Особенности проявления жизнестойкости у осужденных, неоднократно совершавших преступления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.09.2014

Статья просмотрена: 445 раз

Библиографическое описание:

Быстрова, Т. В. Особенности проявления жизнестойкости у осужденных, неоднократно совершавших преступления / Т. В. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12500/ (дата обращения: 17.12.2024).

Проблема того, как ведет себя человек в экстремальных жизненных ситуациях, в последнее время очень актуальна, что можно объяснить за счет растущей быстрыми темпами безработицы, появления беженцев и вынужденных переселенцев, неблагоприятной экологической обстановки, повышенной угрозы террористических актов, сложной демографической ситуации и ускорения общего ритма жизни современного человека,. Негативные жизненные события, катастрофические, травматические события, кризисы создают для человека препятствия, преодоление которых требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения.

Проблеме жизненных ситуаций в особо трудных и экстремальных условиях, в том числе в контексте феноменов копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство, посвящено немало работ. Интерес в контексте последних представляют публикации В. П. Зинченко, Н. В. Тарабриной, М. Ш. Магомед-Эминова, Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева, А. Г. Маклакова, В. Д. Шадрикова, Л. А. Александровой и т. д., где изучалась профилактика психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.

Также к экстремальным, стимулирующим развитие стресса можно отнести условия, в которых происходит жизнедеятельность осужденных. Осужденные в исправительном учреждении подвергаются влиянию других лиц, отбывающих наказание, не имеют достаточной возможности общаться с родственниками, что ведет к нарушению социально-полезных связей, находятся в одной и той же обстановке, не имеют возможности уединения и др. Такое воздействие приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности у личности. Когда человек длительное время находится в условиях изоляции, то, зачастую, он уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и социальные роли в будущем.

Пребывание в местах лишения свободы помимо исправления также может оказывать и отрицательное воздействие на состояние осужденного. Так, человек, попадая в исправительное учреждение, испытывает дополнительные физические и психические нагрузки. Данные факты подтверждаются и высоким процентом рецидивной преступности. Например, почти каждое второе (49,6 %) расследованное преступление в 2013 году совершено лицами, ранее совершавшими преступления [5].

В местах лишения свободы перед осужденными стоит своего рода выбор: или они начинают поддерживать криминальную субкультуру, подражать отрицательно направленным осужденным, устанавливать асоциальные преступные связи, выживать в условиях исправительного учреждения за счет более слабой личности, или же будут соблюдать режим, принимать участие в проводимой с ними воспитательной работе, заниматься общественно- полезным трудом, получать общее или профессиональное образование и др. Причем участвовать в проводимых мероприятиях, не преследуя при этом корыстные цели (раньше освободиться, получить поощрение и др.), а с желанием вернуться к правопослушному поведению.

Ответственность за свою жизнь и за ее успешность целиком ложится на плечи самого осужденного. Личность, задавшаяся целью приспособиться и адаптироваться к напряженным условиям учреждения, вернуться к правопослушной жизни и в дальнейшем оставаться полноценным членом общества, должна приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно самореализовываться, справляться с негативным влиянием окружающей среды, т. е. жизнестойкость. Жизнестойкость связана с индивидуальностью, активностью, направленностью субъекта на творческую деятельность, целеустремленностью проектирования будущего саморазвития, осознания смысла существования в социальном обществе.

Как утверждают американские исследователи, стрессы и невзгоды закаляют психику человека и делают нас более приспособленными к будущим неприятностям, формируют жизнестойкость. Теперь непосредственно рассмотрим само понятие «жизнестойкость».

В 2000 году термин «жизнестойкость» ввел в научный оборот отечественный исследователь Д. А. Леонтьев для обозначения качества «hardiness», предложенного С. Мадди в 1967 г. [4, с. 5]. В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова «жизнестойкий» — это «обладающий жизненной силой; способный вынести неблагоприятные условия существования» [2, с. 306].

В понимании С. Мадди жизнестойкость или hardiness — это интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Факт, что жизнестойкость общая мера психического здоровья человека был подтвержден при изучении взаимосвязи между методом измерения «hardiness» (разработанным С. Мадди и Д. Хошабой) и шкалами Миннесотского Многофакторного личностного опросника [4, с. 9].

Согласно С. Мадди, жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска.

Вовлеченность (commitment) рассматривается как «убежденность в том, что вовлечен-ность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для лич-ности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль (control) — убежденность человека в том, что борьба позволяет влиять на ре-зультат происходящего, а поэтому он мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает свой путь. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности.

Принятие риска (challenge) представляет собой убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, воспринимает жизненные трудности как возможность для дальнейшего развития [4, с. 4].

Д. А. Леонтьев определяет жизнестойкость как «меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности» [4, с. 5].

К настоящему времени в отечественной литературе существуют различные толкования жизнестойкости. Так, например, Л. А. Александрова дает такой вариант определения: жизнестойкость — интегральная способность, лежащая в основе адаптации личности [1, с. 17]. Ю. И. Сова считает, что под жизнестойкостью следует понимать личностное качество, позволяющее воспринимать кризисные события как менее травматические за счет активной личной позиции, осознания собственной возможности преодолеть психологический кризис, извлечения позитивного опыта из жизненных обстоятельств [6, с. 20]. Н. В. Калинина понимает под жизнестойкостью «некий набор личностных свойств и поведенческих реакций, позволяющих конструктивно разрешить трудную жизненную ситуацию» [3, с. 36].

