Статья посвящена характеристике конфликтов во взаимоотношениях директоров и тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ г. Тюмени.
Ключевые слова: конфликт, стратегия поведения, педагогический коллектив, детско-юношеская спортивная школа, индекс враждебности и агрессивности.
The article is devoted to the conflict in the relationship of directors and coaching and teaching staff for children and youth sports schools in the city of Tyumen.
Keywords:conflict, behavioral strategy, pedagogical staff, Children and Youth Sports School, the index of hostility and aggression.
К сожалению, приметами нашего времени являются отсутствие толерантности, непонимание между людьми, проявление насилия и агрессии, разгул терроризма [2]. Рост числа конфликтов во всех сферах социального взаимодействия делает проблему исследования конфликтов важной и острой Проблема конфликтов актуальна для любой сферы взаимодействия, в том числе и для тренерско-педагогического коллектива детско-юношеских спортивных школ (далее ДЮСШ) [6,7,9].
Конфликты возникают в силу как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести условия жизнедеятельности, потенциально влияющие на возникновение конфликтов: постоянный рост физических и эмоциональных нагрузок, жесткие условия соперничества. К субъективным факторам — личностные качества человека, потенциально влияющие на возникновение и развитие конфликта [3, 5].
Большую часть времени мы проводим на работе, где приходится налаживать взаимоотношения, управлять людьми и разнообразными процессами.
Проблема взаимопонимания руководителя и педагогического коллектива в процессе профессиональной деятельности обусловлена не только способами поведения в конфликтной ситуации, но и особенностями характера [4].
В этом аспекте стратегии поведения в конфликте руководителей и педагогического коллектива ДЮСШ приобретают особую актуальность.
В связи с выше изложенным, целью нашего исследования явилось выявление характерологических особенностей и стратегии поведения в конфликте руководителей и педагогического коллектива различных ДЮСШ г. Тюмени.
Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, математико-статистический анализ.
Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной деятельности использовался тест К. Томаса адаптированный Н. В. Гришиной [8]. Для выявления уровня агрессивности была использована диагностика А.Басса-А.Дарки [1]. Для подтверждения данных опросных методик был использован метод педагогического наблюдения за испытуемыми в условиях межличностного конфликта. Форма проведения педагогического наблюдения — открытая (во время проведения учебно-тренировочных занятий (6) и педагогических советов (4)) и закрытая (во время соревнований (4)).
Объем выборки составил 24 человека, по 8 в каждой из трех ДЮСШ г. Тюмени. В состав выбранных групп входили: директор ДЮСШ, методист, тренеры-преподаватели по различным видам спорта.
В целях соблюдения педагогической этики фамилии респондентов закрыты, а номера ДЮСШ заменены на буквы «А», «Б», «С».
Результаты исследования
На рисунках 1 и 2 представлены результаты исследования стратегий поведения в конфликте директоров и педагогического коллектива ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С».
Рис. 1. Стратегии поведения в конфликте директора и педагогического коллектива ДЮСШ «А»
Рис. 2. Стратегии поведения в конфликте директора и педагогического коллектива ДЮСШ «С»
Как следует из рисунков, директор ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» демонстрирует такую стратегию поведения в конфликте, как «сотрудничество».
У 60 % респондентов педагогического коллектива ДЮСШ «А» и 80 % ДЮСШ «С», доминирующей стратегией поведения в конфликте также является сотрудничество. При этом выявлено, что 40 % педагогического коллектива ДЮСШ «А» в конфликте идут на компромисс, по 10 % респондентов педагогического коллектива ДЮСШ «С» демонстрируют такую стратегию поведения как «соревнование» и «избегание» соответственно.
Вместе с тем, результаты исследований в ДЮСШ «Б» показывают (рис. 3), что директор демонстрирует такую стратегию поведения в конфликте, как «компромисс».
Рис. 3. Стратегии поведения в конфликте директора и педагогического коллектива ДЮСШ «Б»
При этом, у 50 % респондентов педагогического коллектива ДЮСШ «Б» доминирует «соревнование», 30 % идут на компромисс, у 20 % — выявлено «избегание».
На рисунках 4 и 5 представлены результаты исследования уровня агессивности и враждебности директоров и педагогического коллектива ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С».
Рис. 4. Показатели враждебности и агрессивности директора и педагогического коллектива ДЮСШ «А»
Рис. 5. Показатели враждебности и агрессивности директора и педагогического коллектива ДЮСШ «С»
Так, у директоров ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» индекс агрессивности и враждебности находится в пределах нормы. У 90 %, респондентов педагогических коллективов ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» уровень агрессивности — также в пределах нормы, у 10 % — выше нормы. Аналогичная закономерность выявлена при изучении индекса враждебности у директоров и тренерско — преподавательского состава ДЮСШ «А» и «С». Так, у 90 %» и у 80 % респондентов ДЮСШ «А» и «С», уровень враждебности в пределах нормы, и лишь у 10 % и 20 % членов педагогического коллектива этих ДЮСШ, он выше нормы.
Иные результаты оценки уровня агрессивности и враждебности получены при проведении исследования в ДЮСШ «Б» (рис. 6.). Так, выявлено, что у директора уровень агрессивности выше нормы, уровень враждебности — в пределах нормы. У 70 % и 60 % респондентов педагогического коллектива также выявлен уровень агрессивности и враждебности «выше нормы», в то время как, лишь у 30 % и 40 % (соответственно), этот показатель находится в пределах нормы.
Рис. 6. Показатели враждебности и агрессивности директора и педагогического коллектива ДЮСШ «Б»
В ходе проведенного анализа исследования нами выявлено, что в ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» преобладает такая стратегия поведения в конфликте, как «сотрудничество», как у директора, так и у педагогического коллектива. При этом, у директоров и в коллективах ДЮСШ «А» и «С» доминирует нормальный уровень агрессивности.
Таким образом, сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте показал, что наиболее неблагоприятная стратегия поведения в конфликте, а также индекс агрессивности и враждебности выше среднего выявлены в ДЮСШ «Б». Результаты анализа подтверждаются данными педагогического наблюдения за исследуемый период времени, из которых следует, что наибольшее количество конфликтных ситуаций (6) зафиксировано также в ДЮСШ «Б».
Литература:
1. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. — СПб., 2002. С.80–84.
2. Ермаков В. А. Психология в индустрии спорта: хрестоматия / В. А. Ермаков. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 615 с.
3. Захарова, Л. Н. Психология управления: учебное пособие / Л. Н. Захарова. — М.: Логос, 2012. — 376 с.
4. Карташов, Я. П. Конфликтология / Я. П. Карташов. — М: Лаборатория книги, 2010. — 142 с.
5. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты / Т. Н. Кильмашкина. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 288 с.
6. Куценко Я. А., Михальчук Д. А. Сравнительная характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях у волейболистов команд мастеров и любителей (на примере команд ТюмГУ и ТНК -ВР // Стратегия формирования ЗОЖ средствами физической культуры и массового спорта: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2011. С.231–234.
7. Куценко Я. А., Стрельцов Н. Г., Куценко Г.А Сравнительный анализ уровня профессиональной компетенции спортивных менеджеров // Современные психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Сборник научных статей IV заочной Всероссийской научно-практичесой конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей с международным участием, посвященной памяти д. п.н., проф. И. И. Сулейманова. Тюмень, 2013. С. 44–49.
8. Незоренко, Т. К. Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе / Т. К. Незоренко. — М.: Лаборатория книги, 2010. — 100 с.
9. Переверзин, И. И. Менеджмент спортивной организации: учебное пособие / И. И. Переверзин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физическая культура и спорт, 2006. — 464 с.