Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

Психология
21.05.2024
122
Поделиться
Библиографическое описание
Соколова, А. А. Исследование агрессивного поведения у младших школьников / А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 687-688. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114490/.


В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: агрессия, младший школьник, девиантное поведение, физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, подозрительность, склонность к раздражению.

Актуальность исследования обуславливается необходимостью обеспечения психолого-педагогических условий для реализации требований ФГОС Начального общего образования. В действительности, законодательно подкреплено, что педагогам и специалистам общеобразовательного учреждения важно проводить профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и тревожности.

Следует отметить, что сфера исследований данного феномена весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. Так в психологии и педагогике глубокое и всестороннее изучение вопросов агрессивного поведения личности содержится в трудах: А. Басса, Л. Берковиц, Л. П. Колчиной, С. Е. Рощина, Т. Г. Румянцевой и других ученых. В их работах анализируется разнообразие проявлений агрессивности школьников, исследуются ее причины.

Однако, несмотря на значительную теоретическую освещенность затронутой проблемы, в практике воспитательной деятельности школы, по-прежнему, отмечается недостаток методических разработок, которые были бы нацелены на исследование агрессивного поведения среди детей младшего школьного возраста.

В целях детального изучения проявлений агрессии у младших школьников проведено экспериментальное исследование в условиях МАОУ СОШ № 35 г. Стерлитамак. Эксперимент проводился среди обучающихся 4-х классов, в количестве 50 человек.

Для изучения агрессии использованы опросник Б. Дарки «Изучение агрессивности», стандартизированный Ю. А. Зайцевым, Ю. А. Кузнецовым. Стандартизированные значения, обработанные с помощью формул в программе Microsoft Excel 2019 представлены в сводной таблице 1

Таблица 1

Показатели агрессивного поведения младших школьников (методика Б.Дарки)

Вид агрессивного поведения / уровни развития

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во, чел.

Кол-во, %

Кол-во, чел.

Кол-во, %

Кол-во, чел.

Кол-во, %

1

Физическая агрессия

10

20

8

16

32

64

2

Косвенная агрессия

23

46

11

22

16

32

3

Раздражение

29

58

6

12

15

30

4

Негативизм

20

40

5

10

25

50

5

Обида

11

22

30

60

9

18

6

Подозрительность

8

16

22

44

20

40

7

Вербальная агрессия

19

38

20

40

12

24

8

Чувство вины

11

22

11

22

29

58

Согласно результатам, представленным в таблице 1., отметим, что среди младших школьников высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 20 % испытуемых; косвенной агрессии — 46 %; раздражительности — 58 %; негативизма — 40 %; чувство обиды — 22 %; подозрительности — 16 %; вербальной агрессии — 38 %; чувства вины — 22 %

Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16 % испытуемых; косвенной агрессии — 22 %; раздражительность — 12 %; негативизма — 10 %; обидчивость — 60 %; подозрительности — 44 %; вербальной агрессии — 40 %; чувства вины — 22 %

В ходе диагностики установлено, что низкий уровень физической агрессии выявлены у 64 %; косвенной агрессии — 32 %; склонности к раздражению — 30 %; негативизма — 50 %; обиды — 12 %; подозрительности — 40 %; вербальной агрессии — 24 %; чувства вины — 58 %

Далее с целью идентификации показателей агрессивных проявлений и враждебности, мы перевели полученные данные в стандартизированные значения в соответствии с формулами А. А. Хвана, где:

«Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2

Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3» [3, с. 11].

Таблица 2

Результаты диагностики по индексу агрессивности и индексу враждебности (методика Б. Дарки)

Уровни

Показатели

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

Кол-во, чел.

Кол-во, %

Кол-во, чел.

Кол-во, %

1

Высокий

20

40

31

62

2

Средний

25

50

17

34

3

Низкий

5

10

2

4

Изучив данные таблицы 2., следует выделить, что у половины респондентов (50 %) обнаружен средний уровень агрессивных проявлений; низкие показатели отмечены у 10 %, а высокий уровень агрессивных реакций — 40 % Причем в большинстве случаев у четвероклассников с высокими уровнем агрессивности ярко выражена физическая и вербальная агрессия, чуть меньше проявляется раздражительность. Низкий уровень враждебности — 4 %, средний уровень — 34 %, высокий уровень — 62 %. Антагонистичные четвероклассники с чаще всех проявляют негативизм к окружающим.

Таким образом, отмечаем, что большая часть детей, принимавших участие в эксперименте, показали высокие и средние показатели агрессивности. Более того, у половины испытуемых наблюдается тенденция к вербализации агрессии: школьники резко возбуждаются, но тяжело отходят, часто нецензурно выражаются, однако ненормативная лексика, как отмечает классный руководитель появляется в речи в основном у детей, которые хотят показать, что они «круче», «смелее». Порой это встречается даже среди отличников: у кого-то ярко выражено, у кого-то менее проявляется. На такое поведение влияют различные обстоятельства и, прежде всего, психоэмоциональное состояние самого ребенка.

Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что у большинства испытуемых наблюдаются высокие показатели агрессии. Поэтому с младшими школьниками необходимо проводить регулярную работу по коррекции агрессивного поведения, включая различные методы и приемы.

Литература:

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — Спб.: Изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2001. — 512 с.
  2. Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А., Хван А. А. Стандартизированный опросник агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки: методические рекомендации. — Кемеро: Изд-во КРИПКиПРО, 2020. — 66 с.
  3. Шипова Л. В. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности младших школьников: учебно-методическое пособие. — Саратов: Изд-во СГУ им. Н. Г. Чернышевского. — 2016. — 56 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
агрессия
младший школьник
девиантное поведение
физическая агрессия
вербальная агрессия
косвенная агрессия
негативизм
обида
подозрительность
склонность к раздражению
Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 687-688):
Часть 10 (стр. 639-713)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 687-688стр. 713

Молодой учёный