В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.
Ключевые слова: конфликтное поведение, подростковый возраст.
В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы формирования конфликтного поведения в подростковом периоде развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс конфликтного поведения в подростковом возрасте по сравнению с другими психологическими явлениями изучен довольно мало. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность детей подросткового возраста. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения подростков.
В последнее время взрослые и родители все чаще оказываются в безвыходном положении, потому что не в состоянии изменить агрессивное поведение детей, происходящее на их глазах. На сегодняшний день учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциального поведения в подростковом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет применить конкретные приемы воспитательной работы [5, с. 43].
Подростковый возраст — это сложный период в жизни человека, когда ребёнок переходит из детства к взрослости. Ученые по-разному характеризуют подростковый возраст, но все они склоняются к тому, что период взросления имеет разные хронологические рамки, может начаться раньше, может позже. Этот период характеризуется значительными изменениями, происходит конкретная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения подростка. Для этого сложного этапа характерны негативные проявления ребенка, такие как: дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым и сверстникам, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость [1, с.156].
Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций, тревожностью, агрессивностью в поведении, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению конфликтности. Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом изучении особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Объектом исследования являются непосредственно дети подросткового возраста.
Предметом исследования является характер конфликтного поведения у детей подросткового возраста
Проблемами изучения конфликта и конфликтного поведения занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как Анцупова А. Я., Р.Дарендорфа, Хасан Б. И., Шипилова А. И., проблемами по изучению психологических особенностей подросткового возраста рассматривали такие ученые, как Сухомлинский В. А., Эльконин Д. Б. и др.
Основным составляющим любого конфликта является непосредственно противоречие, в котором раскрывается суть интересов, потребностей и целей детей. В каждой конфликтной ситуации имеет место борьба, характеризующаяся стремлением разрешить данное противоречие в свою пользу. В ходе любого конфликта, даже самого незначительного, борьба может затухать и обостряться. Подростковый возраст характеризуется:
переходом из детства в сложную взрослую жизнь;
самоутверждением среди сверстников;
протестом против взрослых (родителей);
отказом от опеки;
отсоединением от семье;
количеством сильных эмоций и переживаний;
формированием взрослой личности;
нестабильностью в выборе чего-либо, кого-либо;
переориентацией одних ценностей на другие;
новой социальной позицией в обществе;
необходимостью в новых потребностях и возможностях;
переживанием чувства собственной ценности.
Взрослые относятся к растущим детям, как к маленьким, пытаются всё за них решить, не учитывают особенности их личностного становления. В результате это приводит к большому конфликту с подростками. Подростокждет не просто внимания, но в первую очередь и понимания, доверия со стороны взрослых [4, с. 108]. Он стремится играть определенную социальную роль в обществе не только среди сверстников, но и среди старших. Подросток хочет казаться самостоятельным, сложившейся личностью. В результате между взрослыми и подростками происходит психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения [2, с. 180].
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, которая обусловлена спецификой протекания данного возрастного периода [3, с. 78]. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности в подростковом возрасте. Можно сказать, что особенности конфликтного поведения у детей подросткового возраста мало изучены, поэтому требуют эмпирического исследования.
Исследование проводилось в МБОУ Шараповской СОШ Шатковского района. По рекомендации педагога-психолога школы для проведения нашего диагностического исследования были выбраны учащиеся шестых классов. Количество испытуемых в обоих классах составляет 46 человек, в 6«а» классе — 23 человека, в 6«б»классе — 23 человека. В качестве диагностического инструментария использовались: Методика «Диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. Опросник К. Томаса»; Методика «Диагностики показателей и формы агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А. К. Осницкого)»; методика «Личностная агрессивность и конфликтность».
Результаты диагностики респондентов по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению». Опросник К. Томаса представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.
Таблица 1
Стратегии |
Количество учащихся |
% соотношение |
Соперничество |
9 |
19,56 % |
Сотрудничество |
16 |
34,78 % |
Компромисс |
13 |
28, 26 % |
Избегание |
5 |
6,52 % |
Приспособление |
3 |
10,88 % |
Из таблицы видно, что 9 чел. (19,56 %) предлагают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, 16 чел. (34,78 %) предпочитают стратегию сотрудничества. То есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворять интересы обеих сторон. 13 чел. (28,26 %) предпочитают стратегию компромисса, что говорит о готовности прийти к согласию с участниками конфликтной ситуации путем взаимных уступок. 5 чел. (6,52 %) — стратегию избегания, что говорит об отсутствии стремления к конкуренции, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. И 3 чел. (10,88 %) выбрали стратегию приспособления, предложение своих интересов в жертву ради других.
Рис. 1. Результаты по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению». Опросник К.Томсона.
