Исследование агрессивного поведения у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 21.05.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Соколова, А. А. Исследование агрессивного поведения у младших школьников / А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 687-688. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114490/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: агрессия, младший школьник, девиантное поведение, физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, подозрительность, склонность к раздражению.

Актуальность исследования обуславливается необходимостью обеспечения психолого-педагогических условий для реализации требований ФГОС Начального общего образования. В действительности, законодательно подкреплено, что педагогам и специалистам общеобразовательного учреждения важно проводить профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и тревожности.

Следует отметить, что сфера исследований данного феномена весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. Так в психологии и педагогике глубокое и всестороннее изучение вопросов агрессивного поведения личности содержится в трудах: А. Басса, Л. Берковиц, Л. П. Колчиной, С. Е. Рощина, Т. Г. Румянцевой и других ученых. В их работах анализируется разнообразие проявлений агрессивности школьников, исследуются ее причины.

Однако, несмотря на значительную теоретическую освещенность затронутой проблемы, в практике воспитательной деятельности школы, по-прежнему, отмечается недостаток методических разработок, которые были бы нацелены на исследование агрессивного поведения среди детей младшего школьного возраста.

В целях детального изучения проявлений агрессии у младших школьников проведено экспериментальное исследование в условиях МАОУ СОШ № 35 г. Стерлитамак. Эксперимент проводился среди обучающихся 4-х классов, в количестве 50 человек.

Для изучения агрессии использованы опросник Б. Дарки «Изучение агрессивности», стандартизированный Ю. А. Зайцевым, Ю. А. Кузнецовым. Стандартизированные значения, обработанные с помощью формул в программе Microsoft Excel 2019 представлены в сводной таблице 1

Таблица 1

Показатели агрессивного поведения младших школьников (методика Б.Дарки)

Вид агрессивного поведения / уровни развития

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во, чел.

Кол-во, %

Кол-во, чел.

Кол-во, %

Кол-во, чел.

Кол-во, %

1

Физическая агрессия

10

20

8

16

32

64

2

Косвенная агрессия

23

46

11

22

16

32

3

Раздражение

29

58

6

12

15

30

4

Негативизм

20

40

5

10

25

50

5

Обида

11

22

30

60

9

18

6

Подозрительность

8

16

22

44

20

40

7

Вербальная агрессия

19

38

20

40

12

24

8

Чувство вины

11

22

11

22

29

58

Согласно результатам, представленным в таблице 1., отметим, что среди младших школьников высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 20 % испытуемых; косвенной агрессии — 46 %; раздражительности — 58 %; негативизма — 40 %; чувство обиды — 22 %; подозрительности — 16 %; вербальной агрессии — 38 %; чувства вины — 22 %

Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16 % испытуемых; косвенной агрессии — 22 %; раздражительность — 12 %; негативизма — 10 %; обидчивость — 60 %; подозрительности — 44 %; вербальной агрессии — 40 %; чувства вины — 22 %

В ходе диагностики установлено, что низкий уровень физической агрессии выявлены у 64 %; косвенной агрессии — 32 %; склонности к раздражению — 30 %; негативизма — 50 %; обиды — 12 %; подозрительности — 40 %; вербальной агрессии — 24 %; чувства вины — 58 %

Далее с целью идентификации показателей агрессивных проявлений и враждебности, мы перевели полученные данные в стандартизированные значения в соответствии с формулами А. А. Хвана, где:

«Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2

Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3» [3, с. 11].

Таблица 2

Результаты диагностики по индексу агрессивности и индексу враждебности (методика Б. Дарки)

Уровни

Показатели

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

Кол-во, чел.

Кол-во, %

Кол-во, чел.

Кол-во, %

1

Высокий

20

40

31

62

2

Средний

25

50

17

34

3

Низкий

5

10

2

4

Изучив данные таблицы 2., следует выделить, что у половины респондентов (50 %) обнаружен средний уровень агрессивных проявлений; низкие показатели отмечены у 10 %, а высокий уровень агрессивных реакций — 40 % Причем в большинстве случаев у четвероклассников с высокими уровнем агрессивности ярко выражена физическая и вербальная агрессия, чуть меньше проявляется раздражительность. Низкий уровень враждебности — 4 %, средний уровень — 34 %, высокий уровень — 62 %. Антагонистичные четвероклассники с чаще всех проявляют негативизм к окружающим.

Таким образом, отмечаем, что большая часть детей, принимавших участие в эксперименте, показали высокие и средние показатели агрессивности. Более того, у половины испытуемых наблюдается тенденция к вербализации агрессии: школьники резко возбуждаются, но тяжело отходят, часто нецензурно выражаются, однако ненормативная лексика, как отмечает классный руководитель появляется в речи в основном у детей, которые хотят показать, что они «круче», «смелее». Порой это встречается даже среди отличников: у кого-то ярко выражено, у кого-то менее проявляется. На такое поведение влияют различные обстоятельства и, прежде всего, психоэмоциональное состояние самого ребенка.

Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что у большинства испытуемых наблюдаются высокие показатели агрессии. Поэтому с младшими школьниками необходимо проводить регулярную работу по коррекции агрессивного поведения, включая различные методы и приемы.

Литература:

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — Спб.: Изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2001. — 512 с.
  2. Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А., Хван А. А. Стандартизированный опросник агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки: методические рекомендации. — Кемеро: Изд-во КРИПКиПРО, 2020. — 66 с.
  3. Шипова Л. В. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности младших школьников: учебно-методическое пособие. — Саратов: Изд-во СГУ им. Н. Г. Чернышевского. — 2016. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вербальная агрессия, Физическая агрессия, агрессивное поведение, косвенная агрессия, чувство вины, высокий уровень, индекс агрессивности, индекс враждебности, младший школьный возраст, Подозрительность.


Ключевые слова

девиантное поведение, агрессия, вербальная агрессия, младший школьник, физическая агрессия, обида, подозрительность, косвенная агрессия, негативизм, склонность к раздражению

Похожие статьи

Задать вопрос