Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 20.10.2014

Статья просмотрена: 3964 раза

Библиографическое описание:

Скородумова, Я. А. Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева / Я. А. Скородумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 823-824. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13156/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья посвящена вопросам изучения диалектизмов и их функционирования в художественном произведении. Выделяются особенности диалектизмов как слов стилистически нейтральных непосредственно в диалекте, но стилистических окрашенных в речи автора и персонажей. Дается классификация функций диалектизмов в соответствии с классификацией функций слова. Статья представляет особый интерес для исследователей диалектной лексики и исследователей идиостиля Виктора Петровича Астафьева.

Ключевые слова: Астафьев, диалектизм, функции диалектизмов, народная речь.

 

Изучение диалектных слов позволяет проследить влияние народной речи на становление и развитие русского языка. Работы Зализняк А. А., Хабургаева Г. А. В современной лингвистике важным становится и влияние литературного языка на диалект. Актуальность изучения диалектизмов заключается в том, что в последнее время активизируется процесс исчезновения диалектной лексики. Происходит это вследствие двустороннего воздействия на диалект литературного языка и разговорной речи, что приводит к нивелированию диалектных особенностей.

Диалектизмы воспринимаются как символ народной речи. Использование их в художественной литературе традиционно. Диалектизмы в произведениях воспринимаются как экспрессивные, эмоционально окрашенные слова, которые помогают более выразительно передать изображение жизни. «… У Астафьева народность представлена через естественную <…> передачу народного восприятия» [4, с. 48].

Задача настоящей статьи — проследить на примере лексико-семантической группы «Деревенский быт» функции диалектизмов в рассказе В. П. Астафьева «Запах сена».

Функции диалектной лексики в языке различны. Так, в сфере устного речи на той или иной территории они по-прежнему остаются одним из средств общения. В письменных формах языка некоторые диалектизмы помогают более доступно и понятно для местных читателей называть отдельные предметы, явления, процессы.

В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местных географических особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героев, передать индивидуальность их речи, а иногда служат и средством создания сатирической окраски.

Употребление диалектных слов в языке художественной литературы, в газетной речи — один из путей их проникновения в литературный язык. Но из них лишь немногие входят в его словарный состав. Например, широкое использование в газетной речи в свое время областных слов закрома, зеленя и других примело к тому, что в современных словарях эти слова уже даются без пометок областное.

В лингвистической литературе выделяют следующие функции диалектов в художественном тексте:

1.         Характерологическая функция — диалектизмы служат подтверждением социальной характеристики персонажей: социальной (речь крестьянина; речь любого деревенского жителя; речь или необразованного малокультурного человека, или человека из народа, несущего глубокое национальное мироощущение); по территории принадлежности (речь человека, родившегося и выросшего в какой — либо определенной местности); индивидуальной характеристики речи. Часто эти подзначения в диалектизме синкретичны.

2.         Моделирующая функция — передача подлинной народной речи — обеспечивает в художественной литературе реалистический метод. Основная функция народно — разговорных слов, остальные вторичны по отношению к ней. Моделирующая функция воссоздается через прием отчуждения, который используется преимущественно в авторской речи (при прямом отчуждении указывается источник диалектизма); и через косвенное отчуждение, при котором литературное слово выделяется графически (кавычки, курсив) или объясняется в сносках, через синоним литературного языка или во вставной конструкции.

3.         Номинативная функция — основная функция лексического уровня. Следует говорить о лексических диалектизмах, которые в литературном языке имеют эквиваленты, которые называют тождественные предметы, понятия, то есть являются синонимами. Особое значение это функция приобретает в данной группе слов через этнографизмы (слова, которые распространены только в определенной местности).

4.         Эмотивная функция — передача через диалектизмы субъектного отношения к сообщаемому как героем, так и автором произведения.

5.         Кульминативная функция — функция привлечения к слову внимания читателя. Осуществляется, во– первых, через прием нарушения целостности графического образа слова, то есть отступление от правил орфографии и грамматики: — ишшо — вместо «еще»; во — вторых, через введение в текст слов, чужеродных системе литературного языка, то есть лексических диалектизмов.

Кульминативная функция осуществляется через контексты, которые бывают однородными (диалектно — просторечно — разговорными, обычно в речи персонажей), контрастными (сопоставление диалектизмов с высокой, устаревшей лексикой, что не редко создает эффект иронии) и сфокусированными, когда диалектизм выделяется, противопоставляется лексике литературного языка (прием стилистического контраста).

