Взаимодействие суда со школьной социально-психолого-педагогической службой | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 1515 раз

Библиографическое описание:

Цирихова, Е. В. Взаимодействие суда со школьной социально-психолого-педагогической службой / Е. В. Цирихова, Н. Н. Луканина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1647/ (дата обращения: 17.12.2024).



Возрастные и нравственно-этические и психологические особенности современных подростков-правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России обусловливают необходимость совершенствования судебной деятельности по делам несовершеннолетних. Одной из задач судебного рассмотрения дел несовершеннолетних является предупреждение совершения подростками новых правонарушений.

Суд является субъектом, функционально специализированным для борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, проведения профилактической работы с населением, в том числе и несовершеннолетнего населения региона. Суд, рассматривая конкретные уголовные дела и проводя профилактические мероприятия, выполняет существенную работу по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Профилактическая роль суда наглядно проявляется в судебном разбирательстве уголовных дел, воспитательное воздействие которого усиливается особым ритуалом судебного разбирательства, его торжественностью, которая не присуща другим процедурам уголовного процесса. Применяя меры уголовного наказания по отношению к несовершеннолетнему, суд не только восстанавливает справедливость и предупреждает повторные преступления.

По итогам работы судов Свердловской области в 2014–2015 годах число осужденных несовершеннолетних снизилось на треть. Однако уровень рецидива среди них по-прежнему остается высоким. За второе полугодие 2015 года количество преступлений, совершённых несовершеннолетними выше уровня сопоставимого периода 2014 года на +30,4 %. Каждый пятый, ранее имевший проблемы с законом, вновь попал на скамью подсудимых, причем несовершеннолетние подсудимые осознанно и преднамеренно совершают преступления, иногда с особым цинизмом и дерзостью (рис.1)

Рис. 1. Причины совершения преступлений несовершеннолетними [11]

При этом судебная система имеет в качестве своей приоритетной задачи судебную защиту прав и интересов несовершеннолетних, чем обусловлена особая процедура судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних.

Главная цель наказания несовершеннолетних — исправление и ресоциализация.

Включение в УПК РФ главы 50 об особенностях производства по делам несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам России.

Несовершенный подсудимый не настроен на контакт с судьей (изначально не ждет от него ничего хорошего, т. к. знает, что именно судья назначит ему наказание), не заинтересован (или не всегда заинтересован) в даче показаний, но заинтересован в допросе в период судебного разбирательства, так как это на судебном допросе он дает показания, которые являются как средством защиты от предъявленного обвинения; выражающие оценку содеянного, так и средством установления с помощью их показаний достоверных фактов по делу (даже независимо от их желания помочь следствию) [6, С.19].

Эффективность заслушивания и исследования показаний несовершеннолетнего подсудимого во многом зависит от тщательной подготовки суда к данному судебному действию. По материалам дела суд должен подробно и внимательно ознакомиться с личностью несовершеннолетнего, его взаимоотношениями с другими подсудимыми и иными участвующими в деле лицами, условиями жизни и воспитания подростка.

Но очевидный дефицит времени при судебном допросе (количественная категория) не всегда компенсируется высоким качеством допроса несовершеннолетнего. Результат — психологическое перенапряжение у несовершеннолетних и активизация копинг-поведения, особенно у потерпевших. Например, по экспериментальным данным социального педагога МАОУ «СОШ № 48» Е.В. у несовершеннолетних учащихся школы, участвующих в исследовании, подвергшихся краже и избиению со стороны сверстников у 4 чел.(20 % из выборки) пропал сон и снизилась успеваемость, временное психическое расстройство кратковременных в форме депрессивно-дисфорической реакции, развившейся непосредственно в ответ на деликт, было диагностировано у 2 потерпевших (10 %) [11].

Правильное использование показаний несовершеннолетнего в ходе судебного допроса возможно лишь при условии, если судья имеет более или менее четкое представление о психологических основах их формированиях [7, С.92]. Этими основами выступают свойства и особенности психики несовершеннолетних подсудимых и несовершеннолетних потерпевших [10, С.40].

В целях предупреждения ошибок при производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних и разъяснения спорных вопросов, возникших в судебной практике для несовершеннолетних предоставляется их законный представитель, который обладает теми же правами, что и несовершеннолетний, которого он представляет.

