Особенности досудебного сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон (практика Архангельской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 12.01.2020

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Баженова, А. С. Особенности досудебного сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон (практика Архангельской области) / А. С. Баженова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66240/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нестабильная динамика в области детской преступности свидетельствует о наличии неблагоприятных социальных процессов, поскольку молодое поколение является основополагающим резервом социального развития каждой страны. Тем самым, возникает необходимость в доступе к правосудию детей вне зависимости от их процессуальной правоспособности. Как отмечает Ю. Ф. Беспалов, дети — это не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая ценность. В силу умственной и физической незрелости дети нуждаются в особой заботе со стороны государства и общества [1, С.44].

Факт наличия нестабильной динамики подростковой преступности в Архангельской области, которая характеризуется высоким ростом количества тяжких и особо тяжких преступлений думается, что для расследования преступлений в подростковой среде необходимо привлекать специальное лицо, обладающее знаниями психологических и педагогических основ в области подростковой психофизиологии. Знание особенностей психического состояния и свойств личности несовершеннолетнего является необходимым элементом для выявления внутренних и субъективных причин, способствовавших совершению им преступления.

В силу сказанного, весьма актуальным в настоящее время признается применение технологий социальной работы — досудебного сопровождения. Деятельность специалистов по социальной работе в рамках досудебного сопровождения выражается в подготовке информации и сведений о несовершеннолетнем правонарушителе для направления в суд с целью смягчения наказания.

Досудебное сопровождение несовершеннолетних представляет собой сферу деятельности специалистов различных органов и учреждений системы профилактики в сфере образования, социальной защиты населения, здравоохранения, труда и занятости населения, правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др. Согласованность действий данных субъектов межведомственного взаимодействия должно обеспечивать решение задач профилактики антиобщественных действий в детской и подростковой среде, снижения преступности среди несовершеннолетних, а также эффективной социальной адаптации лиц, находящихся в конфликте с законом. В этой связи досудебное сопровождение рассматривается еще как одна из инновационных социальных технологий ресоциализации личности несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом.

Основными задачами социального сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, являются:

  1. Защита и восстановление нарушенных прав несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.
  2. Осуществление правовой и социально-психологической поддержки несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.
  3. Реализация мер воздействия, направленных на реабилитацию, коррекцию и ресоциализацию несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в том числе применение примирительных (восстановительных) технологий.

С целью обеспечения защиты и оказания социально-психологической помощи несовершеннолетнему, оказавшегося в конфликте с законом, в ходе уголовного судопроизводства необходимо: изучить личность несовершеннолетнего; выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетним; оказать необходимую помощь несовершеннолетнему (направление в медицинское учреждение, оказание психологической, юридической помощи т. п.); способствовать разрешению конфликтов несовершеннолетнего с семьей, социальным окружением, пострадавшей стороной, в результате чего возможно примирение.

Постановка на учет несовершеннолетнего и его сопровождение начинается с поступления в отделение социального сопровождения направления на несовершеннолетнего от уголовно-исполнительной инспекции, подразделения по делам несовершеннолетних, следователя, дознавателя.

В ходе досудебного сопровождения социальный работник составляет дневник социального сопровождения, в котором отражаются сведения об индивидуальных психологических особенностях личности подростка, личные сведения о подростке и его родителях (опекунах, попечителях), ближайшем окружении, причинах и условиях совершения преступления. В ходе работы с несовершеннолетним и его семьей специалист взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательными учреждениями, организациями здравоохранения, подразделением по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства с целью поддержания комплексного взаимодействия с несовершеннолетним и его семьей.

По окончании досудебного сопровождения несовершеннолетнего социальным работником составляется социальное заключение, представляющее собой документ, содержащий установочные данные несовершеннолетнего, результаты диагностических мероприятий относительно поведенческих особенностей подростка, рекомендации по коррекции детско-родительских отношений, повышении заинтересованности ребенка и занятости.

По окончании расследования уголовного дела дневник социального сопровождения направляется в орган, исполняющий контроль над поведением подростка. На основании полученных от социальных работников сведений следователи (дознаватели) и судьи принимают то или иное процессуальное решение (о прекращении уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия, об избрании более снисходительной меры пресечения).