Таким образом, исследование по данной методике показало, что 63,04 % подростков (29 человек) предлагают стратегию сотрудничества и компромисса, что говорят о правильной позиции в условии конфликтной ситуации, они готовы найти альтернативу, учитывая интересы обеих сторон. А так же 36,96 % подростков (17 человек) предпочитают стратегию соперничества, избегания и приспособления. Это говорит с одной стороны об отсутствием стремления к конкуренции, а с другой об удовлетворения своих интересов в ущерб другого.Результаты диагностики по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А. К. Осницкого) представлены в таблице 2 и графически на рис. 2.
Таблица 2
Формы агрессии |
Количество обучающихся |
% соотношение |
Вербальная агрессия |
8 |
17,39 % |
Косвенная агрессия |
5 |
10,86 % |
Физическая агрессия |
5 |
10, 86 % |
Раздражительность |
2 |
4,34 % |
Негативизм |
3 |
6,52 % |
Подозрительность |
2 |
4,34 % |
Чувство вины |
9 |
19,56 % |
Обида |
12 |
26,08 % |
Из таблицы видно, что у 5 человек уровень физической агрессии выше, чем у остальных по данной категории, что говорит о использовании физической силы против другого лица. У 5 человек уровень косвенной агрессии выше, чем у остальных по данной категории, что говорит о направленности на другое лицо. Также в их поведении присутствуют не направленные порывы ярости — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д. У 2 человек уровень раздражительности превышает норму по данной категории, чем у остальных, что говорит о готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость). Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны. В основе этого лежит физиологическая перестройка всего организма. Уровень обиды выше, чем у испытуемых не превышал норму. У 12 человек уровень обиды выше чем у остальных по данной категории, что говорит о готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость). У 2 человек уровень подозрительности превышает норму по данной категории, что говорит о готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость).У 8 человек уровень вербальной агрессии превышает норму по данной категории, что говорит о выражении негативных чувств как через форму (визг, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, предупреждения). У 9 человек уровень чувства вины превышает норму по данной категории, что говорит о возможном убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо.
Рис. 2. Диагностика методике «Диагностика показателей и форм агрессии» А.Басса и А.Дарки (адаптация А. К. Осницкого)
Таким образом, исследование по данной методике показало, что больше всего у подростков проявились такие формы агрессии (вербальная, раздражительность и обида).
Результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» представлены в таблице 3 и графически на рис. 3.
Таблица 3
Конфликтная ситуация |
Количество учащихся |
% соотношение |
Вспыльчивость |
6 |
13, 04 % |
Напористость |
8 |
17, 39 % |
Неуступчивость |
9 |
19,56 % |
Бескомпромиссность |
10 |
21,74 % |
Мстительность |
5 |
10,86 % |
Нетерпимость к мнениям оппонента |
8 |
17,4 % |
Из таблицы видно, что у 6 человек (13,04 %) выявлена склонность к вспыльчивости в конфликтной ситуации. У 8 человек (17,39 %) преобладает напористость, так же 0 человека проявляют обидчивость в конфликте. Следующие 9 человек (19,56 %) неуступчивы, 10 человек (21,74 %) бескомпромиссны и так же 3 человека (6,52 %) имеют мстительные склонности в конфликте. У 5 (10,86 %) выявлена нетерпимость к мнениям оппонента, а у 8 человек (17,4 %) прослеживается подозрительность в конфликтной ситуации.
Рис. 3. Диагностика по методике «Личностная агрессивность и конфликтность»
Следовательно, полученные результаты по выше перечисленным методикам взаимодополняют друг друга. Общий уровень конфликтности в классах составляет среднее значение. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо коррекционное психолого-педагогическое сопровождение подростков, расположенных к конфликту. Из всего вышесказанного следует, что конфликтное поведение в подростковом возрасте с каждым годом прогрессирует в основном это связано с увеличением преступности, социально-экономическими ситуациями в стране, изменениями условиями жизни, изменениями ценностных ориентаций, приводящих к развитию конфликтности.
Таким образом, своевременная психолого-педагогическая помощь позволит подросткам избежать потери своего «Я», снизить возбудимость, устойчивость эмоций, подростки начинают контролировать свое поведение, менее эмоциональны и стабильны, что приводит к понижению конфликтности.
Литература:
- Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.,1995. — 124 с.
- Бабосов Е. М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2000. — 450 с.
- Белопольская А. М. Самосознание проблемных подростков — М., 2007. — 321 с.
- Волков Б. Г., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. — Изд. 4-е испр. и допол.- М: Академический проект, 2010. — 213 с.
- Здравомыслов А. Г. Социология конфликтов — М., 1996. — 485 с.
- Леонов Н. И. Хрестоматия по конфликтологии. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 152 с.