Второй наиболее важный участник судопроизводства — педагог или психолог. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» особо подчеркнул, что показания подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога в случаях, предусмотренных частью третьей ст. 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, являются недопустимыми доказательствами.

С 1 января 2015 года вступили в силу положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», предусматривающие случаи обязательного участия педагога или психолога не только в допросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля).

Педагог или психолог, как правило, привлекается для допроса несовершеннолетнего, подсудимого, потерпевшего и даже свидетеля [8,С.24]. В присутствии педагога несовершеннолетний чувствует себя более защищенным. Педагог в какой-то мере гарант того, что к несовершеннолетнему не будут применены недозволенные методы следствия или судебных действий, а также того, что показания несовершеннолетнего будут достоверно зафиксированы в протоколах следственных действий.

Роль социального педагога/психолога в том, чтобы обеспечить несовершеннолетнему более комфортные условия осуществления того или иного следственного действия, обеспечить контакт между несовершеннолетним и лицом, которое проводит следственное действие [5.С.78].

Трудность в участии социальных педагогов и педагогов-психологов в судебном разбирательстве в том, что участие специалистов в суде — это процедура платная, органы суда не всегда имеют возможность пригласить специалиста, знающего психологические особенности несовершеннолетнего, да еще и такого, которому бы доверял и несовершеннолетний подсудимый и несовершеннолетний потерпевши, их законные представители в суде и их же семьи.

Социальный педагог и/или педагог-психолог в современном судопроизводстве, прежде всего, педагог и специалист по детской психологии, т. е. он обладает такими знаниями и навыками, которые, как правило, отсутствуют и у судей, и у сотрудников МВД и прокуратуры. В то же время от социального педагога, в отличие от адвоката, не требуется вступать в правовое единоборство с судом и стороной обвинения.

Вызвать чувство доверия, повысить чувство психологической защищенности у несовершеннолетнего и активизировать психологические контакты с судьей лучше всего смогут социальные педагоги и/или педагоги-психологи из того образовательного учреждения, в котором учился несовершеннолетний.

Спонтанность в совершении преступлений несовершеннолетним маловероятна [6, С.64]. Несовершеннолетний, как правило, и ранее находился в трудной жизненной ситуации, возможно, состоял на учете в ОДН УВД, и поэтому, и социальный педагог (педагог-психолог), входящий в школьную социально-психолого-педагогическую службу, в рамках своих компетенций, знает психологические особенности и социальную среду проживания несовершеннолетнего подсудимого лучше, чем приглашенные в суд специалисты — психологи из сторонних организаций, не видевших и не знавших несовершеннолетнего ранее.

Анализ дел, рассматриваемых судьями Свердловского областного суда, в том числе дел, рассматриваемых в Новоуральске, проходивших с участием школьных социальных педагогов и педагогов-психологов образовательного учреждения, в котором учился подсудимый, указывает на то, что, им несовершеннолетний доверяет больше, становится спокойным, не проявляет агрессию, правдиво отвечает на вопросы судьи.

Доброжелательность социального педагога, его выраженное стремление помочь несовершеннолетнему подсудимому облегчают процесс установления коммуникативных связей между подсудимым и судьей. Установление психологического контакта с подсудимым во многом определяется поведением судей.

Таким образом, социальный педагог или педагог-психолог школьной СППС могут оказывать более эффективно моральную, социальную и психологическую поддержку подростку, попавшему в сферу деятельности как уголовного так и гражданского правосудия.

При этом социальный педагог для работы в суде должен владеть основными психологическими приемами стабилизации психологического состояния несовершеннолетнего (снижение уровня тревожности, снятию страхов, снижению уровня психологического дискомфорта, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» и т. д.). Социальный педагог и/или педагог-психолог обязан соблюдать строгую конфиденциальность — хранить в тайне всю информацию, полученную от несовершеннолетнего, уметь составлять документы для суда, уметь проводить беседу, руководствуясь основными приемами психологического консультирования.

Рассмотрение гражданских дел по искам об определении места жительства и порядка общения с несовершеннолетними также требует особого подхода. При обращении в суд, отношения в таких семьях «накалены до предела». Судом при рассмотрении подобных дел также привлекаются педагоги школьной социально-психолого-педагогической службой. В результате, ими представляются подробные заключения, дающие психологический портрет родителей, детей, их окружения, судом принимается к вниманию их предложения по вопросу воспитания детей.