Вместе с положительными тенденциями проявляется формализм в работе специалистов по досудебному сопровождению — дневники однотипичны, не отражают индивидуальные особенности, скудны — что говорит об отсутствии должного исследования психологических особенностей подростка. С целью устранения данных недостатков и повышения эффективности применения данной процедуры социальным работникам, осуществляющим досудебное сопровождение, рекомендуется:

– Принять во внимание комплекс мероприятий профилактического и психодиагностического характера, направленных на выявление и индивидуально-психологических особенностей подростка;

– Организовать плановое межведомственное взаимодействие органов системы профилактики с периодичными отчетами (собраниями) о проделанной работе и достигнутых результатах за определенный период времени с целью выявления недостатков и улучшения направления дальнейшей работы с несовершеннолетним [2, С.9];

– Расширить круг рекомендаций несовершеннолетнему относительно его жизнедеятельности и организовать совместные мероприятия подростковых групп с целью формирования комфортной обстановки и сбора большей информации об особенностях подросткового возраста, поведения и причин, подтолкнувших последних к совершению преступления.

Институт досудебного сопровождения является тем нововведением, которое необходимо использовать в полной мере, поскольку, по нашему мнению, механизм и процесс проведения социальной работы с подростком несет за собой достаточно положительный результат. Мнение сотрудников правоохранительных органов относительно необходимости досудебного сопровождения несовершеннолетнего в ходе расследования по уголовному делу разделилось. Первые отмечают, что данная процедура является полезной в части формирования наиболее полной картины относительно характеризующих данных о подростке, в выявлении истинных причин совершения преступления и развитии у несовершеннолетнего негативного восприятия совершенного деяния. Другие же рассматривают данный институт как недостаточно сформированную технологию, развитие и внедрение которой представляет собой длительный процесс, ссылаясь на необоснованное затягивание процессуальных сроков предварительного расследования. Необходимо отметить, что осуществление данной процедуры начинается с момента подачи следователем (дознавателем) запроса в реабилитационный центр, оказывающий помощь несовершеннолетним, вступившим в конфликт с законом, и оканчивается составлением соответствующего заключения в пределах месячного срока. Ключевая проблемная ситуация складывается в том, что процедура досудебного сопровождения имеет ограниченное распространение и, в настоящее время присутствует на территории города Архангельска, Северодвинска, Котласского, Каргопольского и Вельского районов Архангельской области.

В некоторых районах, где присутствует развитая система процедуры досудебного сопровждения, неприменение института досудебного сопровождения становится причиной вынесения частных определений судами в следственный орган по причине поверхностного отношения сотрудников органов предварительного расследования к изучению личности подростка, его образа жизни и выявлении причин, способствовавших совершению преступления. Исходя из этого, следует, что процедура досудебного сопровождения постепенно приобретает статус обязательного мероприятия, что является с нашей точки зрения справедливым изменением. Без деятельности социальных работников невозможно в полной мере оценить несовершеннолетнего, его семью и окружение, условия совершения преступления и готовность последнего к изменению ключевых жизненных приоритета в позитивное направление. Без учета данных особенностей и истинных причин преступления, вынесение того или иного процессуального решения в отношении несовершеннолетнего не является обоснованным, справедливым и мотивированным, поскольку не проанализированы все особенности личности и действий подростка в полном объеме. Опираясь на данные точки зрения, следует отметить, что представленная техника в рамках досудебного сопровождения может стать тем «ключом», который поможет установить особенности жизни и воспитания несовершеннолетнего, играющих вспомогательную роль при выборе соответствующей меры воздействия и профилактики.

Собранные сведения развивают и профилактическую основу, так как способствуют выявлению причин и условий, подтолкнувших несовершеннолетнего на осуществление преступного умысла. В данной связи досудебное сопровождение рассматривается как еще одна из ювенальных технологий ресоциализации личности несовершеннолетнего, то есть, способствует приспособлению его личности к новой жизни в ином обществе и с другими взглядами. При этом, рассматриваемая процедура обеспечит более глубокое изучение личности подростка и повысит качество предварительного расследования и судебного следствия.

Относительно процедуры досудебного сопровождения необходимо разработать норму, свидетельствующую о возможности применения данной процедуры, как способа установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Статью 421 УПК РФ следует дополнить положением и изложить в следующей редакции:

«5. Процедура досудебного сопровождения, заключающаяся в деятельности социального работника по установлению личностных особенностей несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя (дознавателя). Заключение досудебного сопровождения несовершеннолетнего представляется в суд с материалами уголовного дела».

Литература:

  1. Беспалов Ю. Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Саратов. — 2002. — С.44
  2. Леус, Э.В., Соловьев, А. Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных.// Психология и право 2012. № 2. С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): досудебное сопровождение, предварительное расследование, конфликт, процедура, социальная работа, социальное сопровождение, социальный работник, Архангельская область, нестабильная динамика, подростковая среда.


Похожие статьи

Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности организации и реализации

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС

Похожие статьи

Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности организации и реализации

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС

Задать вопрос