6.         Эстетическая функция связана со вниманием к диалектизму как слову, обладающему особыми свойствами по сравнению с литературной лексикой (иногда ее понимают широко, противопоставляя моделирующей функции как основную функцию художественного текста, передающего не существовавшие, а выдуманные события).

7.         Фатическая функция (индикативная, опознавательная) диалектизмов связана прежде всего с особым образом автора — человека из народа, близкого своим героям и читателю, не чарующегося диалектного слова. Сущность данной функции заключается в том, что в авторской речи обычно употребляются диалектные слова для создания местного колорита и при этом они как бы отчуждаются. [4, с 53–55]

В Полном словаре лингвистических терминов под редакцией Т. В. Матвеевой основной функцией диалектизмов выделяется экспрессивная номинация. [3, с 88]

Диалектизмы в анализируемом рассказе встречаются на протяжении всего повествования. Частотность их употребление обусловлена содержательной его стороной — это эпизод из деревенской жизни. Диалектные слова использованы как средства художественной выразительности.

Фонетические диалектизмы присутствуют в речи бабушки повествователя для создания образа: подымуся, кровопивцы, накаркивать, лекаша, робятишки, токо, не лишка, клятое, сколь. Примечательно то, что в речи других героев рассказа фонетических диалектизмов нет. Таким образом В. П. Астафьев разграничивает лексикон одной семьи, показывая, что старшее поколение более традиционно в вопросе языкового общения.

Характерологическая функция ярко реализуется через речь бабушки. Автор за счет использования диалектных слов в речи своей героини создает реалистичный образ деревенского жителя.

Повествователю свойственно употребление диалектизмов в их номинативной функции. «Концы холщовой опояски <…> болтаются у него по бокам»; «Я подвожу ее к заплоту»; «…оставил на нем лафтак языка»; «… убирали навоз из стайки, пехалом выталкивали снег со двора»; «Отвязали бастриг на первом возу»; «по городскому зимнику[1]»; «версты две целик протаптывали»; «… забрали дохи и, постукивая о ступеньки катанками, вошли в избу»; «тычка мне дала».

Сейчас зимник дается в словаре без помет, что лишний раз показывает процесс нивелирования диалектных особенностей за счет влияние литературного языка.

Эмотивная функция т. е. диалектизмы способны отражать эмоции, субъективную оценку в тексте: «стекленеет от мороза волос, торчит вразнотырку»; «являемся домой так устряпанные»; «…так зубоскалили просто, а что получилось?»; При реализации эмотивной функции имеет значение контекст, в котором посредством других слов формируется эмотивная коннотация диалектизма.

«- Ты чего это на бабушку, на родну, зубы выставляешь, а?»; Включение диалектизма в риторическую конструкцию, которая не свойственна разговорному стилю речи. «Эк, ведь они, кровопивцы». Эмотивность в рассказе проявляется также на уровне структуры предложения.

Кульминативная функция — «Покульее лупишь, потуль и везет». Фонетические диалектизмы, которые звучат в речи бабушки Катерины Петровны, синтаксически схожи с народной пословицей.

Фатическая функция — «- Это купальница-цветок. — Жарок, да? — По-нашему — жарок». Сопоставительный фон диалектизма получается ярче его литературного эквивалента. В этой связи, стоит заметить, что слово жарок внутренне мотивированно его неязыковой действительностью (растение с яркими желтыми цветками).

Таким образом, в рассказе В. П. Астафьева «Запах сена» наиболее частотными являются характерологическая, номинативная и эмотивная функции диалектизмов. Внелитературная лексика (к которой относят диалектизмы) гармонично вписывается в художественную ткань повествования, что свидетельствует о мастерстве автора, который умеет работать с уникальными словами.

Изучение диалектизмов в художественном тексте раскрывает языковой потенциал уникальных региональных слов. Диалектные слова не имеют стилевой окрашенности, так как выступают в номинативной функции, называя предметы или явления, на определенной территории. Но, попадая в художественную литературу, приобретают дополнительные оттенки и становятся средствами художественной выразительности. Они позволяют точнее представить авторский замысел, глубже проникнуть в характер персонажей.

 

Литература:

 

1.         Астафьев В. П. Последний поклон: Повесть. — Красноярск: Кн. изд-во, 1981. — 552 с. // Запах сена. — С. 30–42.

