее 200 единиц по специальности. При устном опросе испытывает трудности при воспроизведении эквивалентов.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если
Обучающийся не представил глоссарий в печатном виде или представил термины, не относящиеся к выбранной специальности. Не готов к устному опросу.
Образец глоссария профессиональных терминов образовательной программы 43.01.02 «Парикмахер»
№ п/п |
EN |
RU |
1. |
hair clipper |
машинка для стрижки волос |
2. |
hairpin |
заколка |
3. |
scissors |
ножницы |
4. |
slipping hair |
ослабленные волосы |
5. |
splitting ends |
секущиеся концы |
Литература:
1. Тимофеев, В. Г. Примерная программа учебной дисциплины «Английский язык» для профессий НПО и СПО (начальное профессиональное образование). — М.: ФИРО, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 100116.01 Парикмахер. — М.: Минобрнауки России, 2013.