При рассмотрении административных дел школьная социально-психолого-педагогическая служба МАОУ «СОШ № 48» г. Новоуральска предоставляет суду сведения о проблемах воспитания, причинах СОП (социально опасного положения), ТЖС (тяжелой жизненной ситуации) детей и семей, неустойчивое психологические состояние несовершеннолетних, их родителей. Тут перед судом встает вопрос, как не допустить, чтобы эти дети не дошли до скамьи подсудимых. И в этом суд сотрудничает со школьной социально-психолого-педагогической службой.

То есть педагоги школьной социально-психолого-педагогической службой МАОУ «СОШ № 48» фактически оказывают суду консультационную помощь в понимании личности несовершеннолетних, а также участвуют в процессе перевоспитания несовершеннолетнего и оказывают помощь в социальной адаптации детей.

Активная составляющая функций социального педагога, педагога-психолога заключается в организации процесса перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя уже на стадии следствия и суда, поскольку лучшим способом защиты прав несовершеннолетнего является помощь ему в социальной адаптации, разрешение конфликтов в быту и семье и, как результат, исправление преступного поведения.

Школьная социально-психолого-педагогическая служба МАОУ «СОШ № 48» предоставляет сведения, как для карт, так и для информационного листа несовершеннолетнего подсудимого и потерпевшего.

Предоставленная педагогами, входящими в школьную СППС МАОУ «СОШ № 48» информация о несовершеннолетнем облегчает суду проведение судебного допроса и составление мнения судьи об обстоятельствах совершения преступления. Карта и листок содержат индивидуальные психологические особенности личности несовершеннолетнего, его социальной среды, установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления и определить те меры предупреждения рецидива, которые нужно осуществить в отношении данного несовершеннолетнего в рамках индивидуальной программы профилактики после суда.

В функции школьной социально-психолого-педагогической службы на стадии досудебного разбирательства могут также входить выезды в момент задержания несовершеннолетнего, а также помощь в реабилитации после прекращения уголовного преследования; профилактические встречи с несовершеннолетними в школе.

Реализацию индивидуальной программы профилактики после суда в отношении несовершеннолетнего осуществляют, как правило, педагоги школьной социально-психолого-педагогической службы вместе с инспекторами ОДН и специалистами ТКДН и ЗП.

Деятельность специалистов школьной социально-психолого-педагогической службы значима, и взаимодействие суда с этой службой эффективно, поэтому мы считаем необходимым внести изменения в часть первую ст. 189 ГПК, заменив слово «педагог» на «социальный педагог и /или педагог-психолог». Статьи 191, 205, 207, 209, 212, 215 ГПК предлагается дополнить нормой, обязывающей суд привлекать при совершении данных процессуальных действий с участием несовершеннолетних свидетелей в возрасте до 14 лет (с 14 до 16 лет — по усмотрению суда) социального педагога и /или педагога-психолога.

Представляется, что более тщательный учет в законодательстве и на практике возрастных особенностей несовершеннолетних свидетелей и использование для этого специальных познаний социального педагога и/или педагога-психолога школьной социально-психолого-педагогической службы будут способствовать повышению эффективности совершения процессуальных действий с участием несовершеннолетних при одновременной защите их прав и законных интересов.

Литература:

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ (в ред.2015 года)) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве»
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»
  6. Марихин С. В. Механизмы формирования готовности психолога к профессиональной деятельности [Гиоев Г. В.] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2015. — № 1 (65).
  7. Россинская Е. И., Галяшина Е. В. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. М: издательство: Проспект 2015. -464с.
  8. Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс: Учебное пособие. 2-е изд. М.: ИД «Питер», 2015.- с. 336 с. (Стандарт третьего поколения)
  9. Шадрина Е. Г. Российские механизмы защиты прав человека // Права человека как основа бесконфликтного социокультурного взаимодействия в молодежной среде: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2015. — С. 96–113
  10. Сафуанов Ф. С. История развития судебно-психологической экспертизы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 3. С. 125–141. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72735.shtml (дата обращения: 07.04.2016)
  11. Аналитический отчет по результатам мониторинга семей в ТЖС/СОП/Новоуральск, http://maou48.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, школьная социально-психолого-педагогическая служба, суд, несовершеннолетний подсудимый, педагог, судебный допрос, дело, подсудимый, Российская Федерация, судебное разбирательство.
Задать вопрос