2.         Падерина Л. Н., Самотик Л. Г. Словарь нелитературной лексики произведений В. П. Астафьева (на материале повествования в рассказах «Царь-рыба») (проект). / проблемы региональной лингвистики: сборник научных трудов. / Под. ред. С. П. Васильевой. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003.- С. 578.

3.         Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 562.

4.         Самотик Л. Г. Народность языка произведений В. П. Астафьева.// Творчество В. П. Астафьева филологический, исторический, философский аспекты. Материала научно — методической конференции, посвященной творчеству В. П. Астафьева. — Красноярск — Ачинск, 1998. — С. 46–56.

5.         Русская диалектология. / Под ред. Касаткина Л. Л. — М.: 1989. — С 324.



[1] Зимник – дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой. (Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус.яз., 1996. – 816 с. )

Основные термины (генерируются автоматически): литературный язык, диалектизм, слово, художественная литература, эмотивная функция, диалектная лексика, моделирующая функция, народная речь, номинативная функция, основная функция.


Похожие статьи

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева

Статья посвящена вопросам изучения диалектизмов и их функционирования в художественном произведении. Выделяются особенности диалектизмов как слов стилистически нейтральных непосредственно в диалекте, но стилистических окрашенных в речи автора и персо...

Особенности советизмов как лексических единиц и их отражение в переводе

Статья посвящена изучению особенностей советизмов, как отдельных лексических единиц и их отражение в английском языке. В статье рассматриваются основные предпосылки появления советизмов и их классификации. Помимо этого, в работе освещаются различные ...

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Роль пространственных пейзажных единиц в художественном дискурсе Эстер Фрейд

Статья посвящена анализу особенностей изображения мира природы в художественном дискурсе Эстер Фрей. Термин «природа» имеет свою особенность и уникальность, и поэтому он может быть рассмотрен как самостоятельная единица художественного текста, а не в...

Типы и функции новообразований Я. П. Полонского

Статья посвящена исследованию индивидуально-авторских новообразований Я. П. Полонского, который для их создания привлекает широкий круг мотивирующих слов, различных по происхождению, семантике и стилистической окраске, использует как узуальные, так и...

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке

Статья посвящена вопросам репрезентации пространственных концептов в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке, выявлению их структуры и особенностей функционирования, а также соотношения в образном уровне концептов индивидуально-авторских и русских...

Типы синтаксической интерференции при сопоставлении вьетнамского и русского языков

В статье рассматриваются вопросы явления косвенной и прямой интерференции и анализируются основные разновидности проявлений каждого типа интерференции, рассматриваются их лингвистические источники, указывается определенное соотношение типов интерфере...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Похожие статьи

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева

Статья посвящена вопросам изучения диалектизмов и их функционирования в художественном произведении. Выделяются особенности диалектизмов как слов стилистически нейтральных непосредственно в диалекте, но стилистических окрашенных в речи автора и персо...

Особенности советизмов как лексических единиц и их отражение в переводе

Статья посвящена изучению особенностей советизмов, как отдельных лексических единиц и их отражение в английском языке. В статье рассматриваются основные предпосылки появления советизмов и их классификации. Помимо этого, в работе освещаются различные ...

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Роль пространственных пейзажных единиц в художественном дискурсе Эстер Фрейд

Статья посвящена анализу особенностей изображения мира природы в художественном дискурсе Эстер Фрей. Термин «природа» имеет свою особенность и уникальность, и поэтому он может быть рассмотрен как самостоятельная единица художественного текста, а не в...

Типы и функции новообразований Я. П. Полонского

Статья посвящена исследованию индивидуально-авторских новообразований Я. П. Полонского, который для их создания привлекает широкий круг мотивирующих слов, различных по происхождению, семантике и стилистической окраске, использует как узуальные, так и...

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке

Статья посвящена вопросам репрезентации пространственных концептов в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке, выявлению их структуры и особенностей функционирования, а также соотношения в образном уровне концептов индивидуально-авторских и русских...

Типы синтаксической интерференции при сопоставлении вьетнамского и русского языков

В статье рассматриваются вопросы явления косвенной и прямой интерференции и анализируются основные разновидности проявлений каждого типа интерференции, рассматриваются их лингвистические источники, указывается определенное соотношение типов интерфере...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Задать вопрос