Таким образом, можно говорить, что жизнестойкость — это определенная система установок на окружающий человека мир, которая позволяет происходящие личностные изменения превращать в возможности.

В научной литературе феномен жизнестойкости по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов. Жизнестойкость является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека.

Зарубежные исследования в области жизнестойкости многочисленны, охватывают самые различные социальные и возрастные группы. В отечественной психологии активность в изучении феномена жизнестойкости проявлена в последнее десятилетие и в особой мере после того, как Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой (2006) была осуществлена полноценная адаптация специального диагностического инструментария.

Целью нашего исследования выступает изучение жизнестойкости как личностной характеристики у осужденных, неоднократно совершавших преступления, так как сам факт изоляции от общества, условия содержания, в которых они находятся, проверяют человека на прочность, «живучесть», предъявляют к нему повышенные требования. При проведении исследования применялся «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, представляющий собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. С помощью теста проверялась выраженность компонентов жизнестойкости необходимых для сохранения здоровья, активности в стрессогенных условиях.

Наше исследование проводилось на базе учреждений УФСИН России по Вологодской области. Общая численность выборки составила 64 осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы 2 и более раз. Все респонденты мужского пола в возрасте от 24 до 59 лет.

В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что средний уровень жизнестойкости у осужденных, неоднократно совершавших преступления, ниже среднего показателя нормы. Средний показатель жизнестойкости у осужденных равен 68,71, при показателе нормы — 80,72.

Рассмотрим средние результаты по каждому компоненту жизнестойкости.

Среднее значение по компоненту вовлеченность у осужденных, неоднократно совершавших преступления, составляет 28,31, при показателе нормы — 37,64. Это говорит о том, что они мало интересуются происходящими событиями и с трудом включаются во взаимодействие с другими людьми. Ощущают отвергнутость, отчужденность от окружающего мира. Стремятся отгородиться от разнообразных дел и контактов. Чувствуют неуверенность в себе и недоверие к миру.

Среднее значение следующего компонента жизнестойкости (контроль) составляет 20,42, при показателе нормы — 29,17. Т. е. большинство осужденных, неоднократно совершавших преступления, убеждены в том, что борьба с обстоятельствами не имеет смысла. Они не готовы самостоятельно принимать решения и следовать им, склонны «плыть по течению». Они не верят в успех своих усилий, неудачи и жизненные трудности пугают их. Для них характерен страх перед будущим, перед возможными сложностями.

Интересно, что при показателе нормы принятия риска 13,91, средний показатель его у осужденных составляет 19,98. Это характеризует осужденных как не склонных сожалеть о неудачах и просчетах, видя в них интересный опыт и знания на будущее. Они убеждены в том, что все, что с ними случается, способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из жизненного опыта, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Таким образом, проведенное нами исследование ориентирует на дальнейшее изучение феномена жизнестойкости. В своем исследовании нам удалось выявить некоторую тенденцию к низким показателям по 2 компонентам жизнестойкости (вовлеченность и контроль) и ее общего уровня у осужденных, неоднократно совершавших преступления. Учитывая положительное влияние жизнестойкости и ее компонентов на личность, а также что она является не врожденной чертой, а развиваемой, т. е. у каждого человека можно сформировать и развить жизнестойкость вне зависимости от его индивидуальных особенностей даже в зрелом возрасте. Результаты, проведенного нами исследования, по изучению жизнестойкости осужденных, неоднократно совершавших преступления, позволяют определиться с основными направлениями психологического сопровождения осужденных в преодолении трудных жизненных ситуаций. Речь идет о возможностях развития у них жизнестойкости конструктивной направленности, а также изменения личностной направленности, ценностей, формирования умения к социальной адаптации, ответственности за свои поступки, обучения способам поиска социальной поддержки.

Литература:

1.         Александрова Л. А. «К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей» / Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научн. конференц. — М.: Институт психологии РАН — 2005. — С. 16–22.

2.         Большой толковый словарь русского языка. Ред. Кузнецов С. А. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.

3.         Калинина Н. В. Формирование жизненной стойкости личности в подростковом и юношеском возрасте / Н. В. Калинина // Стратегии формирования антикризисного поведения подростков и молодежи: Сб. научно-методических трудов / Под ред. М. И. Лукьяновой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2001. — С. 35–49.

4.         Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

5.         Министерство внутренних дел Российской Федерации. Статистика [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports (дата обращения 27.08.2014).

6.         Сова Ю. И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: автореф. дисс. канд. психол. наук / Ю. И. Сова. Тамбов, 2009. — 22 с.

Основные термины (генерируются автоматически): жизнестойкость, осужденный, показатель нормы, исправительное учреждение, компонент жизнестойкости, место лишения свободы, принятие риска, результат воздействия, счет знаний, убежденность человека.


Похожие статьи

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Особенности активизации познавательной деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности средствами филателии

Прохождение государственной итоговой аттестации как аспект жизнестойкости обучающихся с задержкой психического развития

Особенности создания положительной мотивации осужденных обучающихся на уроках географии

Особенности проявления конфликтных ситуаций в школе

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности досудебного сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон (практика Архангельской области)

Похожие статьи

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Особенности активизации познавательной деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности средствами филателии

Прохождение государственной итоговой аттестации как аспект жизнестойкости обучающихся с задержкой психического развития

Особенности создания положительной мотивации осужденных обучающихся на уроках географии

Особенности проявления конфликтных ситуаций в школе

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности досудебного сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон (практика Архангельской области)

Задать вопрос